С такими видами учебных пособий и методических материалов работает учитель истории?
Материалы УМК |
|||||||
Учебник | Рабочие тетради к учебнику | Хрестоматия | Исторические карты | Контурные карты | Тесты | Печатные методические пособия для учителя | ЦОР |
В данное время, когда учащиеся 11 классов сдают итоговый экзамен в формате ЕГЭ, работа на уроках с листами "Рабочей тетради" занимает на уроке и при подготовке домашнего задания особое и важное место.
Практически ко всем учебным курсам истории разными издательствами изданы рабочие тетради. Все эти учебные пособия объединяет общее:
Рабочая тетрадь. | ||||
Что это | Для кого | Как | Зачем | Решает педагогические задачи |
система текстов, статистической, графической живописной информации, вопросов и заданий | Задания, обращены к ученику | В процессе выполнения предложенных
заданий, ученик, работая самостоятельно
качественно и количественно преобразовывает информацию |
В результате этого обретает новые знаний, умения и навыков | формирование исторического мышления за счёт применения источниковедческого, историографического, методического и подходов |
Учитель современной формации, активно использующий возможности компьютера и Интернета, изменяет технологию образовательного процесса. Большой положительный результат дает организация уроков с использование рабочих листов, которые составляет сам учитель. Он выступает и как педагог (каждый класс - уникален), как методист (важен положительный результат), как художник и полиграфист (рабочий лист - уникален по оформлению и подборке материалов).
Организуя работу на уроке с рабочей тетрадью, учитель решает несколько педагогических задач:
Обучения. | Психологической поддержки. | Организации учебного процесса. | Контроля. | Организации дистанционного обучения. |
Формирование предметных знаний и общеучебных умений. | Развитие внимания. Работая над выполнением специальных заданий, ученик развивает мышление. |
Вести записи нужно аккуратно, чётким подчерком, ведь при повторении необходимо обратиться у материалу. | Контроль знаний и умений возможен на
всех этапах урока или определённых этапах урока. Задания сгруппированы в логические блоки. |
Учитель, используя электронную почту или пространство сайта (учителя или образовательного учреждения), помогает учащемуся, который не посещает занятия, осваивать учебный материал. |
При систематической работе по решению заданий рабочего листа, идёт формирование навыков самоконтроля. | При систематической работе по решению заданий рабочего листа, идёт формирование навыков самоконтроля. |
Рабочий лист может включать материалы: тесты, логические схемы, опорные конспекты.
Поэтому виды рабочих листов бывают:
Информационные. | Тестовые. | Интегрированные. |
Предложенные материалы помогают при
изучении нового материала. Включены карты, исторические картины, отрывки из документов. |
Задания, подобные заданиям ЕГЭ (А,В,С), контурные карты. | Листы включают:
|
Примерная структура интегрированного рабочего листа:
Материал на повторение изученного на прошлом задании. |
Краткий информационный материал по новой теме. |
Задания для самостоятельной работы: типовые, развивающие и творческие задачи и упражнения. |
Обобщение и заключение по каждой теме урока: выводы, контрольные вопросы. |
Достоинства авторских рабочих листов и в том, что:
- Учитель учитывает состав класса, уровень его подготовки;
- При составлении рабочих листов есть возможность включать задания разного уровня и вида;
- У учителя, ведущего в классе, также уроки обществознания, есть возможность интеграции материала;
- Учитель создаёт пакет рабочих листов;
- Учитель может, комбинируя или заменяя задания на листах, использовать материал на уроках повторения;
- Материалы рабочих листов легко преобразуются в материалы презентаций в формате Power Point.
