Курс «География России» служит одной из основ формирования духовности, воспитания патриотизма, толерантности будущих граждан России, их уважения к культуре и истории своей Родины и населяющих ее народов. К сожалению, очень многие люди не знают о том, какие народности проживают на территории России, что среди них выделяется группа малочисленных народов.
Во время изучения темы «Население России» в 8-9 классах нами был затронут вопрос о малочисленных народах, проживающих на территории России и учащимся была предложена работа над проектом «Малые народы России – сохранение их уникальной культуры».
Актуальность темы продиктована сокращением численности малых народов, исчезновением их культуры и самобытности.
Для работы над темой был выбран метод проектов неслучайно, так как он позволяет активно развивать мышление учащихся, учит не только запоминать и воспроизводить знания, но и уметь применять их в жизни, на практике.
Время проведения: месяц (во время изучения темы «Население России»)
Подготовительный этап.
- за месяц до проведения урока учащиеся получают тему для сбора материала.
- проводиться работа по изготовлению наглядного материала (макеты жилища малых народов, орудия труда изображения национальной одежды и т.д.)
- выделяется группа, которая ведет урок вместе с учителем ( выступление с докладами по темам).
- организуется посещение музея Кочевой культуры с учащимися.
- проводиться подборка журналов и книг о малых народов и подготовка выставки по теме.
Представление результатов проектной деятельности проводиться на уроке-конференции по выбранной теме (Приложение 1).
Задачи урока:
- воспитывать уважение к культурному наследию народов России и населения мира;
- приобщить учащихся к знаниям общечеловеческой мировой цивилизации;
- выявить проблемы возрождения и сохранения малочисленных народов;
- выявить тезисы – решения способствующие возрождению национальных
- традиций народов России.
Оборудование:
- Кассета с фильмом «Особенности эвенкийской национальной охоты».
- Плакаты с цитатами о народах России.
- Тексты докладов.
- Индивидуальные листы с печатной основой на каждого ученика.
- Таблица «Народы России» на каждого ученика.
Методы и формы работы на уроке:
- проектная деятельность – в работу вовлечены все учащиеся 8-9-х классов, изучающих тему «Население России»
- видеоурок, как наиболее значимое наглядное средство обучения на уроке, позволяющее выбирать, что смотреть и для чего, перед просмотром активизировать внимание учащихся через постановку вопросов.
- работа с определениями.
- работа со статистическими данными переписи населения.
- работа с картами атласа.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент (слайд 1)
II. Новый материал
– Сегодняшний урок, посвящённый малым народам России, мне бы хотелось начать с отрывка из произведения великого русского поэта А.С.Пушкина:
Слух обо мне пройдёт по всей Руси великой
И назовёт меня всяк сущий в ней язык,
И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой
Тунгус, и друг степей калмык. (Cлайд 3)
– Скажите, пожалуйста, кто из вас слышал
названия тех народов, о которых в своем
произведении упоминал А.С.Пушкин? Что вы о них
знаете?
– Очень многие люди не знают о том, что
существуют малые или малочисленные народы
России. В Российском Государственном
Техническом Университете (РГГУ) и Тверском
Государственном Техническом Университете
провели обследование по теме: «Социальный статус
и политические ориентации российского
студенчества». Один из вопросов звучал так:
«Какие вам известны народы России?» Предлагалось
выявить уровень этнической компетенции
студенчества. В таблице мы хорошо видим те
народности, которые чаще всего упоминались
студентами. (Cлайд 4)
– Прежде чем мы с вами продолжим разговор о
затронутой нами теме давайте попробуем дать
определение, что же такое народ, этнос,
малочисленный народ? (Cлайд 5)
– Данные, которые мы вывели, давайте запишем в
листы, которые лежат у вас на партах.
Народ – население государства.
Этнос – устойчивая общность людей, которые
живут на одной территории, имеют общий язык и
культуру, они сознают общность своего
происхождения и исторических судеб.
Малочисленные народы – это народ, который
насчитывает не более 50 тыс. человек.
– Посмотрите в таблицу «Народы России» и
назовите те народы, которые будут относиться
к малым или малочисленные. (Cлайд 6)
– Один из таких народов, как правильно вы
сказали, являются – эвенки. (Cлайд
7)
В разные исторические периоды численность
этого народа была разной: 63 000 насчитывалось в
1897 году, в начале 20 века их осталось17 500, а по
результатам переписи населения 2002 года на
территории России их проживает 35527 . Это хорошо
видно на слайде 8. Сейчас они проживают не
только на территории России, но и в Китае, и в
Монголии (слайд 9).
– А сейчас мы посмотрим с вами фильм об этом
народе.
III. Просмотр фильма «Особенности национальной эвенкийской охоты (20 минут).
Но перед просмотром мы поставим перед собой цель – узнать как можно больше об этой народности.
IV. Беседа после просмотра фильма показом сопровождается показом слайдов 10-13
– Что нового вы узнали о народе эвенков?
– Что позволяло выжить им в бескрайних лесах
Сибири и Дальнего Востока?
– Что получили после 1917 года народы эвенков?
– Как сейчас живут люди этого народа?
– Информацию, которую вы получили, запишите в
тетради.
– К сегодняшнему уроку материал об эвенках
нам подготовили учащиеся и готовы рассказать нам
о них.
V. Выступление учащихся по вопросам малочисленных народов России: как живет малые народы Севера; почему исчезают малые северные народы; кухня малых народов Севера; жилища малых народов Севера; традиционная одежда эвенков.
VI. Представление макетов, которые учащиеся подготовили к уроку во время подготовительного этапа по теме
VII. Итог урока
– Мы с вами говорили о малых народах России. Более подробно мы рассмотрели быт и традиции малого народа – эвенков.
VIII. Домашнее задание
– А сейчас вы получите домашнее задание: найдите и оформите в виде реферата материал о любом малом народе, проживающим на бескрайних просторах матушки Руси. Отразите в работе быт, традиции людей, а также попробуйте сформировать проблемы, возникающие у этого народа.