Зона Арктических пустынь. Мир вокруг нас. 4-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 4


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (4 МБ)


Цели урока:

  • Сформировать у учащихся представление о природной зоне арктических пустынь;
  • Познакомить с
    • географическим положением этой природной зоны,
    • климатическими условиями,
    • растительным и животным миром, взаимосвязями в природе,
    • значением природы данной зоны для человека, ее использованием,
    • экологическими проблемами Арктики, которые возникли по вине человека.
  • Развивать познавательную активность учащихся, умение наблюдать, рассуждать, делать выводы.

Оборудование: Медиапроектор и презентация "В царстве снега и льда".

Ход урока

Этапы урока, проблемные вопросы, обсуждение нового материала, подведение итогов увязаны с презентацией к уроку.

1. Организационный момент.

- Мы путешествовали по нашей стране с востока на запад, а теперь изменим наш маршрут и будем путешествовать с севера на юг.

На противоположных полюсах земного шара лежат пустынные, покрытые снегом и льдом полярные области: Антарктика на крайнем юге, Арктика - на севере.

2. Постановка проблемного вопроса.

Слайд 1.

- Арктика - от этого слова веет холодом. Это настоящее царство снега и льда.

Как вы думаете, возможна ли жизнь в этих суровых условиях?

(Выслушиваются мнения детей.)

- Отправимся в наше путешествие и выясним, кто из вас прав.

3. Работа над новой темой.

Слайд 2.

- Найдем Арктику на карте России.

(Работа с картой, уточнение географического положения этой природной зоны).

- Сейчас будем учиться показывать ледяную зону на карте России. (Ученики работают с картой).

- Почему здесь так холодно?

(Ответы детей. Для уточнения - щелчком по подчеркнутым словам в названии карты переход на скрытый слайд 3 с объяснением причин смены природных зон).

Слайд 4.

- Каковы природные условия в этой зоне? (На слайде открыты фотографии. Выслушиваются мнения детей.)

- Подведем итог обсуждения, внесем уточнения. (После щелчка открывается текст на слайде с природными условиями.)

Слайд 5.

(Открыт заголовок "Растения Арктики").

- Неужели в таких суровых условиях что-то может расти?

(Выслушиваются мнения детей. Затем щелчком открывается картинка и текст).

- Какие растения смогли приспособиться к суровым условиям арктических пустынь?

Слайд 6 (тюлень, гренландский кит).

- Какие животные населяют арктические пустыни?

- Как приспособились эти животные к жизни в ледяной зоне?

(После появления фотографии дети называют животное, размышляют о том, как оно приспособилось. Затем после щелчка появляется текст, ответы уточняются).

Слайд 7 (белый медведь, птичьи базары).

(Работа проводится аналогично: появление фотографии, мнение детей, появление текста, уточнение ответов).

- Какой он, хозяин Арктики, белый медведь? Как он приспособился к жизни среди льда и снега?

- Что такое птичьи базары? Какие птицы населяют Арктику?

Слайд 8.

(Открывается заголовок.)

- Что лежит в основе любой цепи питания?

(: растения)

- А в Арктике? Неужели полярные маки? (:).

(Открывается предложение: "Всех кормит море". Выслушиваются новые ответы. Затем последовательно открывается схема цепи питания.)

- Приведите примеры цепей питания. (:)

- есть ли связь между водорослями и белым медведем?

4. Физминутка.

Физкультминутка проводится под песню "Где-то на белом свете:".

5. Продолжение работы над темой.

Слайд 9. (Фотографии - обсуждение - текст).

- Почему Арктика притягивала людей с давних пор? (:)

- Как человек использует природные богатства Арктики? (:)

Слайд 10.

- Какие экологические проблемы возникли в Арктике по вине человека? (:)

- Может ли загрязнение моря повлиять на птиц, живущих на берегу? (:)

- Как охраняют природу северного края? (:)

Слайд 11 (Заповедник "Остров Врангеля).

Этот арктический остров расположен между Восточно-Сибирским и Чукотским морями. Он назван в честь полярного исследователя Ф.П.Врангеля.

Слайд 12.

(Слайд - несколько слов учителя - чтение теста.)

Каждый год на острове Врангеля насчитывают до 250 берлог, в которых у медведиц появляются на свет малыши. Остров называют родильным домом "белых медведей".

Слайд 13.

(Слайд - несколько слов учителя - чтение теста.)

Моржи стали редкими из-за неумеренной охоты. Внесены в Красную книгу России. На острове - самые крупные в мире лежбища моржей.

Слайд 14.

(Слайд - несколько слов учителя - чтение теста.)

Остров Врангеля - единственное место в России, где гнездятся белые гуси.

Одно из удивительных животных заповедника - овцебык, привезенный сюда из Америки.

6. Закрепление пройденного.

Самостоятельное чтение текста учебника и выполнение заданий из Рабочей тетради.

7. Подведение итогов.

- Как теперь вы ответите на вопрос "Возможна ли жизнь среди льда и снега?" (:)

Слайд 15.

Слайд предназначен для этапа подведения итогов и этапа проверки домашнего задания на следующем уроке. Вопросы последовательно зачитываются. По гиперссылке можно вернуться на соответствующий слайд и уточнить ответ.

8. Домашнее задание.