Цель урока:
- Повторить и систематизировать знания по теме "Проценты".
- Показать важность и необходимость применения математики.
Задачи урока:
- Конкретизировать и применять в практических задачах основные знания, умения и навыки по теме: Проценты.
- Формировать основные учебные компетенции: учебная, коммуникативная, личностная.
- Формировать правильное поведение в семье и отношения в будущей семейной жизни.
- Развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы, выступать перед аудиторией.
- Развивать творческие способности, активизировать интерес к математике.
План урока:
1. Формулировка темы, цели, задач урока. Вступительная часть.
2. Повторение теории. Устные упражнения
3. Математический диктант.
4. Физкультминутка.
5. Решение задач с последующим обсуждением.
6. Подведение итогов.
7. Домашнее задание
Ход урока
I. Вступительное слово учителя
Тема "Проценты" является универсальной в том смысле, что она связывает между собой многие точные и естественные науки, бытовые и производственные сферы жизни.
Понятие "проценты" вошло в нашу жизнь не только с уроками в школе и с проведением сложных научно-исследовательских работ, не только с выпечкой кулинарных изделий и приготовлением лакомств, солений и варений, оно буквально атакует нас в пору утверждения рыночных отношений в экономике, в пору банкротств, инфляций и девальваций. Проценты творят чудеса. Зная их, бедный может стать богатым. Обманутый вчера в торговой сделке покупатель сегодня обоснованно требует процент торговой скидки. Вкладчик сбережений учится жить на проценты, грамотно размещая деньги в прибыльное дело.
Скоро Новый год и сегодня мы с вами повторяя и систематизируя знания по этой теме, преодолевая трудности, решая задачи на проценты доберемся до деда Мороза.
II. Повторение теории, устные упражнения
Игра в снежки
Что называют процентом числа (величины)?
- Как найти р % от числа А?
- Как найти число А по р %?
- Как найти сколько процентов первое число А составляет от второго числа В?
В это время на доске появляются 4 карточки (приготовленные заранее):
1. 1%=1/100
2. р % от А это р : 100 х А
3. А по р % это 100 : р х А
4. число А составляет от В это А : В х 100
Поймай снежинку
- Назовите десятичные дроби, соответствующие: 1%, 5%, 100%, 120%, 195%, 2,31%, 0,8%.
- Выразите в процентах:1,67; 2,07; 0,42; 0,03
- Найдите: 1% от 800; 50% от 48; 20% от 40; 25% от 64; 30% от 15.
- Найдите число, если 15% его равны 45; 3% его равны 0,3.
- Сколько процентов составляет 30 от 300; 300 от 30.
Запомни: 1/100=1%, 10/100=1/10=10%, 1/5=20%, 1/4=25%, 1/2=50%, 3/4=75%, 100/100=1/1=100% (заранее запись на доске).
III. Математический диктант
Укрась елку новогодними шариками
- Запишите проценты в виде дроби: 10%, 20%, 75%, 150%.
- Запишите дробь в виде процентов: 0,05; 0,2; ?; 1,1.
- Вычислите 50% от 400; 10% от 20; 25% от 16; 75% от 8.
- Найдите число 1% которого 3; 10% которого 40; 50% которого 250.
- Сколько процентов 50 составляет от 200; 200 составляет от 50.
IV. Физкультминутка
На поляне стоит сосна,
к небу тянется она.
Тополь вырос рядом с ней,
быть он хочет подлинней.
(Стоя на одной ноге, потягиваемся - руки вверх, потом то же, стоя на другой ноге)Ветер сильный налетал,
все деревья раскачал.
(Наклоны корпуса влево-вправо)Ветки гнутся взад-вперёд,
ветер их качает, гнет.
(Рывки руками перед грудью)Будем вместе приседать -
раз, два, три, четыре, пять.
(Приседания)А теперь на месте шаг,
выше ноги! Стой, раз, два!
V. Решение задач
1. Снеговик расчищал футбольное поле площадью 510 м?. В первый час он расчистил 70% поля. Сколько м? он расчистил за второй час? Ответ : 153м?
2. Снеговик, идя к дому деда Мороза, в первый час прошел 60%, а во второй 8 км. Определите расстояние до дома деда Мороза. Ответ: 20км.
3. Масса белого медведя 120 кг, а масса медвежонка 18 кг. Сколько процентов массы белого медведя составляет масса медвежонка? Ответ: 15%
Железнодорожный билет до Великого Устюга для взрослого стоит 820 рублей. Стоимость билета для школьника составляет 60% от стоимости билета для взрослого. Группа состоит из 25 школьников и 4 взрослых. Сколько стоит билет на всю группу?
Ответ:
VI. Подведение итогов
VII. Домашнее задание
1. Нина прочитала 54 страницы книги "Новогодняя история", что составляет 30%. Сколько всего страниц в книге?
2. В месяце было 12 солнечных и 18 пасмурных дней. Сколько процентов месяца составляют солнечные дни?
3. Сливочное мороженое содержит 14% сахара. На приготовление мороженого израсходовали 35 кг сахара. Сколько сделали порций мороженого, если в каждой порции 100 грамм?