Школа вообще и начальная в частности переживает в наши дни состояние переходности. Появление новых альтернативных программ и курсов обуславливает стремление педагогов повышать уровень своего мастерства, обновлять содержание обучения, совершенствовать методы и формы работы с учащимися. Идея интеграции образования все настойчивее заявляет о себе и заставляет искать эффективные пути её реализации. На сегодняшний день образовался ряд различных подходов и направлений в данной области: интеграция через поиск межпредметных связей (вплоть до так называемых интегрированных уроков); математическое планирование по принципу одновременного прохождения сходных тем в разных учебных дисциплинах; разработка новых учебных курсов, соединяющих в себе информацию из разных предметов и пр.
Один из перспективных путей предложен профессором В.А. Разумным. Его смысл состоит в том, что каждый учебный предмет в рамках своего собственного содержания предоставляет возможности для комплексного воздействия на личность ученика. В.А. Разумный выделяет три блока, которые должны быть представлены в содержании образования в целом и в каждом учебном предмете: знания, эмоции, вера. При таком подходе создается возможность для действительной интеграции познания, для нового синтеза информации, получаемой учеником. Этот путь позволит ему сформировать в своем сознании не разрозненные куски знаний об окружающей действительности, а её целостную картину и, главное, позволит выработать способность к дальнейшему непрерывному познанию. “Прямой” путь увеличения комплекса изучаемых наук и новых, беспрерывно умножающихся знаний бесперспективен, более того - блокирует мыслительный потенциал учащегося”, – считает В.А. Разумный.Вместо этого необходимо высвобождение учебного времени для подключения к образовательному процессу эмоциональной и духовной сфер личности ребенка.
Именно такой подход считается сегодня во всем мире наиболее конструктивным, поскольку идея органичного единства интеллектуального и эмоционального развития получила неопровержимое подтверждение в трудах и опыте отечественных и зарубежных педагогов. В связи с этим задача заключается не в создании новых учебных дисциплин, а в разработке новых концепций и нового содержания тех учебных курсов, которые традиционно сложились в системе образования.
Интегрированные уроки – одно из важных средств обучения, так как они формируют у учащихся устойчивый интерес к учению, снимают напряжение, помогают формировать навыки учебной работы, собственно учебной деятельности, оказывают глубокое эмоциональное воздействие на детей, благодаря чему у них формируются более прочные, глубокие знания.
В Краснодарском крае в учебный план внесен предмет “Кубановедение”. В связи с этим появилась возможность интегрировать его с окружающим миром, русским языком, технологией, ИЗО, музыкой, литературным чтением, математикой и пр.
Интеграция кубановедения с математикой привела к развитию мыслительной активности учащихся, совершенствованию полученных знаний, умений и навыков, формированию творческих способностей детей, развитию внимания, памяти, речи.
Точность и строгость математики вовсе не означает сухость её изложения; отвлеченность понятий, которыми оперирует эта наука, не должна порождать у детей представление о математике, как о мертвой науке. Именно поэтому активному восприятию и пониманию математических законов на уроках математики в начальных классах поможет краеведческий материал, позволяющий ощутить детям радость познания и обучения. Использование его на уроках в начальной школе, несомненно, играет большую роль в формировании исторического сознания учащихся, любви к своей родине, уважения и интереса к национальной культуре, желания сохранить свой край для будущих поколений.
Цели и задачи:
- построить формулы произведения а=в∙с, выражающую общие свойства взаимосвязей между величинами в формулах пути ,стоимости,и др.
- систематизировать знания детей об алгоритмах решения простых задач и о поиске решения составных задач на все виды зависимости между величинами.
- закрепить алгоритм умножения многозначного числа на трехзначное и распространить его на случай умножения на любое многозначное число.
- повторить решение уравнения и примеров на порядок действия, составления буквенных выражений и нахождения их значений, развивать геометрические представления и отрабатывать вычислительные навыки.
- воспитать любовь к родному краю и его природе, дать начальные представления по предмету «Кубановедение» в начальной школе.
Оборудование: карта Краснодарского края, таблицы с формулами нахождения A, S и т.д., план казачьей избы, сувениры.
Ход урока
I
Сегодня на уроке мы с вами продолжаем отрабатывать навыки умножения многозначных чисел на трехзначные, решения задач на нахождения S фигуры, пути (S), работы, стоимости, совершенствуем навык решения уравнений и знакомимся с новым понятием в математике. Но чтобы это знакомство не вызвало у вас затруднений вы должны быть очень внимательны.
