Открытый урок по окружающему миру "Органы чувств"

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (7 МБ)


Цели: познакомить детей с органами чувств как необходимыми звеньями связи организма с внешней средой; учить гигиене органов чувств.

О б о р у д о в а н и е: рисунки с изображениями органов чувств, зеркало, лимон и нож, конфета, блюдце.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

В о п р о с ы:

- Какие органы человека вы знаете?

- Какую работу они выполняют?

- Что такое системы органов? Приведите примеры.

- Что изучают анатомия, физиология и гигиена?

II. Сообщение темы урока.

- Мы видим вокруг себя разные предметы, слышим звуки, чувствуем запахи. Например, мы увидели перед собой яму и сразу принимаем решение обойти ее, услышали сигнал машины - остановились пропустить ее.

- Что же помогает нам воспринимать окружающий мир? (Глаза, уши)

Правильно! Об этих и других органах мы сегодня и узнаем. (Слайд 1)

- "Органы чувств" - тема нашего урока. К ним относятся глаза, уши, нос, язык и кожа.

III. Изучение нового материала.

1. Г л а з а - о р г а н  з р е н и я.

Б е с е д а.

- Отгадав загадку, вы узнаете, о каком органе чувств пойдет речь.

Брат с братом
Через дорогу живут,
А друг друга не видят. (Глаза.)

Глаза - удивительные органы нашего тела. Благодаря глазам мы видим окружающий мир во всей его красоте. С помощью глаз человек воспринимает луч света и тьму ночи, всевозможные цвета и оттенки.

- Посмотрите друг другу в глаза. Что вы увидели?

Учащиеся выясняют строение глаз, пользуясь слайдом 2)

- Почему мы вынуждены моргать? (Чтобы глаза не высыхали) Для чего нужны ресницы и брови? (Чтобы защищать наши глаза от пыли и соринок)

- Ваш организм сам заботится о глазах. Глаза снабжены личными "дворниками" - они называются "слезы". Слезы омывают ваши глаза, когда вы моргаете. Каждое моргание длится 0,3-0,4 секунды, что в целом составляет 30 минут ежедневно, или больше года за целую жизнь. Каждый ваш глаз защищен ресницами. Каждая ресница живет 3-5 месяцев, затем выпадает, а на ее месте вырастает новая.

Но, несмотря на все это, за глазами надо ухаживать и беречь зрение.

- Прочитайте в учебнике на с. 132-133, как это надо делать.

Физкультминутка

Д л я г л а з. (Слайд 3)

1) Движение зрачков вправо-влево, вверх-вниз, круговые движения зрачками. Крепко зажмурить глаза на 10-20 секунд. Ослабить мышцы, глаза открыть.

2) Массаж глазных век подушечками пальцев.

3) Слегка поглаживать себя пальцами по векам, бровям вокруг глаз.

4) Расширить глаза (страх, ужас) - расслабить веки (лень, дремота).

- Вспомните о том, что вы прочитали и расскажите как надо беречь зрение?

(Ответы детей)

Молодцы! Скажите, а зачем нам нужно знать эти правила? (Слайд 4, 5)

(Ответы детей)

2. У ш и - о р г а н ы  с л у х а.

Б е с е д а.

- О каком органе чувств эта загадка?

У зверушки - на макушке,

А у нас - ниже глаз. (Уши.)

- Окружающий нас мир полон разных звуков: шум ветра, шуршание листьев, журчание ручьев, пение птиц, чарующие звуки музыки, разговор людей. Все это мы слышим ушами.

Уши - удивительные органы. (Слайд 6)

Вы только подумайте: у всех людях они выглядят по-разному. А внутри вообще очень сложно устроены. То, что мы называем ушами, - это так называемые наружные уши, или ушные раковины. Они ничего не слышат, они улавливают звук. Посредине ушной раковины есть маленькое отверстие; с него начинается идущий внутрь головы ушной проход. Он заканчивается пластиночкой - барабанной перепонкой, а дальше - ушной улиткой.

1) Как спутниковые тарелки, ваши уши улавливают сигналы и направляют их в центральное отверстие.

2) Барабанная перепонка немного похожа на настоящий барабан. Когда в нее ударяется звук, она дрожит.

3) Дрожащая барабанная перепонка заставляет крошечные ушные косточки издавать звон.

4) Ушная улитка собирает звуки, преобразует их в нервные сигналы, которые идут в мозг.

5) Как плотницкий инструмент "уровень", полукружные каналы полны жидкости, которая переливается по мере поворота вашей головы. Рецепторы в каналах предохраняют вас от потери равновесия. Значит, ухо - это орган слуха и равновесия.

- Почему надо беречь уши? (Ответы детей)

- Как это надо делать? (Слайд 7, 8, 9)

3. О р г а н  о б о н я н и я.

До этого момента урока лучше не показывать детям лимон.

- Сейчас вы закроете глаза, послушаете звуки за окном. И откроете глаза только тогда, когда я вам разрешу.

Учитель разрезает лимон и проходит между рядами. Лимон убирает.

