Цели:
- обобщить знания зависимости между величинами: скорость, время, расстояние.
- совершенствовать умения решать задачи на все виды движения.
- развивать мыслительные операции (анализа, синтеза, обобщения, классификации).
- формировать способность к коррекции собственных затруднений на основе алгоритма, рефлексивного мышления.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, раздаточный материал (карточки с задачами на движение).
План урока:
I. Организационная часть
Громко прозвенел звонок
Начинается урок,
А чтобы урок пошел каждому впрок,
Активно включайся в работу, дружок!
СЛАЙД 1. Урок математики.
II. Актуализация знаний
а) Устный счет. Работа у доски (карточки). Работа
в тетрадях.
– Запишите: 3 февраля. Классная работа.
Что скажите?
Минутка чистописания: 3 33 333
– Установите закономерность и продолжите ряд
чисел до конца строки. (Тройка третий из
значков, состоит из двух крючков.)
– Запишите правильно и красиво следующий ряд
чисел:
3, 6, 9, 12, 15, 18, 21, 24, 27, 30
9, 18, 27, 36, 45, 54, 63, 72, 81, 90
– Что скажите? Что интересного заметили?
– Продолжите закономерность, запишите следующие
три числа.
– Увеличьте в три раза каждое число и запишите
результат.
– Проверка.
– Какое число может быть лишним? (9, 90)
– Что написано на доске? (Выражения)
600 : 30 20 4800: 4 1200
5700 : 1900 3 3500 : 70 50
5100 : 1700 3 900 : 300 3
– Чем они интересны?
– Прочитайте 1 выражение по-разному.
– Выпишите выражение со значением три.
– Назовите результаты остальных выражений. (20,
1200, 50)
– Составьте и запишите 1 свое выражение с
результатом 3.
– Прочитайте выражение. (Проверка)
– Скажите, а где в жизни встречается число 3? (Треугольник,
трио, тройник, «вчера, сегодня, завтра», «прошлое,
настоящее, будущее», тройка в сказках, мифах,
легендах: три богатыря, трехголовый змей, тройка
лошадей, три девицы, тридевятое царство, три
дороги на распутье)
СЛАЙД 2.
– А что объединяет эти слова: Австрия, сестрица,
стриж, устрица, осетрина? (Число три).
– Число три встречается не только в словах, но и в
пословицах и поговорках.
СЛАЙД 3. Крылатые слова:
- «Не узнавай друга в три дня, а узнавай в три года»
- «Слезы в три ручья»
- «Заблудиться в трех соснах»
- «Не суметь разобраться в чем-то простом»
СЛАЙД 4.
III. Знакомство с темой урока
– Отгадайте ребус, попробуйте сформулировать
тему урока (Скорость)
– А где встречается эта величина? (Скорость –
это величина, которая встречается при движении).
СЛАЙД 5. Тема урока: «Решение задач на одновременное движение всех видов»
– Как характеризуется скорость. Выберите правильное утверждение:
СЛАЙД 6.
А) Скорость – это расстояние между двумя
точками.
Б) Скорость – это расстояние, пройденное
телом за единицу времени.
В) Скорость – это быстрая езда.
– Верно, скорость характеризуется не временем
отдельно и расстоянием, а расстоянием,
пройденным в единицу времени. Значит, в задачах
на движение рассматриваются три
взаимодействующие величины. Какие?
СЛАЙД 7.
S – расстояние
t – время
V – скорость
СЛАЙД 8. Вспомним формулы.
– Как найти V?
– Как найти t?
– Как найти S?
СЛАЙД 9. Объясни смысл высказываний:
А) Самолет летит со скоростью 800 км/
– Используя данные таблицы, составьте простые задачи на движение. Формулы на доске.
1 ряд 2 ряд 3 ряд
V = S : t t = S : V S = V • t
IV. Решение задач на одновременное движение разного вида
– А теперь давайте решать задачи на
одновременное движение разного вида.
– Вспомните, какие могут возникнуть ситуации в
задачах на одновременное движение?
Ситуация 1. Два объекта начинают движение
одновременно навстречу друг другу.