Приступим к работе.
1. Выполнение №4 в учебнике с. 54.
В задании повторяется нумерация и сравнение многозначных чисел. Учащиеся должны прочитать числа и записать их в пустые окошки в порядке возрастания.
Слайд 2
Лишним числом является 10 000 020,т.к. оно больше 2 000 705, а справа нет окошка для него.
2. №5 у доски 2 ученика.
В это время самостоятельное решение в тетради с последующей коллективной проверкой. Слайд 3
3. Слайд 4
Подставляя вместо фигур соответствующие цифры в примеры и, выполняя вычисления, получим.
◊☼☼ ∙▲▲☼==350∙660=2310000
◊▲☼■ ∙ ■○*=5604∙473=2650692
○▲○ ∙ ◊☼■= 767∙504=386564
4. Так как нам пришлось для расшифровки столкнуться с умножение на трехзначное число, то я надеюсь, что вы без труда расшифруете следующее слово. Слайд 5
II
Сегодня на уроке мы совершим маленькое путешествие в историю нашего края и побываем в некоторых интересных местах Кубани. Слайд 6
Почему я говорю об истории Кубани? (Потому что она существует очень давно).
– Как давно? ( 500 тыс.лет)
– На какие более мелкие единицы времени можно разделить тысячелетие? (На века).
– А века? (На годы ).
– Кто населял нашу родину в первом тысячелетии до нашей эры? (Скифы, греки, меоты). Слайд 7
Далеко за пределами Кубани известен наш курорт Анапа. Где как раз раньше и жили греки. Вспомните, как называлась Анапа раньше? (Горгиппия). Слайд 8
Здесь процветала торговля по морю и рыболовство. Вот и первая задача:
«В день жители Горгиппии продавали по 10 галер рыбы, каждая из которых вмещала 1 тонну этого товара. Сколько рыбы покупалось в сутки у греков»?
На доске и в тетрадях запись следующего вида:
К = а∙n 1∙10=10(m)
Если принять за а – вместимость рыбы в одну галеру, за n – количество галер, за К – всю проданную рыбу.
Слайд 9 – Когда казаки переместились на Кубань?
– Почему? (Такое право на владение Кубанскими землями им подарила царица Екатерина II в 1792 г. за хорошую службу).
– Первый отряд казаков приплыл из Украины по Черному морю в 1792 г. В этом же году и атаман Захарий Чепега по суше дошел до реки Кубань, двигаясь с обозом в 413 телег, на которых сидело по 5 человек казаков с семьями, вещами и продовольствием. Задача: посчитайте, сколько человек атаман Чепега привел с собой на Кубань (если k – количество телег, m – казаки на одной телеге, P – общее количество казаков).
P= m ∙ k
413 ∙ 5= 2065 (ч) – приехало на Кубань.
Посчитайте, сколько лет казаки уже живут на Кубани? Слайд 10
В 1793 г. был основан войсковой град Екатеринодар. Посчитайте сколько лет существует наш город. Слайды 11-12
Через 127 лет Екатеринодар переименовали в Краснодар. В каком году это было?
Богат был кубанский край рыбой, цена на нее была довольно низкая. Слайды 13-14
Много зверей водилось в кубанских лесах. Слайды 15-16
Волчий мех стоил 20 рублей. Какова стоимость пяти волчьих шкур? Лисий мех – 25 рублей за штуку. Какова стоимость четырех шкурок лисы?
С= а∙n 20∙5=100(руб.) – волк
С= а∙n 25∙4=100(руб.) – лиса
Чей мех дороже? На сколько? (устно)
Заячья шкура имела цену – 10 копеек. Какова стоимость 1000 шкурок?
С= а∙n 10 ∙ 1000= 10000 (коп.)10000 коп. = 100руб.
Можем видеть, на сколько дешевле были шкуры зайца по сравнению с волком и лисой.
Приехав на Кубань, остановились казаки в Карасунском куте (Горпарк) и стали строить себе крепость по 250 сажень каждая сторона в форме квадрата.
Вычисление площади этой крепости (на доске) Слайд 17
Потом от крепости проложили первую борозду для посева пшеницы до нынешнего к\т «Аврора». Так родилась улица Красная. Слайд 18
В центре крепости расположилась походная церковь, а возле крепости строили казармы для холостых казаков и хаты для семейных. Казачьи хаты строили из дерева, камыша, хвороста, глины. Пол был земляной.
