Цели:
- Образовательная: Диагностирование ситуации и самостоятельное принятие решения по указанной проблеме.
- Развивающая: Развитие познавательных умений.
- Воспитательная: Воспитание мотивов учения, положительного отношения к получению знаний.
Тип урока: Комбинированный урок
Формы организации учащихся на уроке: По группам.
Методы обучения: Самостоятельная работа
Методическое оснащение урока:
- Наглядные пособия: презентация "Кейс-ситуация " по теме
- "Художественная обработка древесины"
- Раздаточный материал: "Кейс-ситуация " по теме
- "Художественная обработка древесины", эскизы орнаментов, копировальная бумага.
Оборудование: ноутбук, проектор.
Межпредметные связи: Изобразительное искусство
Ход урока
I. Организационно-подготовительная часть: - 3 мин.
- Приветствие учащихся
- Проверка посещаемости и готовности к уроку.
- Организация рабочего места: распределение по группам
(с учетом возможностей и способностей учащихся).
II. Мотивация учебной деятельности (Сообщение темы и цели урока) - 2 мин.
Вы уже имеете не только определенные знания, но навыки ручной и механизированной обработки древесины. И прежде, чем мы перейдем к следующей практической работе, вам предстоит разобраться с одной ситуацией, с которой столкнулись ваши предшественники, да и вам не избежать этой проблемы, если вы не сможете найти оптимальное решение, а также способ его реализации.
III. Самостоятельная работа. Просмотр Презентации "Кейс-ситуация" по теме - "Художественная обработка древесины" и раздаточный материал (Приложение 1) -25 мин.
Запись в тетради:
1.Основные виды художественной обработки древесины.
2. Анализ, обсуждение ситуации, поиск оптимального решения.
3. Выбор информации, изучение, краткий конспект о прорезной резьбе, необходимых инструментах, приспособлениях, а так же о приемах работы прорезной резьбы.
4. Выбрать из предложенных вариантов эскиз орнамента для будущего изделия и перевестиего на детали изделия.
IV. Подведение итогов: - 5 мин.
Оценка работы обучающихся (их групп или команд) проводится по следующим критериям:
1) полнота и убедительность ответа;
2) соблюдение регламента;
3) умение применять на практике (в работе группы) приобретенные знания;
4) способность аргументировать конкретными примерами;
5) активность участников команды.
По результатам обсуждения подводятся итоги, отмечаются положительные и неудачные моменты работы группы, отмечаются победители.
V. Домашнее задание: - 5 мин.
Читать конспект;
ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ
- Пользоваться только исправным инструментом.
- Проверить надежность и правильность закрепления пилочки.
- Надежно закрепите выпиловочный столик к верстаку.
- При пилении нельзя наклонять пилку в стороны.
- Не делать резких движений лобзиком при выпиливании и не давить на пилочку.
- Не наклоняться низко над заготовкой.
- Не отвлекайтесь во время работы, следите за правилами техники безопасности.
ГЛОССАРИЙ
- Мозаика - это орнамент или сюжетное изображение, выполненное из однородных или различных по материалу частиц.
- Орнамент - это узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов.
- Инкрустация - это украшение деревянных изделий врезанием в их поверхность пластинки металла. Слоновой кости и других материалов.
- Интарсия - вид инкрустации поверхности древесины вставками из древесины других пород и цвета.
- Маркетри - украшение поверхности древесины наклеенными кусочками шпона из древесины различных пород.
- Эксцентрик - приспособление, который применяют для стягивания рамки перед креплением пилки.
- Выпиловочный столик - приспособление для выпиливания лобзиком.
- Надфили - напильники очень малых размеров, имеющие различные профили в поперечном сечении.
Задание
- На выпиленные и отшлифованные детали изделия перенести орнамент через копирку.
- В вырезаемых контурах просверлить отверстия, для завода пилки лобзика и выпилить контур рисунка.
- Зачистить выпиленный рисунок надфилем.
- Собрать изделие с помощью клея.
Вопросы для самоконтроля
- Перечислите виды художественной обработки древесины?
- Перечислите виды резьбы получившие широкое распространение?
- В чем особенность плосковыемчатой резьбы?
- Назовите основные элементы контурной резьбы?
- Назовите основные элементы скобчатой резьбы?
- Назовите основные элементы геометрической резьбы?
- В чем особенность прорезной резьбы?
- Назовите основной инструмент для прорезной резьбы и пропильной?
- Как правильно нужно сидеть при работе лобзиком?
- Что нужно делать если пилочку зажало?
- Какие можно увеличить производительность работы?
- Перечислите основные правила техники безопасности?
ЛИТЕРАТУРА.
- Виноградов А.Н., Савченко В.А. Художественная обработка дерева - Ростов н/Д: "Феникс" 2008.
- Т.А. Матвеева Мозаика и резьба по дереву - М., 2006.
- Технология. Учебник для учащихся 6 класса/Под ред. В. Д. Симоненко - М., 2008.