Тип урока: отработка выведенного способа действия проверки орфограмм слабых позиций по словарю.
Цель: формировать умение выполнять установленную последовательность действий при списывании слов из словаря.
Задачи:
- повторить слабые и сильные позиции звуков;
- отработать умение проверять орфограммы слабых позиций по словарю;
- отработать приёмы работы с орфографическим словарём;
- открыть свойство печатного текста быть источником сведений об орфографическом облике слова.
Оборудование: мультимедийное сопровождение
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
Приветствие. Настрой ребят на работу. Запись числа. Минутка чистописания.
2. Активизация учащихся
Учитель: Какие секреты слов открыли на
предыдущих уроках русского языка?
Дети: У звуков в словах есть сильные и
слабые позиции.
У.: Для чего нам нужно знать сильные и
слабые позиции звуков?
Д.: Чтобы видеть слабые позиции при
записи слова и не допускать ошибок.
У.: Давайте заполним таблицу.
3. Работа по таблице (слайд 2).
У.: Назовите сильные и слабые позиции
гласных звуков?
Назовите сильные позиции согласных звуков?
Назовите слабые позиции согласных звуков?
Дети отвечают на вопросы учителя. На слайде в таблице появляются модели сильных и слабых позиций звуков.
4. Запись слов с пропуском орфограмм слабых позиций. Проверка по словарю.
У.: Молодцы. А теперь попробуем записать слова с пропуском слабых позиций. Отгадайте загадку (слайд 3)
Дети отгадывают загадки, на слайде появляется изображение.
Лежит – молчит,
Подойдёшь – заворчит,
Кто к хозяину идёт,
Она знать даёт.
Собака
Один ученик записывает отгадку на доске, остальные ученики в тетради.
У.: Согласны с написанием слова?
Если возникнут разночтения, то разобрать с
чем не согласны.
Аналогично работаем с остальными словами.
Не царь, а в короне,
Не всадник, а со шпорами,
Не будильник, а всех будит.
Петух
Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистей и нежней?
Кто же это?
Соловей
Летом ходит без дороги
Возле сосен и берёз,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос.
Медведь
У.: А Сам Самыч считает, что проускать слабые позиции не нужно, поэтому записал слова без пропусков. Вот что у него получилось (слайд 4)
У.: Как вы думаете, правильно ли он
написал слово собака?
Д.: Нет. Это слово пишется по-другому.
У.: Как проверить, кто прав Сам Самыч или
вы?
Д.: По словарю.
У.: Найдите это слово в словаре.
Кто нашёл первый, называет страницу и столбик, в котором находится это слово.
У.: Подчеркните карандашом буквы в слабой позиции, проговариваем орфографически, вставьте буквы в нашу запись.
У.: Проверьте работу Сам Самыча далее. Работать будете парами, как сидите. Правильный вариант запишите в тетрадь.
Дети работают в тетрадях, затем проверяем:
У.: Прочитайте первое слово орфографически…и т. д.
Дети читают слова, на доске появляется правильная запись слова.
5. Открытие свойства печатного текста – быть источником сведений об орфографическом облике слова
У.: А как мы можем проверить
орфограммы слабых позиций, если под рукой нет
словаря?
Д.: Спросить у взрослого?
У.: Прочитайте шутливый диалог (Два
ученика читают по ролям).
(Слайд 5)
Муха
– Ты куда попала, муха?
– В молоко, в молоко.
– Хорошо тебе, старуха?
– Не легко, не легко.
– Ты бы вылезла немножко.
– Не могу, не могу.
– Я тебе столовой ложкой
Помогу, помогу.
– Лучше ты меня, бедняжку,
Пожалей, пожалей.
Молоко в другую чашку
Перелей, перелей.(О. Мандельштам)
У.: Автор стихотворения очень хотел помочь мухе, попавшей в беду. Как вы думаете, помог ли бы он бедняжке, выполнив её просьбу?
Выслушиваются ответы детей.
У.: Запишите слово молоко в транскрипции.
Один ученик записывает слово у доски, а остальные в тетради.
У.: Проверим (На доске появляется запись слова в транскрипции). А можете ли это слово записать правильно без проверки по словарю.
Д.: Можем. Так как в стихотворении оно записано без ошибок.
У.: Это стихотворение я взяла из нашего учебника. А в учебнике все слова записаны без ошибок. Так кроме словаря, где ещё можно найти слово записанное правильно без пропусков.
Д.: Можно найти правильно написанное слово без пропусков в учебнике.
У: Сделайте вывод. Какие способы проверки слова мы уже узнали.
6. Физминутка (слайд 6)
Играет музыка. «Танец утят». Дети танцуют
7. Отработка способа проверки (слайд 7)
У.: Перед вами необычный
«перекрёсток». Это кроссворд. Отгадайте
загадки и отгадки впишите в кроссворд. Слова
нужно вписывать в каждую клеточку по букве. При
записи слова пересекутся. Только учтите: слова
должны быть записаны правильно! Иначе
«перекрёсток» не получится. Поэтому, когда
будете записывать слова, не торопитесь. Если не
уверены, как пишется какое – нибудь слово,
проверьте его по словарю или другим способом,
который мы открыли на уроке.
Работать будете в группе по 4 человека, каждый
ученик в группе вписывает одно слово, а остальные
помогают и контролируют.
Задания кроссворда.
По горизонтали:
1. Дом зелёный тесноват:
Узкий, длинный, гладкий.
В доме рядышком сидят
Круглые ребятки. (Горох)2. Быть занудой не люблю,
Не строгаю, не пилю,
Я в решеньях очень скор.
Потому, что я – … (топор)
По вертикали:
3. Посреди двора
Стоит копна:
Спереди вилы,
Сзади – метла. (Корова)4. Сидит на суку, тараторит.
Со всеми птицами спорит.
Всё ей вокруг интересно,
Всем эта птица известна.
Кто это? (Сорока))
У.: Проверяем.
Сначала взаимопроверка, потом читаем слово орфографически, оно появляется в кроссворде.
У.: Как вы записали первое слово? Проговорите орфографически. (Каждая группа проговаривает одно слово)
8. Самостоятельная работа (слайд 8)
У.: Запишите слова в два столбика: в первый – названия птиц, во второй – названия остальных животных. Орфограммы слабых позиций проверяйте по словарю.
В(а,о)р(а,о)бей, с(а,о)рока, за(е,и,яц), с(а,о)бака, п(е,и)тух, к(а,о)рова
Проверка. Появляется правильный вариант записи слов.
9. Рефлексия
У.: Какие способы орфограмм слабых
позиций мы знаем?
Д.: По словарю, спросить у взрослого,
по учебнику.
У.: Какой словарь используете при
проверке орфограмм слабых позиций.
Д.: Орфографический.
10. Домашнее задание
У.: Запишите домашнее задание в дневник. Страница 87 упр. 109, 110
– Прежде чем приступить к выполнению
упражнения, внимательно прочитайте задание к
упражнению.
– Спасибо вам, ребята, за урок.