1. Орг. начало На прошлых
уроках мы с вами начали разговор о поясах Земли.
Какие тепловые пояса вы знаете?
Сегодня мы продолжим разговор о поясах, их зонах.
2. Актуализация опорных знаний и постановка
темы урока
Чтобы узнать, о чём мы сегодня с вами будем
говорить, разгадайте кроссворд.
- Часть растения, в которой неживое превращается
в живое.
- Совместно обитающие живые организмы и участок
земли, на котором они себя чувствуют как дома.
- То единственное, без чего экосистема не может
обойтись.
- Одна из зон холодного пояса.
- Плодородный слой земли.
- Что мешает воде просачиваться в тундровую
почву?
- Он необходим всем живым организмам, а очищает
его только растения.
- Производители пищи в экосистеме.
- От него зависит климат на Земле.
- Какой тепловой пояс на Земле только один?
– Проверим выполнение.
– Какие слова у вас получились в выделенных
клетках?
– Что же такое лес?
Лес – множество деревьев, растущих вместе, а
также пространство, где растёт много деревьев.
(толковый словарь русского языка)
– Послушайте, что автор стихотворения говорит об
этом.
– Откройте карту учебника на с.104-105.
– В каком тепловом поясе расположена лесная
зона?
– Какая тема урока?
– О чём предстоит узнать на уроке?
3. Совместное открытие знаний
Работа по рабочей тетради на с.46, задание 1.
– В какой последовательности вы расположили
рисунок кленовой ветки? Почему?
Работа по рабочей тетради на с. 45, задание 2.
– В чём особенность условий климата в
умеренном поясе?
– Лесная зона очень обширна. Как вы думаете,
различаются ли климатические условия северной и
южной части лесной зоны?
– Каждая из этих частей лесной зоны имеет своё
название. Возьмите конверты с фотографиями
растений, распределите растения на группы. Какие
группы у вас получились?
– Кто знает, как называется лес, в котором растут
хвойные деревья?
– Как называется лес, в котором растут
лиственные деревья?
– Давайте посмотрим по карте, какой лес растёт в
северной части лесной зоны?
– Какой лес растёт в южной части лесной зоны?
– Как же отличить хвойный лес от лиственного?
– На следующем уроке мы с вами выясним, почему
именно такие деревья растут в северной и южной
частях.
Физминутка
– А на каких материках встречается лесная зона?
– А теперь каждой группе предстоит
индивидуальное задание: используя карту,
определить, какие животные встречаются на
территориях лесной зоны Евразии и Северной
Америки. Какие роли они выполняют? Что
интересного заметили?
– Расскажите, какие животные встречаются на
вашей территории.
– На все ли поставленные вопросы мы ответили?
– Какой вопрос остался?
– На следующем уроке мы с вами поговорим о том,
как приспособились животные к условиям жизни в
лесной зоне.
4. Самостоятельное применение знаний.
Работа с плакатом «Леса умеренного пояса».
Выберите и поселите на иллюстрацию лесов нужных
представителей живых организмов.
5. Итог. Рефлексия
– Что нового узнали?
– Для чего нам в жизни нужны эти знания?
Лес таит в себе множество тайн и загадок.
Послушайте стихотворение.
– Кто из ребят больше всего помогал на уроке?
– Оцените свою работу на уроке. Как работал ты?
6. Домашнее задание.
– Попробуйте составить пищевую цепь лесной
зоны. |
Холодный, умеренный и жаркий пояса.
Учащиеся разгадывают кроссворд в группах.
Коллективная проверка решения кроссворда.
Лесная зона.
Предположения учащихся.
Чтение стихотворения учеником.
Что такое лес?
Что такое лес?
Сосны до небес,
Берёзы и дубы,
Ягоды, грибы...
Звериные тропинки,
Пригорки и низинки,
Мягкая трава,
На суку сова.
Ландыш серебристый,
Воздух чистый-чистый
И родник с живой
Ключевой водой.
В умеренном поясе.
Леса умеренного пояса.
- В чём особенность природной зоны?
- Какие растения и животные живут в этой зоне?
- Каковы роли растений и животных в экосистеме.
- Как приспособились к условиям жизни?
Учащиеся рисуют, как выглядит кленовая ветка в
разные сезоны, доказывают расположение
последовательности времён года.
Записывают, чем различается зима и лето в
умеренной зоне.
Различаются времена года.
Да, различаются.
Лиственные и хвойные деревья.
Хвойный лес или тайга.
Лиственный лес.
Хвойный лес или тайга.
Лиственный лес.
В хвойном лесу растут хвойные деревья, а в
лиственном – лиственные.
В Евразии и Северной Америке.
Учащиеся работают в группах:
- Зона хвойных лесов Евразии.
- Зона лиственных лесов Евразии.
- Зона хвойных лесов Северной Америки.
- Зона лиственных лесов Северной Америки.
Выступление представителя от группы.
Учащиеся называют животных лесной зоны.
Нет, не на все.
Как приспособились растения и животные к
условиям жизни в лесной зоне.
Учащиеся прикрепляют карточки с изображением
различных растений животных.
Узнали об особенностях лесной зоны, что в
лесной зоне выделяют две части – хвойные леса и
лиственные леса, какие животные живут в лесной
зоне.
Чтобы путешествовать.
Чтение учеником.
Когда ты идешь по тропинке лесной,
Вопросы тебя обгоняют гурьбой.
Одно «почему»
Меж деревьями мчится,
Летит по пятам за неведомой птицей.
Другое –
Пчелою забралось в цветок,
А третье – рыбешкою скок в ручеек.
«Что» мышкой шныряет под листьями в норах,
«Кто» ищет в кустах
притаившийся шорох.
Сидит« отчего» на зеленом листке,
«Куда» полетело верхом на жуке,
«Зачем» вслед за ящеркой влезло на пень…
Вопрос за вопросом – и так целый день. |