Цели и задачи:
- Повторить определение выученные на прошлых уроках по теме "Атмосфера".
- Сформировать понятие "ветер" и разобрать причину его образования.
- Познакомить с приборами, определяющими направление ветра.
- Выявить связи между причиной образования ветра и разницей в атмосферном давлении.
- Дать представление о бризах и муссонах
- Объяснить (информационно) состав приёма построения "роза ветров" и (если остаётся время) попрактиковаться в определении по "розе ветров" преобладающего направления ветра.
- Положительное и отрицательное влияние ветра на природу и деятельность человека.
Оборудование:
Ученики: учебник, тетрадь, листы с начерченными таблицами и заданиями на урок и домашнее задание.
Учитель:
- конспект урока, листы для проверки домашнего задания;
- ребусы с названием ветров;
- стихи о муссоне;
- информация о ветре в "Великой книге географии";
- иллюстрации флюгера, башни ветров, флага с изображениями флюгера;
- схема ветров "бриз" и "муссон".
Ученики-архивариусы:
- 2 папки "учёных мужей";
- мантии.
Ученики-путешественники:
-вьетнамские шляпы;
- шорты и майки;
- тулупы, ласты, очки для бассейна, ушанка, авоська с зонтиком и галошами.
ПЛАН УРОКА.
- Организационный момент.
- Повторение. Проверка домашнего задания.
- Новый материал.
А) Беседа с объяснением понятия "ветер" и пример ветер-бриз.
Б) Инсценировка рассказа путешественников.
В) Рассказ о ветре муссоне.
Г) Заполнение сравнительной таблицы ветров.
Д) Ребусы - ветры разных государств и территорий.
Е) обсуждение положительного и отрицательного влияния ветра на погодные условия и его влияние на деятельность человека.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания.
(можно проверить в двух вариантах:
а) кроссворд пишется на доске, вопросы читаются учителем.
б) кроссворд раздаётся на листочках каждому ребёнку, а через пять минут собирается на проверку.)
КРОССВОРД (сетку кроссворда см в приложении № 1)
- Вес столба воздуха, который давит на площадь в 1 кв.см.
- Слой атмосферы, в котором воздух разряжен и отсутствует водяной пар.
- То, что в пустыне может быть +40 градусов ночью.
- Приборы для измерения температуры.
- В переводе с греческого "барос" обозначает ::
- Нижний слой атмосферы от поверхности Земли до высоты от 8 до 18 км.
- Прибор служащий для измерения атмосферного давления в походах ( лётчики).
- Прибор для измерения давления воздуха.
Составляют по данным температур среднегодовых, среднесуточных и т.д.
3. Новый материал.
1а) Подготовка к активной познавательной деятельности.
- Тему нашего урока вы узнаете из загадки:
"Вокруг носа вьётся , а в руки не даётся"
Без рук, без ног, а ворота открывает"
"Ему не спится днём и ночью
В любую щелочку проскочит.
Зимой холодный, тёплый - летом
Торопится куда-то ::. (ветер).
1б) Установка познавательной задачи.
Нам надо узнать, что такое ветер, почему он образовался и каким прибором измеряется. В этом нам будут помогать учёные архивариусы и путешественники.
1в) Усвоение новые знания.
- Чтобы ответить на вопрос, что же такое ветер, мы проделаем с вами простой опыт. Зажжём свечу, откроем дверь и посмотрим свечу сначала внизу дверного проёма, а потом вверху.
-Что мы увидели? (Пламя внизу идёт в класс, а наверху показывает направление из класса).
- Что такое ветер? (Это движение воздуха в горизонтальном направлении).
- ученик-архивариус даёт информацию о башне ветров.
В 1 веке до н.э. греческий астроном Андроник построил Башню ветров или Гороловый. Горельеф на каждой из 8 граней башни изображал бога ветра, соответствующего данному направлению ветра. Главный среди богов - Борей (северный ветер) и Нот (южный ветер).
- При изучении какой темы мы говорили о ветре?
При изучении темы течение. ( Течение - это перемещение воды в горизонтальном направлении, тип течения - ветровые).
