В современном мире невозможно прожить, не зная основ психологии.
Предмет «Основы психологии» не просто содержит систему знаний, но организует познание теоретически существенных основных положений психологии, направлен на формирование специалиста с высокой профессиональной культурой, который владеет целостным системным мышлением, обладает широким кругозором; способен к осмыслению жизненных явлений, к самостоятельному поиску истины.
Курс психологии даёт возможность узнать, что такое психология как наука, помогает лучше понять самих себя, понять своих близких: родителей, учителей, друзей и приятелей, познать человеческие отношения, объяснить многие поступки людей. Эти знания помогают самостоятельно справиться с жизненными проблемами, учат управлять собой. Предмет «Основы психологии» открывает новые возможности в умении регулировать человеческие отношения, развивает умение оказывать влияние на людей.
Разработанный урок проводится со студентами I курса (база 9 классов) по специальности 050704 – Дошкольное образование (повышенный уровень). Он разработан согласно двухгодичного курса обучения и входит в раздел «Психология человеческих поступков», на основе учебника Р.С. Немова «Психология» (пособие для учащихся 10-11-х классов), рекомендованного Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия.
Эмоции эволюционно развались – от примитивной реакции у животных к высшим чувствам человека. Эмоции в животном мире – агрессия, страх, удовольствие находятся в теснейшей связи с их деятельностью, с удовлетворением органических потребностей (самосохранения, питания, размножения). И у человека, как и у животных эмоции, возникают и связаны с удовлетворением или неудовлетворением органических потребностей в еде, жилище, одежде, половых потребностей, потребности во сне и пр. Но человек помимо всего существо социальное и особенности его деятельности, специфические человеческие формы сотрудничества и отношений человека к человеку усложнили его эмоциональную сферу, создали основу для формирования специфически человеческих чувств.
Данный урок показывает, каково значение эмоций в психической деятельности человека. К уроку разработана презентация, где автор попытался изложить краткие тезисы темы, соединив их с иллюстрациями. Прежде чем сообщать то или иное знание, преподаватель должен вызвать соответствующую эмоцию ученика и позаботиться о том, чтобы эта эмоция связалась с новым знанием. Завершается урок решением задач с анализом литературных текстов и не большой тестовой работы, рефлексией.
Тип урока: комбинированный.
Структура урока:
I. Организационный момент
II. Целеполагание и мотивация
III. Первичное усвоение материала
IV. Осознание и осмысление учебного материала
V. Проверка уровня обученности
VI. Применение знаний, умений
VII. Информация о домашнем задании
VIII. Рефлексия, итоги урока
Триединая цель урока.
- Познавательная: создавать условия для осмысления нового фактического материала: понятия эмоций, их роли жизни человека, биологической основе, видах эмоций, внешнем проявлении эмоций и чувств.
- Развивающая: способствовать формированию и развитию логического мышления студентов: анализу, сравнению, выделению главного, обобщению; умению отвечать на вопросы преподавателя по теме.
- Воспитательная: способствовать созданию доброжелательной атмосферы сотрудничества и взаимопонимания между педагогом и учащимися, между учащимися и коллективом группы.
Мотивация: взаимосвязь изучаемого материала с жизнью.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, частично-поисковый.
Средства обучения: презентация «Виды эмоций»; Приложение 1, Приложение 2, Приложение 3, Приложение 4.
Форма организации: фронтальная.
ХОД УРОКА
Этапы урока | Деятельность преподавателя |
Информационное пространство урока |
Деятельность студентов |
I. Оргмомент (3 мин.) | Приветствие. Работа с дежурными. Определение готовности учащихся к работе | Проверка рабочего места, настрой на восприятие лекции. | |
II. Целеполагание и мотивация (2 мин.) | Объявление темы урока и обоснование её актуальности, постановка целей урока. | Принимают цели урока, определяют для себя объём предстоящей работы. | |
III-IV. Первичное усвоение нового материала, его осознание и осмысление (45-50 мин.) | План нового материала: 1. Понятие
эмоций, их роль в жизни человека. Преподаватель ведет лекцию, основные положения материала педагог диктует под запись. |
На доске написано слово: emovere –
потрясаю, волную Использование презентации «Эмоции» |
Внимательно воспринимают материал, записывают его в тетради. |
V-VI. Проверка уровня обученности, применение знаний, умений (20 мин.) | Для проверки уровня обученности используются литературные тексты передающие виды эмоций. Педагог их зачитывает, просит учащихся проанализировать. В конце работы даёт небольшое тестовое задание. | Приложение 2 | Принимают задание, осмысливают его,
определяют вид эмоций. Высказывают свои мнения. Выполняют тест, сдают его на проверку педагогу |
VII. Информация о домашнем задании (5 мин.) | Объяснение выполнения домашнего задания. Задание: составить кроссворд по теме «Эмоции». | Студенты принимают информацию о домашнем задании, задают вопросы. | |
VIII. Итоги, рефлексия (10 мин.) | Подводятся итоги урока из поставленных целей. Рефлексия. Проводится с помощью смайликов, отражающих три категории эмоций по пройденной теме. | Приложение 4 | Высказывают свои мнения. Поднимают смайлики, соответствующие отношению к уроку. |