Одно из принципиальных положений многих современных методик обучения грамоте заключается в том, что исходным моментом в процессе формирования навыка чтения является анализ звучащей речи. Наименьшими единицами речи являются звуки. В связи с этим среди важных задач, требующих решения в период обучения грамоте, на первый план выступает оказание помощи детям в овладении звуками родного языка. Особое внимание нужно уделить на то, чтобы ребёнок ясно слышал, точно выделял и правильно произносил звуки. Без этого умения невозможно безошибочно соотносить буквы с соответствующими звуками речи, переводить графическую форму слова в звуковую.
Умение дифференцировать звуки речи вырабатывается в процессе продолжительных упражнений на выделение звуков из слов. Работа по развитию у учащихся фонематического слуха, формированию навыка звукового анализа начинается буквально с первых уроков обучения грамоте, ещё на безбуквенной ступени. Продолжается она и в букварный период. Однако следует учитывать, что аналитическая работа на уроках данного периода осложняется для учащихся необходимостью распределять усилия между одновременным решением нескольких задач. Ребёнку необходимо не только слышать, узнавать и правильно произносить звук, но и запоминать соответствующую букву, осваивать чтение слов.
Предлагаемые задания, которые можно провести, обыгрывая их на минимальном количестве предметных картинок, подобранных на определенный звук, направлены на решение следующих задач:
- уточнять и закреплять понятие о гласных и согласных звуках;
- учить выделять их в начале, середине в конце слова;
- учить слогозвуковому анализу и синтезу слов;
- последовательно перечислять все звуки в слове;
- распозновать такие фонетические единицы, как звук и слог;
- учиться правильно расставлять ударение;
- упражнять учащихся в подборе слов с определённым количеством слогов, составлении и преобразовании слов из названных слогов;
- развивать фонематическое восприятие, внимание, мышление, память;
- формировать умение делить слова на слоги определять их количество в слове;
- воспитывать наблюдательность к языковым явлениям.
Эти виды заданий обеспечат возможность более глубоко и разнообразно организовать работу в этом направлении.
Карточка с изображением предметов: шишки, шарик, неваляшка, машина, мишка, мышка, лошадка, лягушка, шарф.
И с изображением слогозвуковых схем: шарф, мишка, машина.
Задания:
1. Отгадайте загадку, покажи отгадку.
-
Пьёт бензин, как молоко.
Может бегать далеко.
Возит грузы и людей.
Ты знаком, конечно, с ней. (машина) -
Зверь забавный сшит из плюша.
Есть и лапы, есть и уши.
Иногда рычит немножко,
Ты устрой ему берложку. (плюшевый мишка) -
Маленький рост,
длинный хвост,
Серенькая шубка,
остренькие зубки. (мышь)
2. Посмотрите, назовите предметы. Карточку убираем. Перечислить предметы по памяти.
3. Ориентирование на плоскости, значение предлогов.
а) Что находится в левом верхнем углу?
б) в правом верхнем углу;
в) между машинкой и лягушкой;
г) слева от мышки;
д) над мишкой;
е) под шишками;
ё) между неваляшкой и мышкой;
ж)справа от лошадки.
4. Четко произнесите названия предметов. Какой звук есть во всех этих словах? [ш]
Дайте характеристику данному звуку. (Согласный, глухой, всегда твердый)
5. Назовите слова, где звук [ш] стоит
а) в начале слова
б) в середине слова
6. Назовите слова, в название которых есть звук [ш] и [м]
7. Назовите предмет, вычлените
а) первый звук
б) последний звук
в) 2-й, 3-й и т.д.
8. Назовите предметы, в названии которых нет звука К.
9. Какой звук потерялся? Называю слова-названия не проговаривая один звук. Дети правильно произносят слово и говорят, какой звук потерялся.
10. Собери слово.
а) Произношу слово по звукам с интервалом 3-5 сек. Соедините звуки и скажите, какое слово получится. Покажите предмет. (шарф, мышь, шишка)
б) Произношу слово по слогам с интервалом 3-5 сек. Соедините слоги и скажите, какое слово получится. (машина, лягушка, неваляшка)
11. Назовите слова, которые заканчиваются
а) на согласный звук
б) на гласный
12. Назовите слова, состоящие
а) из 1-го слога
б) из 2-х слогов
в) из 3-х слогов
13. Изменить название предмета таким образом, чтобы в нём стало слогов больше.
14. Произношу слово. Дети хором повторяют только ударный слог.
15. Назовите предметы, название которых заканчивается на слог – ка
16. Найдите предмет, в названии которого 1-й звук – согласный, звонкий, твердый.
Найдите пару этому звуку (м', л.')
17. Назовите предметы, названия которых состоят
а) из 3-х звуков
б) из 4-х звуков
в) 5 звуков
18. Произнести (пропеть) только гласные звуки в слове.
19. Выделить из слов первый слог. Придумать свои слова с этим слогом.
20. Назовите слова, где ударение падает
а) на 1-й слог
б) на 2-й слог
21. Подберите предметы к данным схемам (схемы на карточке)
Докажите. (ударение, количество слогов, назвать последовательно все звуки в слове).
22. Неваляшка – четвертый слог, шарик – первый слог. Сложи выделенные слоги, назови получившееся слово. (каша).
23. Машина – первый слог, шишки – второй слог. Сложи выделенные слоги, назови слово. (маки) Произнеси звуки в слове в обратном порядке.
24. Самостоятельно составить звуковую схему (по выбору предметной картинки). Назвать все звуки последовательно, ударение, слоги.
25. Назовите предметы, про которые мы можем сказать
а) он мой
б) она моя
26. Назовите ласково
неваляшка –
мишка –
лошадка –
лягушка –
К предмету подбери слова-признаки, слова-действия.
27. Что общего у слов и чем они отличаются?
а) Лошадка – лягушка
Общее: 1-й звук согласный звонкий , 3 слога, наличие звука [ш] в середине слов, оканчивается на слог -ка, 2-й слог ударный,
Отличие: [л] и [л']
б) мышка – мишка
Общее: 2 слога 1-й слог ударный, первый звук [м]- согласный, звонкий. Слова заканчиваются [шка].
Отличие: первые звуки [м] и [м'], гласные ы – и.
в) шар – шарф
Общее: «слово в слове»
Отличие: добавлен звук [ф]
28. Какие предметы отвечают на вопрос
а) кто?
б) что?
29. Даны схемы слов на карточках к предметным картинкам. Назвать выделенные звуки на схемах, соединить их и получить новое слово. Составить его из букв разрезной азбуки.
а) шарф, мишка (фишка)
б) шарф, мишка, машина (рама)
Формирование фонематических процессов у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи необходимо осуществлять на всех видах занятий и в свободной деятельности. Своевременная профилактика и коррекция фонематических нарушений способствует успешному обучению детей в школе.