Математику уже затем изучать нужно, что
она ум в порядок приводит.
М.В.Ломоносов.
Цели урока:
- способствовать систематизации знаний учащихся по данной теме, совершенствованию умений и навыков, обеспечить закрепление и обобщение изученного материала, продолжить формирование умений решать выражения с модулем числа;
- содействовать развитию познавательных способностей учеников; развивать внимание и логическое мышление;
- актуализировать активность, самостоятельность учащихся; способствовать воспитанию основ здорового образа жизни, поддержанию на высоком уровне общей работоспособности для учения.
Тип урока: урок-систематизация и обобщение полученных знаний.
Вид урока: урок-практикум.
Формы работы на уроке: индивидуальная, самостоятельная, коллективная, работа в парах, работа по цепочке интерактивная (работа парами), общеклассная, устная, письменная.
Оборудование: компьютер, мультимедиа проектор, интерактивная доска, индивидуальные карточки для учащихся, тесты.
План урока:
I. Организационный этап
II. Подготовка учащихся к активной деятельности
а) устный счёт
б) помоги клоуну.
III. Этап обобщения и систематизации знаний учащихся
- №982, с.165
- №952, с.160(работа с учебником, работа у доски)
IV. Этап выявления знаний всех учащихся и каждого в отдельности
а) Найди значение выражения (работа по цепочке у доски) №953
б) Физкультминутка.
в) Четырехугольник с секретом
г) Дифференцированная самостоятельная работа: (по карточкам)
д) Тест
е) Подумай, сообрази! (РЕЗЕРВ)
ж) Дополнительное задание: *(РЕЗЕРВ)
V. Характеристика работы класса
VI. Объем и особенности домашнего задания
VII. Этап рефлексии
ХОД УРОКА
I. Организационный этап
– Добрый день, друзья! Я рада вас видеть,
и очень хочу начать работу с вами! Я дарю вам свою
улыбку, тем самым желаю вам хорошего настроения.
А теперь и вы улыбнитесь друг другу,
повернитесь и улыбнитесь нашим гостям, таким
образом, вы поприветствуете их и пожелаете им
хорошего настроения.
Я напоминаю вам о правильной осанке: “Что
такое осанка? Осанка – это привычная поза
спокойно стоящего или сидящего человека. Плохая,
неправильная осанка приносит вред здоровью:
нарушает работу внутренних органов. А как
некрасиво выглядит человек, у которого плохая
осанка. Правильная осанка не только делает
фигуру стройной, но и придает человеку
уверенность в себе, бодрость, жизнерадостность”.
Учащимся предлагается принять правильную
осанку: опустить плечи, соединить лопатки,
поднять подбородок, втянуть живот, и соблюдать
правильное положение в течение урока.
II. Подготовка учащихся к активной деятельности
– Тема нашего сегодняшнего урока: «Модуль
числа». (Слайд 1)
Обратите внимание на эпиграф к нашему уроку:
Математику уже затем изучать нужно, что она ум в
порядок приводит. (М.В.Ломоносов)
(Слайд 2)
– Сейчас мы с вами приведем свой ум в порядок посредством устного счета:
а) Устный счёт (Слайд 3)
– К нам на урок пришёл гость, который появится, если мы правильно решим примеры:
Клоун Гоша
(Слайд 4)
б) Помоги клоуну (Слайд 5)
– Ребята, наш знакомый клоун Гоша, очень готовился, чтобы тоже продемонстрировать свои знания по теме “Модуль числа ”. Он придумал интересные задания, но с ним как всегда случаются всякие недоразумения, и он обращается к вам за помощью. Клоун Гоша придумал карточки с одинаковыми ответами. Положил их себе в карман, а они перепутались, он забыл, на каких из них написаны равные результаты. Ребята, помогите найти Гоше карточки с результатами (модуль числа), которые равны.
– Итак, мы с вами привели ум в порядок и теперь
готовы вплотную заняться темой урока.
– Ребята, все хотят сдать экзамен в новой форме в
9 классе и ЕГЭ в 11 классе успешно, а что нужно для
этого? (Связанное с нашей темой урока).
в) Целеполагание: (Слайд 6)
– знать определение модуля числа;
– уметь находить модуль положительных и
отрицательных чисел, находить значения
выражений с модулями.
III. Этап обобщения и систематизации знаний учащихся
№982, с.165 (фронтальная работа) – работа на
интерактивной доске
№982, с.165 .
