«Скажи мне, и я забуду
Покажи мне, и я запомню
Дай мне сделать самому, и я научусь.»
(Древняя китайская мудрость).
Современный школьник из-за большого объема информации не успевает обрабатывать и усваивать новый материал, понижается мотивация к обучению и затормаживается формирование мышления и речи. Особенно ярко затруднения проявляются на этапе речевой деятельности, когда необходимо выполнить сложные операции анализа и синтеза знаний.
Одна из причин затруднения – несовершенная технология переработки и усвоения знаний, а именно несоответствие объема и сложности материала объему и качеству наглядности.
Графическое представление информации, при помощи ИКТ, предполагает целенаправленное развитие способностей обучающихся непосредственно воспринимать, интегрировать, отбирать и оценивать информационные объекты, самостоятельно проверять соответствие результата выполнения задачи поставленному условию, строить информационные объекты. Формируется умение самостоятельно мыслить, проявляется творческая инициатива.
В моем опыте хорошо себя оправдывает разработка и применение логико-смысловых моделей (ЛСМ) – технология ДМТ совместно с ИКТ. ЛСМ – описание исследуемого или изучаемого объекта с использованием координатно – матричной графики и ключевых слов. Используется для многомерного представления, анализа знаний на естественном языке.
Выделяют категории:
- сущность – представление знаний по целому классу или по теме, например, «Органические вещества клетки»,
- особенное – представление знаний того или иного класса, например, «Белки»,
- единичное – ЛСМ конкретного, например, «Гемоглобин крови».
ЛСМ могут быть составлены учителем и использоваться в готовом виде обучающимися для:
- изучения нового материала на вводной лекции. При этом готовые ЛСМ можно раздать школьникам на парты, представить в виде презентации на компьютере по мере объяснения нового материала или заготовить учащимся «чистые» ЛСМ и заполнять с ними по мере изложения изучаемого материала;
- обобщения знаний, когда по «готовым» ЛСМ учащиеся дают развернутые ответы. Для этого класс делится на группы, каждая из которой составляет ЛСМ, причем заполнение осей можно разделить между членами группы. Предварительно рекомендуется обговорить с учениками названия и количество осей ЛСМ;
- контроля знаний, если учащимся предлагается заполнить тематические ЛСМ с заранее обозначенными названиями осей и количеством точек на них;
- самостоятельного изучения материала на уроке, в ходе которого заполняются ЛСМ по темам, предложенным учителем. Предварительно рекомендуется обговорить с учащимися названия осей ЛСМ;
- закрепление знаний, полученных на уроке. В конце урока учащиеся заполняют свои варианты ЛСМ;
- в качестве творческого домашнего задания.
Для успешности в жизни и профессиональной деятельности необходимо владеть соответствующим инструментарием и технологией обработки информации.
Цель урока: Сформировать знания об особенностях строения и функциях молекул белков.
Задачи:
- развивать способности учащихся непосредственно воспринимать, интегрировать, отбирать и оценивать информационные объекты, самостоятельно проверять соответствие результата выполнения задачи поставленному условию, строить информационные объекты;
- формировать умения использовать методы обработки статистических данных;
- развивать абстрактное, логическое, структурное мышление, зрительной памяти, речи учащихся
- формировать информационную культуру школьников.
Методические рекомендации к проведению урока
Учитывая, что материал урока знаком учащимся и частично был изучен ими в 8 классе, целесообразно при изучении новой темы организовать самостоятельную работу в группах, используя ЛСМ.
Урок учитель начинает с постановки вопроса: «Какую роль играют молекулы белков в природе?» Далее в ходе беседы выясняет роль белков в современной жизни человека и подводит учащихся к мысли об обязательном изучении этой темы.
Используя Логико-смысловую модель, необходимо учитывать, чтобы название лучей ЛСМ совпадало с планом изучения темы.
- Химический состав белков.
- Строение белков.
- Классификация белков.
- Функции белков.
- Свойства белков.
- Гуманитарный фон, где рассматривается использование белков в пищу, применение в медицине и сельском хозяйстве.
ЛСМ, предложенная учителем учащимся для заполнения.
Затем учитель делит класс на 4 группы по уровню знаний, или по желанию учащихся, которые, изучив предварительно соответствующий пункт параграфа учебника, заполняют оси ЛСМ выполненной на доске (ватмане, компьютере) заранее учителем.
После того, как учащиеся подготовят материал, необходимо произвести защиту перед всем классом. В конце занятия формулируются выводы о строении белков, их функциях, значении в природе и жизни человека.
ЛСМ, выполненная учениками.
Литература:
- А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник, Введение в общую биологию и экологию.
- О.С. Габриелян Химия 9 класс, Дрофа, М., 2007.
- И.В. Галыгина, Л.В. Галыгина, Н.П. Воскобойникова Современные технологии преподавания химии, М., «Вента Граф», 2009.
- О.В. Селиванова, С.В. Черникова, Е.Н. Альбицкая Методические подходы к использованию графического представления информации на уроках химии и биологии. М., 2008.