Зажиточные казаки в хате имели горницу с печью и хатыну (сени) Посмотрите на рисунок и найдите площадь такой хаты, если горница имела длину 6м, а ширину 5м; сени 3 м – ширину и 6 м длину. Слайд 19
Атаман Казачьего войска Захарий Чепега, наблюдая за таким интенсивным строительством и вырубкой леса, был очень встревожен за судьбу лесных угодий и запретил вырубать лес без его разрешения. Охраной природы жители Кубани занимаются и сейчас, т.к. очень большой ущерб нанесен флоре и фауне нашей земли. Слайд 20
В крае создан Кавказский государственный биосферный заповедник площадью 2600км²
Если бы он был строго в форме прямоугольника, то какую длину имели бы его стороны? Посчитайте (26 км, 100 км; 13 км, 200 км; 1300 км, 2 км)
А в этом заповеднике сохранились зубры, туры, кавказский олень, совы. Какую пользу приносят совы? Почему люди занимаются ее охраной? (Сова уничтожает мышей).
Слайд 21 1 сова за лето съедает 1000 мышей, а 1 мышь съедает в год 1 кг зерна. Сосчитайте, сколько сова сохраняет зерна человеку в год?
Слайд 22 Население края тоже увеличилось. Какова численность населения сегодня?
Быстро выросли и города нашего края. Слайды 23-24
Если из Краснодара выехать на машине со скоростью 75 км/ч и проехать 3 ч., то мы попадаем в г. Армавир, который раньше был селом. Найдите расстояние от Краснодара до Армавира.
S = v ∙ t 75∙3 = 225 (км)
От Москвы Краснодар находиться на расстоянии, которое поезд, двигаясь со скоростью 90 км/ч, преодолевает за 17 ч. Вычислите это расстояние.
90 ∙ 17= 1530 (км)
Слайд 25 Пока мы с вами путешествовали в историю нашего города и края, нам пришлось решить очень много задач.
Посмотрите на них.
Что в них общего? (Решаются одинаково; величины разные, а решение одно.)
– Придумайте задачу с таким же решением.
– Откройте с. 52
– Вот мы и подошли к тому, ради чего нам пришлось много поработать. Сейчас мы с вами попробуем сделать запись, которая выражала бы общее свойство всех рассмотренных величин.
– Что это за запись? (Формула.) Слайды 26-27
– Каково общее свойство всех величин? (Находятся их произведения.)
– Может, кто-то уже догадался, как называется тема нашего урока и каково новое понятие, с которым мы должны познакомиться (Формула произведения.)
В произведение входят 2 множителя.
Догадайтесь, какой из них должен быть неизменным, чтобы формула имела смысл (Первый.)
Ну а теперь попробуйте задать все эти формулы одним равенством, отвлекаясь от конкретных значений велечин, заменив их переменными.
Чтение правила на с. 53 Для закрепления № 2(а), с. 53 , № 2 (а и b) – по группам с проверкой.
И в заключение урока, еще одна задача, при решении которой вам не обойтись без формулы произведения.
Слайд 28 Казачка вышивает по 4 платка в день для продажи на рынке. Сколько платков она продаст на рынке, поработав месяц? (Если в месяце 30 дней)
A = v ∙ t 4 ∙ 30 = 120 (пл.)
Наши ребята тоже трудились, вышивая для вас казачьи платки, но не для продажи, а в дар. В заключение нашего урока нам бы хотелось подарить вам наши работы.
III
Итог урока.
– С каким новым понятием познакомились на уроке? Смысл этого понятия.
(Повторенное чтение вывода с. 53)
Оценки.
– Д/з. №3, придумать задачу, аналогичную задачам №3, оформить, как карточку.
Список литературы:
- Бардадым В. «Этюды о Екатеринодаре» Краснодар «Северный Кавказ», 1992.
- История Кубани. Атлас с картами. Краснодар: ОИПЦ «Перспективы образования», 2006.
- Лотышев И.П. «Люби и знай Кубанский край», ОАО «Полиграфиздат «Адыгея», Майкоп, 2007.
- Ратушняк В.Н. «Родная Кубань. Страницы истории» ОИПЦ «Перспективы образования», 2008.
- Петерсон Л.Г. учебник «Математика» 3 класс, ч. 3; Издательство «Ювента», Москва, 2010.