Белка сидит на дереве в точке М(4), а дятел – в точке N(–3). Какое расстояние от дятла до белки? Кто из них дальше от дупла, если дупло принято за начало отсчета?
№952, с.160(работа с учебником, работа у доски) (РЕЗЕРВ)
| 3,7 | = 3,7
| – 7,8 | = 7,8
| – 200 | = 200
| 315,6 | = 315,6 и т.д.
– Что называют модулем числа? (Расстояние в
единичных отрезках от начала координат до
заданной точки)
– Может ли модуль какого-нибудь числа быть
отрицательным числом? (не может)
4. Этап выявления знаний всех учащихся и каждого в отдельности
а) Найди значение выражения (работа по цепочке у доски)
№ 953
| – 8 | – | – 5 | = 8 – 5 = 3
| 10 | · | – 15 | = 10 · 15 = 150
| 240 | : | – 80 | = 240 : 80 = 3
|– 710 | + | – 290 | = 710 + 290 = 1000
| – 2,3 | + | 3,7 | = 2,3 + 3,7 = 6
| – 4,7 | + | – 1,9 | = 4,7 + 1,9 = 6,6
| 28,52 | : | – 2,3 | = 28,52 : 2,3 = 12,4
б) Физкультминутка(Слайд 7)
Учитель называет модули чисел, если верное
равенство, то дети разводят руки в сторону; если
неверное, поднимают руки вверх.
Клоун Гоша подготовил вам следующее задание, с
которым он никак не мог справиться.
в) Четырехугольник с секретом (Слайд 8)
2 |
5 |
8 |
11 |
14 |
1 |
4 |
7 |
10 |
13 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Какой из числовых рядов лишний, то есть отличается от других? (слайд№9)
Найдите неизвестное число:
| – 6 | + | 3 | = 9
| – 27 | – | 14 | = ...
Продолжите ряд:
| – 12 | = 12
| 12 | = 12
| – 69 | = 69
| 69 | = ...
г) Самостоятельная работа: (предлагается учащимся на карточках)
на «3»
1) Найдите модуль чисел:– 8; 1,3; – 6,5;.
2) Запишите числа, модули которых равны: 3; 0,16; .
3) Найдите значение выражения: а) | – 12 | + | 4 |; б) | – 6 | : | 3 |.
на «4»
1) Найдите модуль чисел: 3; 2,8; 7,2; .
2) Запишите числа 10,8; – 91,3; –; в порядке возрастания их модулей.
3) Найти значение выражения:
а) б)
на «5»
1) Найти значение выражения:
а) |– 3,4| : |1,7|; б).
2) Запишите числа 14,38; – 19,7; – ; в порядке возрастания их модулей.
3) Из двух чисел выберите то, у которого модуль больше:
а) – 5,87 и – 7,82; б) – 2,75 и 0.
д) Тест (Слайд 10)
1) Укажите наименьшее по модулю число:
а) – 19,37; б) 6,3; в) 53,8.
2) Найдите значение выражения | – 180 | : | 30 |
а) – 6; б) 60; в) 6.
3) Расположите числа – 2,5; 42; – 7; 0 в порядке убывания их модулей.
а) – 2,5; 42; – 7; 0 б) 42; – 7; – 2,5; 0; в) – 7; – 2,5; 42; 0.
Ответы к тесту: (Слайд 11)
1) б
2) в
3) б.
е) Подумай, сообрази! (РЕЗЕРВ)
Как может кошка зайти в подвал с одной головой,
а выйти двумя? (Если поймает мышь).
(№ 933 устно) Какие целые числа расположены на
координатной прямой между числами:
а) – 8 и – 5; б) – 3 и 0; в) – 2 и 2.
ж) Дополнительное задание: (РЕЗЕРВ)
Вычислите: .
5. Характеристика работы класса (подведение итогов)
– Итак, ребята, как вы считаете, готовы ли вы сдать успешно выпускные экзамены в новой форме в 9 классе и ЕГЭ в 11 классе?
(Слайд 12)
Итак, давайте закругляться,
Да и не стоит удивляться.
Решали мы сегодня много.
И оценю я вас всех строго.
Модуль прошу не забывать,
И отвечать только на “пять”!
6. Объем и особенности домашнего задания
– Повторить п.28, № 963, № 971.
7. Этап рефлексии – как я усвоил материал?
Дети к доске прикрепляют цветные листочки:
- Розовый – хорошо усвоил.
- Зеленый – нужно еще поработать.
- Синий – не усвоил.