На каком этапе урока используется рабочий лист:
Этап урока. | Вариант задания. | Тема, параграф. |
Повторение изученного на прошлом уроке. | Подберите слова по теме "Восточные
славяне. Киевская Русь". В них должна быть одна
из предложенных букв. Р У С Ь |
П.2 |
Тест. | Соотнести имя, дату, событие. Рюрик 945 год Гибель во время сбора дани Олег 957 год Поход на Царьград и подписание ыгодного для Руси торгового договора Игорь 862 год Начало княжения в Новгороде Ольга 907 год Поездка в Царьград и принятие православной веры Найдите лишнее имя или год в ряду. Свой выбор объясните Рюрик, Игорь, Ольга Лишнее имя Лишнее имя Лишнее имя 862, 941, 944 год Лишняя дата Лишняя дата Лишняя дата |
П.3. |
Изучение нового материала. | Южное направление внешней политики
"Не любо мне сидеть в Киеве, хочу жить в Переяславце на Дунае - ибо там середина земли моей, туда стекаются все блага: из Греческой земли - золото, паволоки, вина, различные плоды, из Чехии и из Венгрии серебро и кони, из Руси же меха и воск, мед и рабы". Почему Святослав, оставив стольный Киев, "хочет жить в Переяславце на Дунае"? Чем его не устраивал Киев? |
П.4. |
Схема. | Факторы, обусловившие кризис Римской
республики. Господство Рима над Средиземноморьем стало беспредельным. |
Всеобщая история П.10 |
Таблица. | Народы Европы в начале н.э. Численность населения Названия народов - соседей римлян, территории расселения Климат Центральной и Восточной Европы. Занятия населения Общественный уклад варваров |
Всеобщая история П.11 |
Документ. | ":Набрав с собой много воинов: варягов, чуди, словен, мерю, кривичей, и пришёл к Смоленску с кривичами, и взял город, и посадил в нём мужа своего. Отправился вниз, и взял Любеч, и посадил мужа своего. И пришли к горам Киевским, и узнал: что княжат здесь Аскольд и Дир. И спрятал он одних воинов в ладьях, а других оставил позади себя, а сам подошёл к горам, неся малолетнего Игоря:" | П.3. |
Проблемные задания. | Княгиня Ольга в отместку за убитого древлянами мужа длительное время проявляла чудеса жестокости: закапывала живыми послов, сжигала их в бане, хитростью подожгла и уничтожила вместе с жителями столицу древлян Искоростень и т. д. И, тем не менее, Ольга Православной церковью канонизирована. Почему? | П.4. |
Закрепление. | Значение крещения Руси. Составьте тезисы своего ответа |
П.5 |
Технические и организационные вопросы.
Подготовка учителем рабочих листов. | Тиражирование рабочих листов. |
Знание особенностей учебников для базовой и профильной школы | Ксерокс или принтер в кабинете |
Знание материалов ГИА и ЕГЭ (кодификатор) | 1 тема урока - 1 печатный лист |
Использование учителем дополнительного времени для подготовки листов | |
Ученик ведёт папку, в которой и хранятся листы (Портфолио работ) |
Рабочие листы делаются в программе Word, в таблицу вставляются фото, карты, иллюстрации, добавляются задания.
рисунок | задание |
Источником новой информации являются копии тех картин, гравюр, икон, фотографий, которые не использованы авторами учебников, но интересны для изучения.
Я надеюсь, что такая форма работы с использованием авторских листов даст положительные результаты, уроки истории станут ещё интереснее и я, как учитель, поднимаюсь на новую ступень педагогического мастерства!
Приложение:
Мною сделаны рабочие листы к учебнику Н.В.Загладина "Всемирная история с древнейших времен до конца ХIХ в."
Приложение. | Тема занятия. |
Приложение 1. | Первые государства Древнего мира. Предпосылки возникновения первых государств. |
Приложение 2. | Города - государства Греции и Италии. Античная Греция. |
Приложение 3. | Война за независимость в Северной Америке. |
Приложение 4. | Урок итогового повторения. |
Рабочие листы к учебнику "История России с древнейших времён до конца XIX века", Сахаров А.Н.: Учебник для 10 класса средних общеобразовательных учебных заведений.
Приложение. | Тема занятия. |
Приложение 5. | Восточные славяне в 5-7 веках |
Приложение 6. | Восточные славяне в 8-9 веках |
Приложение 7. | Первые русские князья |
Приложение 8. | Правление Святослава |
Приложение 9. | Культура Руси 10 - начала 13 в.в. |