Цели и задачи урока: дать краткий обзор вопросов, изучаемых в разделе “Программирование на языке Паскаль”, создать положительную мотивацию к изучению данного раздела, формировать представление у учащихся о языке программирования, о составляющих языка программирования, о классификации языков программирования, о системе программирования, о ее компонентах и их назначении. Развивать умения: переводить визуальную информацию в вербальную, анализировать информацию, выстраивать причинно-следственные связи; развивать навык конспектирования.
Оборудование: мультимедийный проектор, Презентация 1, Презентация 2, иллюстрирующие новый материал.
Ход урока
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
|
I. Организационный этап. |
Приветствует учеников, отмечает в журнале отсутствующих. | Приветствуют учителя. | |
II. Изучение нового материала.Создание положительной мотивации к изучению нового материала (Изучение нового материала сопровождается Презентацией 1) |
Если дети затруднились ответить, то учитель сам отвечает на вопрос и открывает надпись под фотографией. Если прозвучал ответ о корпорации Microsoft, то учитель лишь обобщает ответ, в противном случае – сообщает: Но прежде давайте вспомним, какие разделы выделяют в информатике и как они взаимосвязаны между собой. |
Высказывают свои предположения,
возможно, кто-то назовет имя. (Предположения, высказанные детьми, могут быть разными, но велика вероятность того, что прозвучит информация о корпорации Microsoft, о продукции этой фирмы) |
|
На экране показано слово
“Информатика” и от него идут три стрелки, по
мере называния разделов, открываются их названия
(для HardWare и SoftWare – еще и иллюстрации) в ходе
беседы учитель постепенно открывает элементы
схемы
Показывает на экране соответствующие элементы схемы. |
Называют разделы, уточняют, что именно
изучается в каждом из разделов.
Дети отвечают. Для исполнителя, в том числе и для компьютера. |
||
|
|
||
Формулирование темы урока, планирование изучения нового материала | Запишите дату и тему урока в
тетрадях и приступим.
В чем главное отличие формальных языков от естественных? |
|
|
После ответа детей следует открыть пояснительный текст, если возникли затруднения с ответом, то сразу текст открыть сразу.
|
Дети высказывают предположения: | ||
По мере ответов открывает содержимое слайда Учитель четко обобщает формулировки определений (они приведены на слайде) Язык программирования (как и любой другой язык) образуют три составляющих: алфавит, синтаксис и семантика. Дает пояснения этим терминам, пока дети записывают эти понятия в тетрадях, говорит Давайте попробуем разобраться, какие бывают языки программирования и классифицировать их. |
Для записи алгоритмов. Предлагают формулировки. Отвечают на вопрос. Записывают определения в тетрадях. Ведут записи в тетрадях. |
||
Далее следует рассказ учителя
об уровнях языков программирования, по ходу
рассказа открывается содержимое слайда. Каждый компьютер имеет свой машинный язык, то есть свою совокупность машинных команд, которая отличается количеством адресов в команде, назначением информации, задаваемой в адресах, набором операций, которые может выполнить машина и т. д. При программировании на машинном языке программист может держать под своим контролем каждую команду и каждую ячейку памяти, использовать все возможности имеющихся машинных операций. Но процесс написания программ на машинном языке очень трудоемкий и утомительный. Несмотря на то, что каждый шаг программы детально описан, программа получается громоздкой, труднообозримой, ее трудно отлаживать, изменять, развивать. Поэтому в случае, когда нужно иметь эффективную программу, в максимальной степени учитывающую особенности конкретного компьютера, вместо машинных языков используют машинно-ориентированные языки или языки ассемблера, которые позволяют программисту пользоваться текстовыми мнемоническими кодами, по своему усмотрению присваивать символические имена регистрам компьютера и памяти, задавать удобные способы адресации и т. д. Перевод программы с языка ассемблера на машинный язык осуществляется специальной программой которая называется ассемблером и является простейшим транслятором.
Программирование в машинном коде или на языке ассемблера все-таки не очень удобно для человека, поэтому разрабатывают машинно-независимые языки, имитирующие естественные языки, использующие некоторые слова разговорного языка, общепринятые математические символы. Но, поскольку компьютер выполняет программу, представленную в машинном коде, необходима специальная программа, преобразующая текст программы с машинно-независимого языка в текст на машинном коде. Таким образом, по степени детализации языки программирования можно разделить на три группы: машинные, машинно-ориентированные или языки ассемблера и машинно-независимые или языки высокого уровня, поскольку они ориентированы на человека. Машинные языки и языки ассемблера относят к языкам низкого уровня, поскольку они ориентированы на компьютер. Языки высокого уровня так же можно классифицировать по способу программирования на три группы: процедурные, логические, и объектно-ориентированные. [2] |
To translate означает “переводить”, значит транслятор, наверное, переводчик. | ||
Далее учитель кратко
характеризует группы языков по способу
программирования, открывает и затем удаляет
соответствующие элементы схемы
Кратко характеризует особенности интерпретатора и транслятора, сообщает, что для языка Паскаль разработан компилятор. Открывает список На последующих уроках мы с вами будем осваивать систему программирования Turbo Pascal, т. е. будем учиться работать с этими программами. |
Высказывают предположения, возможно, выскажут мнение, что понадобится какая-нибудь специальная программа. Дети записывают схему в тетрадях. Записывают определение в тетрадях. Перечисляют те компоненты, которые запомнили. Записывают компоненты системы программирования в тетрадях. |
||
III. Закрепление(репродуктивный уровень) |
Беседа по вопросам:
(Или выполнение тестового задания на компьютере (см. Презентацию2 “Тест по теме “Классификация языков программирования. Системы программирования”)) |
Отвечают на предложенные вопросы. (или выполняют тестовые задания на компьютере) | |
IV. Итог урока |
|
||
V. Домашнее задание |
Открывает слайд с домашним
заданием. Задание, отмеченное * предназначено для желающих. |
Записывают домашнее задание. |
Список литературы
- Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 11 класса. /Н. Д. Угринович.– М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.
- Информатика: Учебное пособие для 10 – 11 классов общеобразовательных учреждений /Л. З. Шауцукова. – М.: Просвещение, 2000.
- Информатика /издательский дом Первое сентября – № 3 2002 г.
- Информатика /издательский дом Первое сентября – № 12 2006 г.