Произведения К.И. Чуковского. 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


ХОД УРОКА

I. Оргмомент

На экране портрет К.И.Чуковского. (Приложение 1, слайд 1)

II. Беседа

– Ребята, вы знаете, кто этот человек? (Это детский писатель К.И.Чуковский.)
– Верно, ребята. Сегодня мы с вами проведём викторину по произведениям К.И.Чуковского, больше узнаем о его творчестве, будем читать произведения Чуковского, инсценировать его стихи, отгадывать загадки. Вглядитесь в лицо этого человека. Как вы думаете, какое его главное качество? (Доброта)
– Да, ребята, К.И.Чуковский – настоящий добрый волшебник. Он написал много книг для детей. А это могут делать только настоящие добрые волшебники.

III. Рассказ учителя о жизни К.И.Чуковского

Родился К.И.Чуковский в Петербурге, но детство провёл в Одессе. Учился в гимназии, а затем самостоятельно изучал английский язык и брался за любую работу, чтобы помочь маме и старшему брату. Семья Чуковского жила очень бедно.
Настоящее имя писателя – Николай Корнейчуков. Когда он вырос и занялся журналистикой  , стал подписываться Корней Иванович Чуковский. Так это имя навсегда за ним и осталось.

IV.Викторина по произведениям К.И.Чуковского

– Ребята, отгадайте, из какого произведения Чуковского эти строки:

Мама по саду пойдёт,
Мама с дерева сорвёт
Туфельки, сапожки,
Новые калошки.
Папа по саду пойдёт,
Папа с дерева сорвёт
Маше – гамаши,
Зинке – ботинки,
Нинке – чулки. (Чудо-дерево.)

– Верно, ребята, и сегодня мы с вами тоже вырастим чудо-дерево. А плодами на нём будут не чулки и башмаки, а книги К.И.Чуковского.

А) Работа по учебнику стр. 82-83.

– Ребята, мы будем читать отрывки из сказок К.И. Чуковского и определять название произведений. Книгу с этим произведением будем размещать на чудо-дереве.

(Дерево помещено на доске.)

1. Чтение отрывка одним учащимся.
2. Определение названия произведения.
3. Книгу с произведением помещаю на дерево.
4. Чтение отрывков цепочкой (по одной строке).

Б) Электронная презентация (Приложение 1)

1. Чтение отрывка с экрана.
2. Определение названия сказки.
3. Книгу с произведением помещаю на дерево.
4. Чтение отрывков группами учащихся

В конце викторины на доске выросло «чудо-дерево» со сказками К.И.Чуковского: «Телефон», «Федорино горе», «Муха-цокотуха», «Айболит», «Мойдодыр», «Путаница», «Тараканище», «Краденое солнце», «Чудо-дерево».

– Вот мы с вами тоже вырастили чудо-дерево с книгами замечательного детского писателя К.И.Чуковского.

V. Знакомство с вехами творческого пути писателя

(Термины «Литературный критик», «Исследователь», «Переводчик» помещены на доске.)

– Ребята, в начале своего творческого пути К.И.Чуковский писал статьи в солидные взрослые литературные журналы. Он был литературным критиком. А ещё К.И.Чуковский был исследователем. Он наблюдал за детскими кляксами, нелепыми и смешными ситуациями. Так появилась его знаменитая книга «От 2 до 5». (Приложение 1, слайд 6). Ученики нашего класса подготовили ролевое чтение смешных детских высказываний, послушаем их.

– К.И.Чуковский был ещё и переводчиком. Он любил переводить на русский язык весёлые английские песенки. Послушайте песенку, переведённую К.И.Чуковским.

(Аудиозапись песенки «Робин Бобин Барабек.»)

– К.И.Чуковский любил сочинять загадки для детей. Отгадайте загадки. Их подготовили для вас ученики нашего класса.

1. Красные двери в пещере моей,
Белые звери стоят у дверей.
И мясо, и хлеб – всю добычу мою
Я с радостью белым зверям отдаю. (Рот и зубы.)

2. Растёт она вниз головою,
Не летом растёт, а зимою.
Но солнце её припечёт –
Заплачет она и умрёт. (Сосулька)

3. Два коня у меня, два коня.
По воде они возят меня.
А вода тверда, словно каменная. (Коньки, каток)

4. Хожу, брожу не по лесам,
А по усам и волосам,
И зубы у меня длинней,
Чем у волков и медведей. (Расчёска.)

VI. Вывод

– Сегодня мы узнали о различных жанрах творчества К.И.Чуковского. Кем же он был? (Обращаюсь к карточкам с терминами: литературным критиком, исследователем, переводчиком.)

– Все эти почётные звания объединяются в одно – детский писатель. Талант К.И.Чуковского велик. Это неиссякаемый, умный, блистательный, весёлый, праздничный человек! С таким писателем, ребята, не расставайтесь всю жизнь!

VII. Итог

– Чем понравился наш урок?
– Что нового узнали о творчестве К.И.Чуковского?