Использование мультимедийных технологий в работе кружка по изобразительной деятельности

Разделы: Работа с дошкольниками, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентации к уроку

Загрузить презентацию (19 МБ)

Загрузить презентацию (747 кБ)


Цель каждого педагога в ДОУ воспитание и обучение детей дошкольного возраста. Качество его работы с детьми зависит не только от идей, заложенных в гуманистических образовательных программах, но и от того, сможет ли осуществить и реализовать их воспитатель.

Воспитание — дело трудное, и улучшение его условий — одна из священных обязанностей каждого человека, ибо нет ничего более важного, как образование самого себя и своих ближних. (Сократ)

Несомненно, практика показывает, что внедрение мультимедийных технологий повышает качество знаний и умений детей, усвоенных во время занятий. Мультимедиа – это взаимодействие визуальных и аудиоэффектов под управлением интерактивного программного обеспечения с использованием современных технических и программных средств, они объединяют текст, звук, графику, фото, видео в одном цифровом представлении. По данным ученых более 60% информации поступает к нам через зрение и слух. Чем разнообразнее будет представление информации, тем эффективнее будет процесс ее усвоения детьми.

В нашем ДОУ совсем недавно подключен интернет и приобретен мультимедийный проектор и экран, что помогло усовершенствовать и разнообразить занятия по основной программе обучения и воспитания, а также сделать увлекательными занятия дополнительного образования дошкольников. (Приложение1, Презентация 1) Использование на занятиях мультимедийных презентаций превратили обучение детей в живой, творческий и естественный процесс.

Конечно, освоение новых средств, в работе познакомило нас с положительными моментами современных технологий.

Электронные презентации можно рассматривать как дидактическое средство обучения, а мультимедийный проектор или интерактивную доску – технические средства, позволяющие показ презентации на занятиях. Это значит, занятия должны быть привычным для ребят, и лишь дополняться сюрпризными моментами для заинтересованности ребят по данной теме. Слайды презентации можно использовать во время объяснения или закрепления материала, через решение различных заданий. К примеру, задание:

  • изучить материал и расположить слайды в нужном порядке;
  • найти пропущенные моменты истории и т.д.

Поэтому время использования презентации на занятии кружка по изобразительной деятельности детей подготовительной к школе группе не должно занимать более 10 минут. Должно преобладать живое общение педагога с детьми и практические действия с изобразительным материалом.

Замена устаревших плакатов и другого демонстрационного материала на красивый материал в электронном варианте, конечно зрительно приятней, но не оправдан своими затратами, во многих ДОУ. Но если подробно разработать комплекс занятий на год с регулярным использованием средств современный технологий, заменяющие демонстрационные материалы: таблицы, схемы, рисунки, то презентация – современное и оправданное решение вопроса.

Отбор материала для презентации должен соответствовать принципам научности, доступности, наглядности.

Настройка и размещение техники должно быть с учётом расположения в комнате окон и света, свободного пространства, местонахождения детей и педагога в момент просмотра материала.

Имеются и недостатки использования современных технологий:

  • Во многих ДОУ не достаточное количество компьютеров, что затрудняет своевременность выполнения работы.
  • Обработка материалов и создание презентаций требует знаний и умений педагогов при выполнении основных требований в работе. Прохождение курсов по изучению ТСО не всем финансово доступны.
  • Создание презентаций педагог разрабатывает в своё личное время.
  • Для проведения какого – либо мероприятия требуется установка мультимедийной системы: процессора, монитора, проектора и экрана. Иногда возникают сложности в процессе настройки.

В ходе освоения новой формы работы на занятиях педагога с детьми выявились некоторые нюансы в процессе разработки презентации для дошкольников:

  • Правильную подборку материала для презентации легче подобрать с использованием готового запланированного хода занятия.
  • В дошкольном возрасте дети читают плохо и не всегда чётко усваивают информацию о прочитанном. Поэтому целесообразно использовать иллюстрации или анимации, но не стоит забывать о чувстве меры. Разнообразные вылеты и кручения, средние и сложные виды анимации тяжелы для восприятия главной идеи занятия ребёнком дошкольного возраста.
  • На длительность внимания детей влияет правильно подобранная цветовая гамма фона, букв и иллюстраций. Не стоит использовать в заливке фона яркие и тёмные цвета (ярко-красный, ядовито-зелёный и чёрный т.п.)
  • Звуковое сопровождение в течение всего занятия совершенно излишне. Это создает излишний шум и мешает объяснению педагога. Исключением являются видеофрагменты, которые не предполагается комментировать во время просмотра. Музыкальный фон хорошо действует на детей во время выполнения ими практической работы. В это время целесообразней использовать магнитофон.
  • Различные стихотворения или рассказ лучше прочитать педагогу на занятии самому, а не записывать на слайд звуковым сопровождением, т.к. не будет возможности точно отреагировать на высказывания или советы детей. Зато небольшой эпиграф или изречение очень хорошо воспринимается детьми в ходе презентации.
  • Соответствие содержания и оформления презентации основным нормам:
    • наличие интересных содержательных или методических находок учебной презентации;
    • целесообразность разработки и использования презентации;
    • дизайн презентации, художественная выразительность, стилевое единство;
    • уровень владения информационными технологиями;
    • соблюдение правил компьютерного дизайна;
    • орфографическая и синтаксическая грамотность.

Использовать мультимедийные технологии в работе кружка по изобразительной деятельности можно не только на занятиях с детьми, но и на семинарах и мастер-классах с родителями и педагогами. При показе презентаций можно наглядно показать все интересующие вопросы на видио зарисовках или на фото подборках, можно представить печатную информацию или схематические диаграммы изменения и достижения в работе с детьми и т.п. (Презентация 2)

Внедрение современных технологий в работу кружка вызвало искренний интерес к процессу рисования и взрослых, и детей. Стали появляться новые формы работы с детьми и их семьями (по желанию активных родителей):

  • рисование детей с родителями в домашних условиях с использованием презентации с прошедшего занятия (родители планируют сделать похожий рисунок в домашних условиях или изучить материал с пропущенного ребёнком занятия);
  • получение индивидуального задания семье по электронной почте для полного завершения начатой работы ребёнка на занятии кружка по изобразительной деятельности;
  • предлагается информационно-познавательный материал для родителей о многообразии техник нестандартного рисования, их сочетания между собой;
  • ведутся интернет беседы об интересующих вопросах родителей (вопрос-ответ);

Проанализировав проведённую работу, прихожу к выводам: Что использование мультимедийной технологии в работе кружка по изобразительной деятельности, вносит свой вклад в совершенствование воспитания всесторонне развитой творческой личности ребенка и обеспечивает необходимый уровень интеллектуальной готовности к обучению в школе.

На будущий учебный год ставлю перед собой следующие задачи:

  • широко использовать в деятельности кружка современные технологии;
  • стремиться к выполнению основных задач кружка по изобразительной деятельности «Радуга красок»:
  • познакомить детей с многообразием нетрадиционных техник рисования;
  • кчить детей сочетать их с элементами лепки и аппликации, используя природный и бросовый материал;
  • вызвать желание детей применять нетрадиционные техники рисования в самостоятельной деятельности;
  • развивать цветовосприятие, чувства композиции и ритма, воображение, фантазию, творчество, самостоятельность;
  • воспитывать аккуратность, интерес к рисованию, умение доводить начатое дело до конца;
  • продолжать работу по самообразованию;
  • продолжить публикацию материалов по данной теме на областном и всероссийском уровне;
  • принимать участие в различных конкурсах и выставках разного уровня.