Урок-исследование по окружающему миру "Зачем нам нужно охранять воду, и как это сделать?"

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентации к уроку

Загрузить презентацию (6 МБ)

Загрузить презентацию (19 кБ)


Цели урока:

Способствовать формированию учебно-познавательной компетенции учащихся через создание оптимальных условий для исследовательской деятельности с целью:

  • определить значение воды в жизни планеты и в жизни человека;
  • выявить причины загрязнения воды;
  • сформулировать способы ее защиты.

Задачи урока:

  • формирование учебно-информационных компетенций (умения работать с текстом, находить главное, существенное; готовить свое выступление по предложенной инструкции);
  • развитие коммуникативных компетенций (умения общаться, договариваться, взаимодействовать друг с другом);
  • воспитание бережного отношения к природе.

Структура урока

1. Оргмомент.

Ребята! Желаю вам плодотворной и интересной работы! Удачи и веры в свои силы!

2. Постановка проблемы и актуализация знаний.

(Презентация 1. Слайд 2)

– Что объединяет все фотографии? (На всех изображена природа)

– Какая из фотографий лишняя? (Та, на которой изображены горы. На остальных фотографиях изображена вода в природе в различных ее состояниях)

Сформулируйте тему нашего урока

– Сегодня мы продолжим изучение темы “Вода”

– Начнем с проверки домашнего задания.

3. Проверка домашнего задания.

Тест (Презентация 2)

– Предварительно оцените свою работу.

– Сравните свои ответы с правильными.

– Поставьте себе реальную отметку.

– Какие вопросы вызвали затруднение, почему?

4. Совместное открытие знаний.

А) Экологическая сказка Н.А. Рыжова “Жила-была река”

Жила-была Река. (Презентация 1. Слайд 3) Река очень любила путешествовать.

Однажды она очутилась в городе. Здесь не росли березы и ели, как на ее родине, зато стояли огромные дома, в которых жили люди. Люди обрадовались Реке и попросили ее остаться в городе. Река согласилась, и ее заковали в каменные берега. (Презентация 1. Слайд 4)

По ней стали ходить пароходы и лодки, на берегах загорали люди. Река поила и кормила весь город. (Презентация 1. Слайды 5, 6,7)

Шли годы. Люди привыкли к Реке и уже ни о чем ее не просили, а делали все, что им вздумается. Однажды на ее берегах построили огромный завод, из труб которого в Реку потекли грязные потоки. (Презентация 1. Слайд 8)

Потемнела Река от печали, стала грязной и мутной. (Презентация 1. Слайд 9)

В ней мыли машины, стирали белье. (Презентация 1. Слайд 10)

И никто не подумал, что Речка тоже живая. А она переживала: “Почему люди ко мне плохо относятся? Ведь я их поила, крутила турбины электростанций, давала свет, защищала в жаркие дни?” (Презентация 1. Слайд 11)

Шло время. Люди еще больше загрязняли Реку, и она все терпела, ждала, когда они, наконец, опомнятся. (Презентация 1. Слайд 12)

Однажды по Реке проплыл большой танкер, из которого в воду вылилось много нефти. (Презентация 1. Слайд 13)

Покрылась Река черной пленкой. (Презентация 1. Слайд 14)

Стали ее жители – растения и животные – задыхаться без воздуха. (Презентация 1. Слайды 15, 16,17)

Совсем заболела Река.

