Эмоции

Разделы: Школьная психологическая служба, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (818 кБ)


В современном мире невозможно прожить,  не зная основ психологии.

Предмет «Основы психологии» не просто содержит систему знаний, но организует познание теоретически существенных основных положений психологии, направлен на формирование специалиста с высокой профессиональной культурой, который владеет целостным системным мышлением, обладает широким кругозором; способен к осмыслению жизненных явлений, к самостоятельному поиску истины.

Курс психологии даёт возможность узнать, что такое психология как наука, помогает лучше понять самих себя, понять своих близких: родителей, учителей, друзей и приятелей, познать человеческие отношения, объяснить многие поступки людей. Эти знания помогают  самостоятельно справиться с жизненными проблемами, учат управлять собой.  Предмет «Основы психологии» открывает новые возможности в умении регулировать человеческие отношения, развивает умение оказывать влияние на людей.

Разработанный урок проводится со студентами I курса (база 9 классов)  по специальности  050704 – Дошкольное образование (повышенный уровень). Он разработан согласно двухгодичного курса обучения и входит в раздел «Психология человеческих поступков», на основе учебника Р.С. Немова «Психология» (пособие для учащихся 10-11-х классов), рекомендованного Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия.

Эмоции эволюционно развались – от примитивной реакции у животных к высшим чувствам человека. Эмоции в животном мире – агрессия, страх, удовольствие находятся в теснейшей связи с их деятельностью, с удовлетворением органических потребностей (самосохранения, питания, размножения). И у человека, как и у животных эмоции, возникают и связаны с удовлетворением или неудовлетворением органических потребностей в еде, жилище, одежде, половых потребностей, потребности во сне и пр. Но человек помимо всего существо социальное и особенности его деятельности, специфические человеческие формы сотрудничества и отношений человека к человеку усложнили его эмоциональную сферу, создали основу для формирования специфически человеческих чувств.

Данный урок показывает,  каково значение эмоций в психической деятельности человека. К уроку разработана презентация, где автор попытался изложить краткие тезисы темы, соединив их с иллюстрациями. Прежде чем сообщать то или иное знание, преподаватель должен вызвать соответствующую эмоцию ученика и позаботиться о том, чтобы эта эмоция связалась с новым знанием.  Завершается урок решением задач  с анализом литературных текстов и не большой тестовой работы, рефлексией.

Тип урока: комбинированный.

Структура урока:

I. Организационный момент
II. Целеполагание и мотивация
III. Первичное усвоение материала
IV. Осознание и осмысление учебного материала
V. Проверка уровня обученности
VI. Применение знаний, умений
VII. Информация о домашнем задании
VIII. Рефлексия, итоги урока

Триединая цель урока.

  • Познавательная: создавать условия для  осмысления нового фактического материала: понятия эмоций, их роли жизни человека,  биологической основе,  видах эмоций, внешнем проявлении эмоций и чувств.
  • Развивающая: способствовать формированию и развитию логического мышления студентов: анализу, сравнению, выделению главного, обобщению; умению отвечать на вопросы преподавателя по теме.
  • Воспитательная: способствовать созданию доброжелательной атмосферы сотрудничества и взаимопонимания между педагогом и учащимися, между учащимися и коллективом группы.

Мотивация: взаимосвязь изучаемого материала с жизнью.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, частично-поисковый.

Средства обучения: презентация  «Виды эмоций»;  Приложение 1, Приложение 2, Приложение 3, Приложение 4.

Форма организации: фронтальная.

ХОД УРОКА

Этапы урока

Деятельность преподавателя

Информационное пространство урока

Деятельность студентов

I. Оргмомент (3 мин.) Приветствие. Работа с дежурными. Определение готовности учащихся к работе   Проверка рабочего места, настрой на восприятие лекции.
II. Целеполагание и мотивация (2 мин.) Объявление темы урока и обоснование её актуальности, постановка целей урока.   Принимают цели урока, определяют для себя объём предстоящей работы.
III-IV. Первичное усвоение нового материала, его осознание и осмысление (45-50 мин.) План нового материала:

1. Понятие эмоций, их роль в жизни человека.
2. Виды эмоций.
3. Биологические основы эмоций.
4. Влияние эмоций на поведение человека, эмоциональная жизнь личности.

Преподаватель ведет лекцию, основные положения материала педагог диктует под запись.

На доске написано слово: emovere – потрясаю, волную

Использование презентации «Эмоции»

Приложение 1

Внимательно воспринимают материал, записывают его в тетради.
V-VI. Проверка уровня обученности, применение знаний, умений (20 мин.) Для проверки уровня обученности используются литературные тексты передающие виды эмоций. Педагог их зачитывает, просит учащихся проанализировать.  В конце работы даёт небольшое тестовое задание. Приложение 2

Приложение 3

Принимают задание, осмысливают его, определяют вид эмоций. Высказывают свои мнения.
Выполняют тест, сдают его на проверку педагогу
VII. Информация о домашнем задании (5 мин.) Объяснение выполнения домашнего задания. Задание: составить кроссворд по теме «Эмоции».   Студенты принимают информацию о домашнем задании, задают вопросы.
VIII. Итоги, рефлексия (10 мин.) Подводятся итоги урока из поставленных целей. Рефлексия. Проводится с помощью смайликов, отражающих три категории эмоций по пройденной теме. Приложение 4 Высказывают свои мнения.
Поднимают смайлики, соответствующие отношению к уроку.