ХОД УРОКА
I. Оргмомент
На экране портрет К.И.Чуковского. (Приложение 1, слайд 1)
II. Беседа
– Ребята, вы знаете, кто этот человек? (Это
детский писатель К.И.Чуковский.)
– Верно, ребята. Сегодня мы с вами проведём
викторину по произведениям К.И.Чуковского,
больше узнаем о его творчестве, будем читать
произведения Чуковского, инсценировать его
стихи, отгадывать загадки. Вглядитесь в лицо
этого человека. Как вы думаете, какое его главное
качество? (Доброта)
– Да, ребята, К.И.Чуковский – настоящий добрый
волшебник. Он написал много книг для детей. А это
могут делать только настоящие добрые волшебники.
III. Рассказ учителя о жизни К.И.Чуковского
Родился К.И.Чуковский в Петербурге, но детство
провёл в Одессе. Учился в гимназии, а затем
самостоятельно изучал английский язык и брался
за любую работу, чтобы помочь маме и старшему
брату. Семья Чуковского жила очень бедно.
Настоящее имя писателя – Николай Корнейчуков.
Когда он вырос и занялся журналистикой , стал
подписываться Корней Иванович Чуковский. Так это
имя навсегда за ним и осталось.
IV.Викторина по произведениям К.И.Чуковского
– Ребята, отгадайте, из какого произведения Чуковского эти строки:
Мама по саду пойдёт,
Мама с дерева сорвёт
Туфельки, сапожки,
Новые калошки.
Папа по саду пойдёт,
Папа с дерева сорвёт
Маше – гамаши,
Зинке – ботинки,
Нинке – чулки. (Чудо-дерево.)
– Верно, ребята, и сегодня мы с вами тоже вырастим чудо-дерево. А плодами на нём будут не чулки и башмаки, а книги К.И.Чуковского.
А) Работа по учебнику стр. 82-83.
– Ребята, мы будем читать отрывки из сказок К.И. Чуковского и определять название произведений. Книгу с этим произведением будем размещать на чудо-дереве.
(Дерево помещено на доске.)
1. Чтение отрывка одним учащимся.
2. Определение названия произведения.
3. Книгу с произведением помещаю на дерево.
4. Чтение отрывков цепочкой (по одной строке).
Б) Электронная презентация (Приложение 1)
1. Чтение отрывка с экрана.
2. Определение названия сказки.
3. Книгу с произведением помещаю на дерево.
4. Чтение отрывков группами учащихся
В конце викторины на доске выросло «чудо-дерево» со сказками К.И.Чуковского: «Телефон», «Федорино горе», «Муха-цокотуха», «Айболит», «Мойдодыр», «Путаница», «Тараканище», «Краденое солнце», «Чудо-дерево».
– Вот мы с вами тоже вырастили чудо-дерево с книгами замечательного детского писателя К.И.Чуковского.
V. Знакомство с вехами творческого пути писателя
(Термины «Литературный критик», «Исследователь», «Переводчик» помещены на доске.)
– Ребята, в начале своего творческого пути К.И.Чуковский писал статьи в солидные взрослые литературные журналы. Он был литературным критиком. А ещё К.И.Чуковский был исследователем. Он наблюдал за детскими кляксами, нелепыми и смешными ситуациями. Так появилась его знаменитая книга «От 2 до 5». (Приложение 1, слайд 6). Ученики нашего класса подготовили ролевое чтение смешных детских высказываний, послушаем их.
– К.И.Чуковский был ещё и переводчиком. Он любил переводить на русский язык весёлые английские песенки. Послушайте песенку, переведённую К.И.Чуковским.
(Аудиозапись песенки «Робин Бобин Барабек.»)
– К.И.Чуковский любил сочинять загадки для детей. Отгадайте загадки. Их подготовили для вас ученики нашего класса.
1. Красные двери в пещере моей,
Белые звери стоят у дверей.
И мясо, и хлеб – всю добычу мою
Я с радостью белым зверям отдаю. (Рот и зубы.)2. Растёт она вниз головою,
Не летом растёт, а зимою.
Но солнце её припечёт –
Заплачет она и умрёт. (Сосулька)3. Два коня у меня, два коня.
По воде они возят меня.
А вода тверда, словно каменная. (Коньки, каток)4. Хожу, брожу не по лесам,
А по усам и волосам,
И зубы у меня длинней,
Чем у волков и медведей. (Расчёска.)
VI. Вывод
– Сегодня мы узнали о различных жанрах творчества К.И.Чуковского. Кем же он был? (Обращаюсь к карточкам с терминами: литературным критиком, исследователем, переводчиком.)
– Все эти почётные звания объединяются в одно – детский писатель. Талант К.И.Чуковского велик. Это неиссякаемый, умный, блистательный, весёлый, праздничный человек! С таким писателем, ребята, не расставайтесь всю жизнь!
VII. Итог
– Чем понравился наш урок?
– Что нового узнали о творчестве К.И.Чуковского?