- ученик-архивариус. В 1805 году английский адмирал сэр Френсис Бофорт, наблюдая за парусными судами, разработал шкалу измерения силы ветра
На море. В последствии шкалу Бофорта приспособили и для использование на суше, она до сих пор служит метеорологам. Сила ветра по Босфору изменяется в баллах от 0 до 12: 0баллов - штиль, 1балл - тихое дуновение,
2-лёгкий ветер, 3- слабый ветер, 4- умеренный ветер, 5 -свежий ветер, 6- крепкий ветер, 7 - сильный ветер, 8- очень сильный ветер, 9- шторм, 10-сильный шторм, 11 - жестокий шторм, 12 - ураган.
- А кто может сказать, что является причиной возникновения ветра?
- Это разница в атмосферном давлении над разными участками земной поверхности.
-Почему АД не везде одинаковое? Для этого мы прочитаем параграф учебника на странице :
1г) Работа с учебником.
- рассмотрим ветер бриз и его образование.
День - с моря на сушу.
Ночь - с суши на море
Чем больше разница в атмосферном давлении между сушей и морем. Тем быстрее перемещается воздух, тем сильнее ветер.
1д) Работа в тетради.
Бриз ночной | Бриз дневной |
Суша остывает быстрее чем вода Воздух уплотняется |
Суша нагревается быстрее, чем вода Воздух расширяется, Поднимается вверх т.к. становится легче Растекается в стороны Воздух становится меньше и давление понижается |
(иллюстрация бриза)
2а) Инсценировка путешественников. Стихотворение о муссонах.
Есть на свете ветер странный
По фамилии муссон:
В южных странах постоянно
С океана дует он.Из-за этого муссона
В Бирме только два сезона
Там стоит полгода сушь,
А полгода льёт, как душ.Объясняется погода
Там примерно раз в полгода:
Ждите все сезон дождей:
Вот погодка у людей!А у нас-то жуткий холод,
То жара, то дождь, то град.
И погода в день раз сорок
Объявляют невпопад.И гуляя в день хороший,
Если человек не глуп,
Он берет с собой калоши,
Зонтик, плавки и тулуп.Всё у нас не постоянно.
Сквозняки со всех сторон.
Даже слышать людям странно
Про какой-то там муссон.
2б) Рассказ. Муссон - это ветер, который дует два раза в год: зимой дует с материка в море, а летом - с моря на материк. У нас на территории России такой ветер можно наблюдать на Дальнем Востоке.
2в) Мы с Вами сейчас познакомились с двумя видами ветра: бризом и муссоном. Но ветер носит разные имена. Это зависит от рельефа и народности, которая занимает данную территорию.
Некоторые из них вы должны будите отгадать сами.
- Виразон - Чили, Тихий океан
- Леванто - Канарские острова
- Брева - Италия
- Пурга - Россия
2г) Обсуждение значения ветра.
- Названий ветра много, назову лишь два из большого количества: ураган и торнадо. Что с собой несут эти ветра? ( Торнадо и ураган несёт с собой разрушение и человеческие жертвы).
- Поэтому люди изучают и измеряют ветер.
- С помощью какого прибора измеряли ветер и узнавали его направление ?
(С помощью флюгера).
Ученики-архивариусы.
Возможно, старейшим из метеорологических приборов является флюгер, показывающий направления ветра. В странах, исповедующих христианство, флюгарку обычно делают в виде петуха. Такие флюгеры впервые появились на крышах христианских храмов в 9 веке. Они напоминали о крике петуха, послежовавшем после троекратного отречения апостола Петра от Христа. К сожалению, сегодня их символическое значение по большей части забыто.
- А вот на море определяли направление ветра по вымпелу. В средние века аналогичные красочные вымпелы развевались над полями сражений. Прежде, чем пустить стрелу, лучники, определяли, в каком направлении дует ветер.
4. Первичное закрепление знаний.
Самостоятельная работа страница 129-130. Какое значение положительное и отрицательное имеет ветер ( в таблице).
5. Итог урока.
- О каких ветрах мы говорили на уроке?
- Что можно сказать о бризах?
- Что можно сказать о муссонах?
- Какое влияние имеет АД для образования ветра?
6. Домашнее задание.
Параграф 38 страницы 127-132. Найти отрывки и стихотворений, описывающие разную силу ветра.
Творческое задание:
1. Почему атмосфера Земли имеет голубую окраску? Часто говорят голубое небо. А почему оно голубое?
2. Италия - сапог, Великобритания - дама с зонтиком. А что ещё необычного рисуют, нам очертания на географической карте?