Ситуация 2. Два объекта начинают движение в
противоположных направлниях.
Ситуация 3. Два объекта начинают одновременно
движение в одном направлении.
СЛАЙД 12. Давайте вспомним как называется расстояние, на которое сближаются движущие объекты за единицу времени? Скорость сближения – Vсбл..
СЛАЙД 13. Как называется расстояние, на которое удаляются движущиеся объекты за единицу времени?
Скорость удаления – Vуд.
СЛАЙД 14.
– Что происходит с расстоянием между
движущимися объектами при встречном движении и
при движении вдогонку?
– Расстояние уменьшается.
СЛАЙД 15.
– Что происходит с расстоянием между
движущимися объектами при движении в
противоположных направлениях и при движении с
отставанием?
Расстояние увеличивается.
СЛАЙД 16. В каких случаях произойдет встреча?
СЛАЙД 17. Схемы и формулы:
Вывод: При движении в разных
направлениях скорость сближения и скорость
удаления находится суммой скоростей движущихся
объектов.
При движении в одном направлении (вдогонку с
отставанием) Vсбл. И Vуд. Находится разностью
скоростей движущихся объектов.
V. Физкультминутка
Потрудились – отдохнем,
Встанем глубоко вздохнем.
Руки в стороны, вперед.
Влево, вправо поворот
Три наклона, прямо встать.
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили
Всем улыбки подарили.
Тихо сели, к работе – приступили.
СЛАЙД 18. Решаем задачи:
Итак, переходим к решению задач.
Важно:
1. Внимательно прочитать задачу.
2. Выяснить направление движения объектов.
СЛАЙД 19. Карточка 1.
Прочитайте внимательно 1 задачу.
В каком направлении двигаются Колобок и Лиса?
Вид задачи? (Задача на встречное направление)
Объекты сближаются или удаляются друг от друга? (Сближаются)
Значит надо найти Vсбл..
– Комментируем: чтобы найти скорость сближения,
надо найти сумму скоростей, находим. Итак, знаем
Vсбл., t, первоначальную S. Можем ответить на 1
вопрос?
– А теперь мы можем узнать через сколько минут
они встретятся?
СЛАЙД 20. Проверяем решение задачи 1.
СЛАЙД 21. Жужжащее чтение задачи 2.
– В каком направлении двигаются зайчишки,
значит, необходимо найти Vуд..
– Прежде чем начать решать задачу, что нужно
сделать? Прочитайте еще раз вопрос, обратите
внимание на скорости. (Преобразовать величину.)
– Как найти S? (Vуд. • t)
СЛАЙД 22. Проверяем решение второй задачи.
СЛАЙД 23. Задача 3.
Чтение задачи вслух.
– Как двигаются объекты в данной задаче? (В
одном направлении с отставанием)
– Сколько вопросов?
– Прочитайте 1 вопрос.
– Как вы думаете сможет ли Шапокляк догнать
автобус? Почему? (Расстояние между объектами
увеличивается, поэтому встреча не произойдет.)
– Что происходит с расстоянием между объектами?
– Объекты сближаются или удаляются? Значит
находим Vуд..
– Решите задачу выражением. Проверяем.
СЛАЙД 24. Проверка задачи у доски.
– Как двигаются объекты? (в одном направлении, вдогонку)
VI. СЛАЙД 25. «Блиц-турнир»
1 вариант
2 вариант
– Найдите карточки с «Блиц-турниром» (5 минут на решение задач)
Проверка: 1 вариант 2 вариант
8 • 5 120 : 2
420 : 6 80 • 8
15 • 2 + 14 • 3 (9 + 7) • 2
100 : (80 – 60) 65 + (110 + 80) • 3
СЛАЙД 26. Проверяем (Зашифровано число «5» – оценка за урок)
58 40 640
2 70 6
400 5 82
8 90 635
225 80 32
VII. СЛАЙД 27. Итоги урока
Домашнее задание:
– стр. 118 6, 10 (стр. 119);
– дополнительно:
8 • (36 – х : 4) = 240
540 : (y + 12) – 9 = 18