“Нет, – думает, – Не могу больше оставаться с людьми. Надо уходить от них, иначе я стану мертвой рекой”. И побежала она в край своего детства. Туда, где росли березы и ели, где человек – редкий гость. (Презентация 1. Слайд 18)

А жители города на следующий день обнаружили, что остались одни, без Реки. Не стало в домах света, остановились заводы, исчезла вода из кранов…Нечем умыться, нечем напиться, не из чего суп сварить. Остановилась жизнь в городе. Стали ее жители настолько грязными, что перестали узнавать друг друга. (Презентация 1. Слайды 19, 20, 21, 22)

И вот тогда самый старый и мудрый горожанин сказал: “Я знаю, почему от нас ушла Река и что нужно делать, чтобы вернуть ее …”

– Интересно, что же он ответил? Как бы ответили вы? Вот над этим вам и предстоит сегодня подумать и предложить свои способы решения этой проблемы. Чтобы работа получилась наиболее полной и плодотворной, мы распределимся в группы, и будем исследовать каждый свою тему, наша совместная работа как раз и раскроет проблему: “Зачем нам нужно охранять воду и как это сделать?”

Б) Исследовательская работа в группах.

Каждой группе предлагается

– инструкция по организации своей работы; (Приложение 4)

– 4 научных текста по теме (Приложение 3, причем все 4 текста предлагаются каждой группе, дети должны выбрать только тот текст, который поможет раскрыть именно их проблему);

– словари;

– учебник;

– вырезки из газет и журналов.

Каждая группа работает над решением определенной проблемы:

1 группа: Исследовать тему “Значение воды в жизни планеты Земля”. Доказать, что вода – источник жизни на планете.

2 группа: Исследовать тему “Вода и человек”. Доказать, что вода необходима человеку как для жизнеобеспечения, так и для технического развития.

3 группа. Выявить причины загрязнения воды.

4 группа. Выявить уже существующие способы охраны воды и предложить свои собственные.

5 группа. Составить схему-аппликацию “Источники загрязнения воды и способы ее защиты” (Используя вырезки с иллюстрациями из газет и журналов, призывы и запрещающие знаки, заранее подготовленные учителем, среди которых используются “ловушки”, чтобы дети могли сделать осознанный выбор)

6 группа. Работа на компьютере. Создать слайды по теме: “Берегите воду!” Определить главное в каждом тексте и вывести на экран компьютера, используя программу Power Point.

В) Выступление каждой группы.

Выступление 6 группы является итогом работы всех групп. (Приложение 4)

5. Итог урока.

– Вернемся к сказке. Так почему же ушла Река и что нужно сделать, чтобы ее вернуть?

(Ответы детей)

– А хотите узнать, как заканчивается сказка и сравнить с вашими мыслями?

– И вот тогда самый старый и мудрый горожанин сказал: “ Я знаю, почему ушла Река. Она всегда была нам другом и помощником, а мы не ценили этого и относились к ней плохо. Мы несправедливо обидели Реку и должны попросить у нее прощения. Долго искали люди Реку, и нашли, но не сразу узнали ее, ведь она была чистой и прозрачной. (Презентация 1. Слайд 23)

Попросили люди Речку вернуться, рассказали как им плохо без нее, пообещали свою заботу. Река была доброй и не помнила зла. Вернулась Река в город помогать ее жителям.

А люди убрали весь мусор, очистили стоки завода, и даже выделили специальных ученых следить за здоровьем и самочувствием Реки. (Презентация 1. Слайд 24)

С тех пор в этом городе люди и Река живут дружно.

– Совпали ли ваши мысли, ваши предложения с тем как закончил сказку автор? (Да) Почему, как вы думаете? (Потому, что поняли главное. Человек – это часть природы и никто не давал ему право загрязнять водоемы, воду. От загрязнений страдает все живое, в том числе и сам человек. Реку (воду) нужно беречь и охранять)

– В сказке всегда заложен глубокий скрытый смысл. В чем смысл этой сказки?

В том, что ко всему, что нас окружает, нужно относиться так, как мы хотим, чтобы относились к нам. И не важно река это, животное, растение или человек

– Я хочу завершить наш урок словами, которыми закончила свою работу 6 группа и еще раз призвать вас: “Человек! Помни, твое будущее в твоих руках!”

6. Домашнее задание.

  1. Узнать у старших, какая работа по охране вод проводится в нашем селе.
  2. Нарисовать плакат “Берегите воду!”.