Цели урока:
- Сформировать у учащихся представление о природной зоне арктических пустынь;
- Познакомить с
- географическим положением этой природной зоны,
- климатическими условиями,
- растительным и животным миром, взаимосвязями в природе,
- значением природы данной зоны для человека, ее использованием,
- экологическими проблемами Арктики, которые возникли по вине человека.
- Развивать познавательную активность учащихся, умение наблюдать, рассуждать, делать выводы.
Оборудование: Медиапроектор и презентация "В царстве снега и льда".
Ход урока
Этапы урока, проблемные вопросы, обсуждение нового материала, подведение итогов увязаны с презентацией к уроку.
1. Организационный момент.
- Мы путешествовали по нашей стране с востока на запад, а теперь изменим наш маршрут и будем путешествовать с севера на юг.
На противоположных полюсах земного шара лежат пустынные, покрытые снегом и льдом полярные области: Антарктика на крайнем юге, Арктика - на севере.
2. Постановка проблемного вопроса.
Слайд 1.
- Арктика - от этого слова веет холодом. Это настоящее царство снега и льда.
Как вы думаете, возможна ли жизнь в этих суровых условиях?
(Выслушиваются мнения детей.)
- Отправимся в наше путешествие и выясним, кто из вас прав.
3. Работа над новой темой.
Слайд 2.
- Найдем Арктику на карте России.
(Работа с картой, уточнение географического положения этой природной зоны).
- Сейчас будем учиться показывать ледяную зону на карте России. (Ученики работают с картой).
- Почему здесь так холодно?
(Ответы детей. Для уточнения - щелчком по подчеркнутым словам в названии карты переход на скрытый слайд 3 с объяснением причин смены природных зон).
Слайд 4.
- Каковы природные условия в этой зоне? (На слайде открыты фотографии. Выслушиваются мнения детей.)
- Подведем итог обсуждения, внесем уточнения. (После щелчка открывается текст на слайде с природными условиями.)
Слайд 5.
(Открыт заголовок "Растения Арктики").
- Неужели в таких суровых условиях что-то может расти?
(Выслушиваются мнения детей. Затем щелчком открывается картинка и текст).
- Какие растения смогли приспособиться к суровым условиям арктических пустынь?
Слайд 6 (тюлень, гренландский кит).
- Какие животные населяют арктические пустыни?
- Как приспособились эти животные к жизни в ледяной зоне?
(После появления фотографии дети называют животное, размышляют о том, как оно приспособилось. Затем после щелчка появляется текст, ответы уточняются).
Слайд 7 (белый медведь, птичьи базары).
(Работа проводится аналогично: появление фотографии, мнение детей, появление текста, уточнение ответов).
- Какой он, хозяин Арктики, белый медведь? Как он приспособился к жизни среди льда и снега?
- Что такое птичьи базары? Какие птицы населяют Арктику?
Слайд 8.
(Открывается заголовок.)
- Что лежит в основе любой цепи питания?
(: растения)
- А в Арктике? Неужели полярные маки? (:).
(Открывается предложение: "Всех кормит море". Выслушиваются новые ответы. Затем последовательно открывается схема цепи питания.)
- Приведите примеры цепей питания. (:)
- есть ли связь между водорослями и белым медведем?
4. Физминутка.
Физкультминутка проводится под песню "Где-то на белом свете:".
5. Продолжение работы над темой.
Слайд 9. (Фотографии - обсуждение - текст).
- Почему Арктика притягивала людей с давних пор? (:)
- Как человек использует природные богатства Арктики? (:)
Слайд 10.
- Какие экологические проблемы возникли в Арктике по вине человека? (:)
- Может ли загрязнение моря повлиять на птиц, живущих на берегу? (:)
- Как охраняют природу северного края? (:)
Слайд 11 (Заповедник "Остров Врангеля).
Этот арктический остров расположен между Восточно-Сибирским и Чукотским морями. Он назван в честь полярного исследователя Ф.П.Врангеля.
Слайд 12.
(Слайд - несколько слов учителя - чтение теста.)
Каждый год на острове Врангеля насчитывают до 250 берлог, в которых у медведиц появляются на свет малыши. Остров называют родильным домом "белых медведей".
Слайд 13.
(Слайд - несколько слов учителя - чтение теста.)
Моржи стали редкими из-за неумеренной охоты. Внесены в Красную книгу России. На острове - самые крупные в мире лежбища моржей.
Слайд 14.
(Слайд - несколько слов учителя - чтение теста.)
Остров Врангеля - единственное место в России, где гнездятся белые гуси.
Одно из удивительных животных заповедника - овцебык, привезенный сюда из Америки.
6. Закрепление пройденного.
Самостоятельное чтение текста учебника и выполнение заданий из Рабочей тетради.
7. Подведение итогов.
- Как теперь вы ответите на вопрос "Возможна ли жизнь среди льда и снега?" (:)
Слайд 15.
Слайд предназначен для этапа подведения итогов и этапа проверки домашнего задания на следующем уроке. Вопросы последовательно зачитываются. По гиперссылке можно вернуться на соответствующий слайд и уточнить ответ.
8. Домашнее задание.