- Откройте глаза. Что вы почувствовали? (Запах лимона)

- При помощи чего вы почувствовали этот запах? (При помощи носа)

- Правильно при помощи носа - органа обоняния.

Обоняние - это способность человека чувствовать запахи. (Слайд 10)

Ваше потрясающее обоняние (оно в 10 тыс. раз острее, чем вкус!) располагается на двухсантиметровом участке в верхней части носовых ходов. На этом участке находятся 500 млн крошечных нитевидных выростов - ресничек. Запах зависит от формы молекул, которые витают в воздухе. Попадая на одну ресничку, молекулы пахучего вещества вызывают химическую реакцию, которая превращается в сигнал, идущий к мозгу.

О носе, как и других органах надо заботиться.

- Прочитайте о правилах гигиены на с. 134.

- Все ли из вас выполняют эти правила? (Ответы детей)

- Зачем мы должны знать и соблюдать правила гигиены для носа? (Ответы детей)

Физкультминутка.

Солнце землю греет слабо, (Руки вверх и вниз)
По ночам трещит мороз, (Руки на пояс, наклоны в стороны)
Во дворе у снежной Бабы (Руки на пояс, поворот вокруг себя)
Побелел морковный нос. (Дети показывают нос)
В речке стала вдруг вода
Неподвижна и тверда, (Прыжки на месте)
Вьюга злится
Снег кружится, (Дети кружатся)
Заметает всё кругом
Белоснежным серебром. (Имитируют движения руками)

4. О р г а н  в к у с а.

Б е с е д а.

- Отгадайте з а г а д к у: Всегда во рту, а не проглотишь. (Язык.)

- Снова закройте глаза и приоткройте рот.

Лимон и конфета нарезаются на очень мелкие дольки. Учитель кладет каждому в рот кусочек лимона или конфеты, используя для каждого ученика одноразовую ложечку.

- Откройте глаза, расскажите о своих вкусовых ощущениях. (Ответы детей)

- Почему необходимо было открыть рот, чтобы почувствовать вкус вещества? (Потому что вкус мы определяем языком)

- Посмотрите на свой язык в зеркальце. Скажите: "А-а-а-а-а!" Вы видите маленькие пупырышки и полосы? Маленькие полоски переполнены почти 8000 рецепторов, соединенных с мозгом нервами.

Разные рецепторы чувствуют сладкое, кислое, соленое и горькое. (Слайд 11)

5. К о ж а - о р г а н  о с я з а н и я.

- Кожа, оказывается, может тоже "рассказать" человеку о том, что его окружает. (Слайд 12,)

- Вы слышали о чувствительных рецепторах, которые находятся у нас под кожей? Ну а знали, что их не меньше пяти? Каждый из них предназначен для восприятия чего-то определенного. Некоторые из них названы в честь ученых, которые их открыли. Вот эти рецепторы: (Слайд 13)

а) тепловые рецепторы;

б) холодовые рецепторы;

в) болевые рецепторы;

г) рецепторы Мейсснера - прикосновения;

д) рецепторы Паччинни - нажатия.

- Прочитайте текст на с. 135.

- Расскажите о гигиене кожи. (Ответы детей)

6. О р г а н ы  ч у в с т в  и  м о з г.

Давайте посмотрим как же органы чувств связаны с головным мозгом.

МОЗГ (Слайд 14)

В передней послышался звонок. Ты отложил книжку, которую читал, вскочил со стула и побежал открыть дверь. В передней было темно. Ты это увидел и зажег свет. Сестра пришла с букетом цветов. Ты почувствовал их запах, взял букет и поспешил к умывальнику налить в вазу воды.

Все это ты делал, почти не задумываясь. Кто же управлял всеми твоими поступками? Ими занимался твой мозг. Самый важный твой орган, спрятанный в голове.

Уши донесли ему о звонке, и он послал приказ ногам бежать в прихожую. Глаза сообщили ему о темноте, и он послал приказ пальцам повернуть выключатель. Нос рассказал ему о цветах, и он снова послал приказ рукам, чтобы они взяли букет, и ногам, чтобы они побежали к умывальнику.

Головной мозг - главный командный пункт твоего организма. Что бы ты ни делал - всем управляет он. Без помощи мозга ты не мог бы ни двигаться, ни видеть, ни слышать, ни читать. Ты не мог бы думать. Не мог бы даже дышать или переваривать пищу.

А. Дорохов

IV. Итог урока.

Подведём итоги урока.

- Назовите органы чувств. Под чьим контролем они находятся?

- Чему мы учились на уроке. (Как применять на практике правила гигиены различных органов чувств)

- Зачем нам это нужно? (Чтобы наши органы никогда не болели)

- Давайте оценим работу всех , кто принимал активное участие в обсуждении данной темы. (Дети высказывают своё мнение о каждом, а учитель потом высказывает своё согласие или несогласие, а потом выставляется оценка каждому, кто активно работал на уроке)

Домашнее задание: прочитать статью (с. 132-135); выполнить задания 1-3 (с. 58-59) в рабочей тетради.