Цели урока:
Способствовать формированию учебно-познавательной компетенции учащихся через создание оптимальных условий для исследовательской деятельности с целью:
- определить значение воды в жизни планеты и в жизни человека;
- выявить причины загрязнения воды;
- сформулировать способы ее защиты.
Задачи урока:
- формирование учебно-информационных компетенций (умения работать с текстом, находить главное, существенное; готовить свое выступление по предложенной инструкции);
- развитие коммуникативных компетенций (умения общаться, договариваться, взаимодействовать друг с другом);
- воспитание бережного отношения к природе.
Структура урока
1. Оргмомент.
Ребята! Желаю вам плодотворной и интересной работы! Удачи и веры в свои силы!
2. Постановка проблемы и актуализация знаний.
(Презентация 1. Слайд 2)
– Что объединяет все фотографии? (На всех изображена природа)
– Какая из фотографий лишняя? (Та, на которой изображены горы. На остальных фотографиях изображена вода в природе в различных ее состояниях)
Сформулируйте тему нашего урока
– Сегодня мы продолжим изучение темы “Вода”
– Начнем с проверки домашнего задания.
3. Проверка домашнего задания.Тест (Презентация 2)
– Предварительно оцените свою работу.
– Сравните свои ответы с правильными.
– Поставьте себе реальную отметку.
– Какие вопросы вызвали затруднение, почему?
4. Совместное открытие знаний.А) Экологическая сказка Н.А. Рыжова “Жила-была река”
Жила-была Река. (Презентация 1. Слайд 3) Река очень любила путешествовать.
Однажды она очутилась в городе. Здесь не росли березы и ели, как на ее родине, зато стояли огромные дома, в которых жили люди. Люди обрадовались Реке и попросили ее остаться в городе. Река согласилась, и ее заковали в каменные берега. (Презентация 1. Слайд 4)
По ней стали ходить пароходы и лодки, на берегах загорали люди. Река поила и кормила весь город. (Презентация 1. Слайды 5, 6,7)
Шли годы. Люди привыкли к Реке и уже ни о чем ее не просили, а делали все, что им вздумается. Однажды на ее берегах построили огромный завод, из труб которого в Реку потекли грязные потоки. (Презентация 1. Слайд 8)
Потемнела Река от печали, стала грязной и мутной. (Презентация 1. Слайд 9)
В ней мыли машины, стирали белье. (Презентация 1. Слайд 10)
И никто не подумал, что Речка тоже живая. А она переживала: “Почему люди ко мне плохо относятся? Ведь я их поила, крутила турбины электростанций, давала свет, защищала в жаркие дни?” (Презентация 1. Слайд 11)
Шло время. Люди еще больше загрязняли Реку, и она все терпела, ждала, когда они, наконец, опомнятся. (Презентация 1. Слайд 12)
Однажды по Реке проплыл большой танкер, из которого в воду вылилось много нефти. (Презентация 1. Слайд 13)
Покрылась Река черной пленкой. (Презентация 1. Слайд 14)
Стали ее жители – растения и животные – задыхаться без воздуха. (Презентация 1. Слайды 15, 16,17)
Совсем заболела Река.
“Нет, – думает, – Не могу больше оставаться с людьми. Надо уходить от них, иначе я стану мертвой рекой”. И побежала она в край своего детства. Туда, где росли березы и ели, где человек – редкий гость. (Презентация 1. Слайд 18)
А жители города на следующий день обнаружили, что остались одни, без Реки. Не стало в домах света, остановились заводы, исчезла вода из кранов…Нечем умыться, нечем напиться, не из чего суп сварить. Остановилась жизнь в городе. Стали ее жители настолько грязными, что перестали узнавать друг друга. (Презентация 1. Слайды 19, 20, 21, 22)
И вот тогда самый старый и мудрый горожанин сказал: “Я знаю, почему от нас ушла Река и что нужно делать, чтобы вернуть ее …”
– Интересно, что же он ответил? Как бы ответили вы? Вот над этим вам и предстоит сегодня подумать и предложить свои способы решения этой проблемы. Чтобы работа получилась наиболее полной и плодотворной, мы распределимся в группы, и будем исследовать каждый свою тему, наша совместная работа как раз и раскроет проблему: “Зачем нам нужно охранять воду и как это сделать?”
Б) Исследовательская работа в группах.
Каждой группе предлагается
– инструкция по организации своей работы; (Приложение 4)
– 4 научных текста по теме (Приложение 3, причем все 4 текста предлагаются каждой группе, дети должны выбрать только тот текст, который поможет раскрыть именно их проблему);
– словари;
– учебник;
– вырезки из газет и журналов.
Каждая группа работает над решением определенной проблемы:
1 группа: Исследовать тему “Значение воды в жизни планеты Земля”. Доказать, что вода – источник жизни на планете.
2 группа: Исследовать тему “Вода и человек”. Доказать, что вода необходима человеку как для жизнеобеспечения, так и для технического развития.
3 группа. Выявить причины загрязнения воды.
4 группа. Выявить уже существующие способы охраны воды и предложить свои собственные.
5 группа. Составить схему-аппликацию “Источники загрязнения воды и способы ее защиты” (Используя вырезки с иллюстрациями из газет и журналов, призывы и запрещающие знаки, заранее подготовленные учителем, среди которых используются “ловушки”, чтобы дети могли сделать осознанный выбор)
6 группа. Работа на компьютере. Создать слайды по теме: “Берегите воду!” Определить главное в каждом тексте и вывести на экран компьютера, используя программу Power Point.
В) Выступление каждой группы.
Выступление 6 группы является итогом работы всех групп. (Приложение 4)
5. Итог урока.
– Вернемся к сказке. Так почему же ушла Река и что нужно сделать, чтобы ее вернуть?
(Ответы детей)
– А хотите узнать, как заканчивается сказка и сравнить с вашими мыслями?
– И вот тогда самый старый и мудрый горожанин сказал: “ Я знаю, почему ушла Река. Она всегда была нам другом и помощником, а мы не ценили этого и относились к ней плохо. Мы несправедливо обидели Реку и должны попросить у нее прощения. Долго искали люди Реку, и нашли, но не сразу узнали ее, ведь она была чистой и прозрачной. (Презентация 1. Слайд 23)
Попросили люди Речку вернуться, рассказали как им плохо без нее, пообещали свою заботу. Река была доброй и не помнила зла. Вернулась Река в город помогать ее жителям.
А люди убрали весь мусор, очистили стоки завода, и даже выделили специальных ученых следить за здоровьем и самочувствием Реки. (Презентация 1. Слайд 24)
С тех пор в этом городе люди и Река живут дружно.
– Совпали ли ваши мысли, ваши предложения с тем как закончил сказку автор? (Да) Почему, как вы думаете? (Потому, что поняли главное. Человек – это часть природы и никто не давал ему право загрязнять водоемы, воду. От загрязнений страдает все живое, в том числе и сам человек. Реку (воду) нужно беречь и охранять)
– В сказке всегда заложен глубокий скрытый смысл. В чем смысл этой сказки?
В том, что ко всему, что нас окружает, нужно относиться так, как мы хотим, чтобы относились к нам. И не важно река это, животное, растение или человек
– Я хочу завершить наш урок словами, которыми закончила свою работу 6 группа и еще раз призвать вас: “Человек! Помни, твое будущее в твоих руках!”
6. Домашнее задание.
- Узнать у старших, какая работа по охране вод проводится в нашем селе.
- Нарисовать плакат “Берегите воду!”.