Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида №44 г. Кирова (далее С(К)ОШ) - это открытая взаимодействующая с различными институтами общества социально-педагогическая система.
При определении деятельности С(К)ОШ сегодня все чаще употребляется такая актуальная терминология как сегмент рынка образовательных услуг, рейтинг, имидж образовательного учреждения, конкурентоспособность, технология маркетинга и т.п., что в духе времени и справедливо можно отнести к С(К)ОШ VIII вида. Особенно в наших обстоятельствах, когда два образовательных учреждения одного типа и вида расположены на одной улице на незначительном расстоянии друг от друга. Так у родителей (законных представителей) появляется реальная возможность выбрать ту школу, которая соответствует их запросам и потребностям.
А педагогам нашей школы такая ситуация постоянно напоминает об укреплении конкурентоспособности учреждения и поддержке позитивного имиджа на рынке образовательных услуг.
В педагогическом коллективе есть понимание, что для достижения устойчивого продолжительного успеха необходим сильный позитивный педагогический имидж школы, так как конкурентная борьба все чаще ведется не между организациями, а между имиджами организаций, услуг, т.е. сильный имидж для С(К)ОШ призван не только защитить от атак конкурентов, но и облегчить доступ к финансовым, информационным, материальным ресурсам.
По мнению педагогов к конкурентным преимуществам С(К)ОШ могут быть отнесены:
- характер внешних связей;
- качество предоставляемых образовательных услуг;
- гибкость и оперативность реагирования на изменения экономических потребностей района, города;
- комфортность внутренней среды школы;
- известность и репутация школы.
Одним из несомненных конкурентных преимуществ является исторический опыт и серьезная методическая база старейшего в городе и области коррекционного учреждения. Сложившаяся 85 летняя практика обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья не отрицается никем. Однако в провинциальном городе низкий уровень толерантности, поэтому у родителей (законных представителей) существует определенное предубеждение против обучения в С(К)ОШ VIII вида.
Для преодоления подобных предубеждений ведется активное согласование. элементов коммуникации С(К)ОШ, передающие основную идею, вызывающую благоприятный отклик и повышающую степень доверия в глазах родителей и общественности. Это - логотип С(К)ОШ, персональные карточки сотрудников, школьная многотиражка "Вера. Надежда. Любовь", а также активное участие сотрудников в образовательных конференциях, педагогических форумах, фестивалях, конкурсах, чтениях, создание школьного Интернет-сайта.
Заметно большее внимание стало уделяться визуально неподвижным коммуникациям - изданы буклеты, памятные календари, листовки, памятки, плакаты, оформлены фотовыставки из жизни школы.
Предмет особой заботы - благоустройство и озеленение пришкольной территории, своевременный ремонт фасада здания, восстановление ограждения, разбивка цветников, освещенность пришкольной территории и поддержание требуемого уровня санитарного порядка на школьной территории. В школе уютно, оформление внутренних помещений выполнено в комфортной цветовой гамме. Много цветов и зелени, современная учебная и мягкая мебель.
Для обучения персонала школы использованию визуально подвижных коммуникаций складывается система обучающих семинаров по деловому этикету и поведению в рабочей обстановке и на публике, по общению с родителями, гостями, коллегами, посетителями школы.
С(К)ОШ - бюджетное учреждение, которое финансируется по подушевому, нормативному принципу. Стабильность финансовой обеспеченности школы по бюджету зависит от количества учащихся, которое находится в пределах 200-215 человек. Проведена оптимизация штатного расписания. Сложилась система попечительской поддержки и благотворительной помощи школе. Появились возможности получения целевых грантов на городском и областном уровне.
Характер внешних связей школы многообразен. Вопросы преемственности дошкольного и школьного образования решаются совместно с коллективом детского сада "Полянка".
Расширить спектр возможностей профессионального выбора позволяет давнее сотрудничество со службой занятости, профессиональными учебными заведениями № 18, 19, межшкольным учебно-производственным комбинатом.
В связи с тем, что в школе обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья в работе педсовета, учительских методических объединений, совета профилактики и родительских собраниях принимают участие медработники курирующей школу поликлиники и психиатрической больницы.
Благодаря поддержке городского спортивного комитета 2-3 раза в триместр организуются дни спорта и здоровья на стадионах, спортивно-туристических комплексах, катке, бассейне, дендропарке.
За последний учебный год учащиеся школы приняли участие в более чем полусотне соревнований, конкурсов, фестивалях и свыше ста тридцати раз награждались за победы и призовые места, а особенно успешно - в плавании.
Выстроить систему дополнительного образования детей и педагогически-целесообразоного досуга помогает сеть учреждений дополнительного образования детей по плаванию, туризму, технике, декоративно-прикладному творчеству, участие в массовых и зрелищных мероприятиях.
Ряд учреждений культуры (музеи, библиотеки, театры) участвуют в культурном просвещении учащихся, прививая любовь к родному краю и его истории, работая с юными читателями в эстетическом и этическом направлениях.
Учащиеся нашей школы получают реабилитационную помощь в областном реабилитационном центре для детей и подростков с ограниченными возможностями.
Образовательная программа школы реализуется педагогическим коллективом, имеющим специальную подготовку и высокий уровень квалификации (21% высшая, 51,5% - первая квалификационную категорию, а 33% награждены ведомственными наградами и знаками отличия).
50,5% от числа подлежащих аттестации учеников учатся только на хорошо и отлично.
Однако какими бы значительными не были успехи и достижения С(К)ОШ в реализации образовательных и воспитательных программ большинство родителей (законных представителей) беспокоит и интересует главное, как себя чувствует в школе их ребенок.
В С(К)ОШ VIII вида поддерживается режим охранительной образовательной деятельности. Комфортность внутренней среды определяется и задается прежде всего характером взаимоотношений учитель - ученик, ученик - ученик, учитель - родители - ученик.
Опрос родителей поступающих в школу первоклассникам показал нам, что по их мнению прежде всего попадает в поле зрения:
- уют и комфорт помещений школы;
- двухразовое горячее бесплатное питание;
- удобное расположение остановок общественного транспорта;
- освещенность школьного двора и прилегаемой территории;
- обеспеченность учебниками, инвентарем, инструментами;
- наличие медицинского персонала;
- присутствие в школе школьного инспектора подразделения по делам несовершеннолетних отдела милиции.
Для педагогического коллектива С(К)ОШ важно не только привлечь и принять в школу детей, которым рекомендовано обучение в образовательном учреждении VIII вида, но и создать условия, в которых все участники образовательного процесса - педагоги, дети и их родители - стремились к достижению общей цели.
Доверие родителей (законных представителей) укрепляет тот факт, что школу к началу учебного года ежегодно принимают надзорные органы, что фактически фиксирует наличие условий безопасного пребывания учащихся.
Таким образом, в условиях изменения статуса образовательного учреждения коллективу приходится серьезно думать об укреплении своих конкурентных преимуществ.
На рынке образовательных услуг повышение конкурентоспособности для С (К) ОШ это прежде всего целенаправленная деятельность по обеспечению высокого качества образовательных услуг, комфортности внутренней среды школы и укрепление позитивного педагогического имиджа учреждения.