Тип урока: урок объяснения и первичного закрепления новых знаний.
Оборудование: маршрутный лист (МР) (Приложение 1); техническое оснащение урока – компьютер, проектор для демонстрации презентации, экран. Компьютерная презентация в Microsoft PowerPoint.
ХОД УРОКА
I. Организация начала урока
Здравствуйте! Проверьте, пожалуйста, наличие раздаточного материала у вас на парте и свою готовность к уроку.
II. Сообщение темы , цели и задач урока
– Прежде чем приступить к изучению новой темы,
выполните задания на первой странице
маршрутного листа (проверка на экране). Если
вы правильно выполнили задания, то вы должны
получить слово – СТАНДАРТ.
Что такое стандарт? Где вы встречались с этим
словом? Что оно означает? (ЭКРАН)
Стандарт (от англ. – standard) Образец, эталон,
модель, с которым сопоставляются, сравниваются
подобные объекты, процессы. (Универсальный
энциклопедический словарь). Т.е., когда говорят о
стандарте, людям легче представить о чем идет
речь. А мы сегодня будем говорить о стандартном
виде числа. Итак, это тема сегодняшнего урока.
III.Актуализация знаний учащихся. Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности на основном этапе урока
– Составим план урока:
- Повторение
- Определение степени числа;
- Определение степени числа с отрицательным показателем;
- Свойства степени;
- Определение стандартного вида числа;
- Действия с числами, записанными в стандартном виде;
- Применение.
В окружающем нас мире мы сталкиваемся с очень большими и очень маленькими числами. Мы уже с вами знаем, как записывать большие и маленькие числа с помощью степени числа.
– Удобно ли записывать числа в таком виде?
Почему? (Занимают много места, тратится много
времени, сложно запоминать.)
– Как вы считаете, какой выход нашли из этой
ситуации? (Записывать числа с помощью
степеней.)
МР2 (Приложение 1)
Запишите массу Земли, используя степень числа.
598 • 1025 г. Теперь запишите массу атома
водорода. 17 • 10–20 г. А можно ли по
другому записать эти числа, используя степени?
Попробуйте! 59,8 • 1026 , 5,98 • 1027; 0,
598 • 1028; 5980 • 1024.
17 • 10–20; 1,7 • 10–19; 0,17 • 10–18; 170
• 10–21;
– Все результаты правильные. Но можно ли
говорить о стандартной записи? Как быть? (Договориться
о единой записи чисел.)
– Попробуйте обсудить с соседом, какая же запись
должна быть единой, стандартной?
– Каким же должен быть множитель перед степенью
числа 10, чтобы было удобно и ЗАПОМНИТЬ число и
представить его?
IV. Усвоение новых знаний
– Откройте, пожалуйста, учебники п.35 и найдите
определение стандартного вида числа и запишите
его в маршрутные листы.
– Стандартным видом числа называется запись вида а
• 10n, где 1 < а < 10, n – целое. n –
называют порядком числа.
МР3 (Приложение 1)
– В стандартном виде можно записать любое
положительное число!!!
Почему? (По определению. Т.к. первый множитель
число, принадлежащее промежутку от [1 до 10)
(положительный) и второй множитель – число 10 в
какой либо степени (тоже положительный), то при
умножении двух положительных чисел получится
только положительное число.)
– Итак, как же записать массу Земли в стандартном
виде? (5,98 • 1027)
– Назовите порядок числа. (27)
– А масса атома водорода? (1,7•10–19.
Порядок – 19.)
V. Первичное закрепление знаний
МР4 (Приложение 1)
Число |
n | Число |
n | Число |
n |
1,392 • 109 м – диаметр Солнца | 9 | 5 • 10–8 кг – масса крыла мухи | –8 | 5 • 10–3 км/ч – скорость улитки | –3 |
1, 03 • 10–7 м – диаметр вируса гриппа | –7 | 5,5• 107 кг – масса Останкинской телебашни | 7 | 4,5 ______ км/ч – скорость человека | 0 |
МР5 (Приложение 1)
Если n > 0, то
> 10, если n < 0, то
< 1 (Если порядок положительный, то число
больше 10, если – отрицательный – число меньше 1, а
если равен нулю, то число находится в промежутке
от 1 до 10)
– Как вы думаете, что можно сказать о числе, зная
его порядок? (Насколько большим или маленьким
является число. Чем больше порядок числа, тем
больше само число. Большой по модулю
отрицательный порядок говорит о том, что число
маленькое.)
VI. Закрепление знаний
На магнитной доске определение стандартного вида числа:
Чтобы записать число в стандартном виде – если один из множителей уменьшается, то второй увеличивается и, наоборот, – если первый множитель увеличивается, то второй уменьшается.
МР6 (Приложение 1)
– Приставка «нано» в переводе с греческого означает «карлик». Вам знакомо это слово? Где вы с ним встречались? (Нанотехнологии.)
Сообщение учащихся.
– Если вы вспомните произведение русского
классика – вы назовете первого человека, который
занимался нанотехнологиями, т.е. очень
маленькими размерами.
Это Левша. Он подковал блоху, сделанную
англичанами, чтобы доказать, «что на Руси умельцы
имеются, да получше чем везде».
VII. Обобщение и систематизация
МР7 (Приложение 1)
МР8 (Приложение 1)
– В древнерусском счете 107 называли – «ворон», а 108 – «колода».
– Вы узнали, что такое стандартный вид числа и
научились записывать число в стандартном виде.
Как вы думаете, стандартный вид числа нужен
только для того, чтобы сократить (упростить)
запись чисел? (Используя свойства степени
числа удобно выполнять действия с большими и
маленькими числами.)
– Совершенно верно. Решим несколько примеров.
Решите два любые из примеров.
МР9 (Приложение 1)
– Какие свойства вы применяли при
выполнении действий? (Свойства степени;
переместительное и сочетательные свойства.)
– Если выполняются действия с числами в
стандартном виде, обязательно ответ получится в
стандартном виде? (Нет)
– Как его представить в стандартном виде? (Перенести
запятую и изменить порядок.)
VIII. Контроль и самопроверка знаний
Графический диктант (Приложение 1):
Ответьте на вопросы («да» – галочка, «нет» – палочка)
- Число 3 • 105 записано в стандартном виде (+)
- Число 0,81 • 106 записано в стандартном виде (–)
- 7,45 • 10–5 записано в стандартном виде (+)
- Число 50 записано в стандарном виде (–)
- Верно ли высказывание: «Чем больше порядок числа, тем больше само число?» (+)
- Если порядок числа отрицательный, то и само число отрицательно? (–)
- Если перемножить два числа в стандартном виде, то ответ будет числом в стандартном виде? (–)
- В стандартном виде можно записать любое число. (+)
IX. Подведение итогов урока
– Итак, подведем итог урока.
– С каким новым понятием вы познакомились?
– Как записать число в стандартном виде?
– Какие условия нужно поставить на каждый
множитель?
– Можно ли представить в стандартном виде
отрицательное число?
– Число 0?
– Почему?
– Для чего нужна стандартная запись числа?
– Где применяется стандартный вид числа?
– Какие числа или постоянные, записанные в
стандартном виде из различных наук вы знаете?
– Почему поставлены такие условия на множители,
т.е. почему можно представить только
положительные числа (вспомните, что выражают
такими числами)? (Различные величины и единицы
измерения, а они могут быть только
положительными.)
Выставление оценки по итогам работы на уроке (маршрутный лист).
X. Информация о домашнем задании и инструктаж по его выполнению
1) П. 35; №№ 955, 956, 961, 962
2) Придумать задачи из различных областей знаний
(химия, физика, астрономия, биология), где
фигурируют числа, записанные в стандартном виде.