Математическая эстафета

Разделы: Внеклассная работа


Цели. Формирование умений применять свои знания в новой ситуации, развитие творческих способностей учащихся.

Задачи:

  1. В процессе игры создать условия, в которых учащиеся самостоятельно могли планировать и анализировать свои действия, находить выход из сложившихся ситуаций, реально оценивать свои знания.
  2. Воспитывать познавательный интерес к предмету, стремление к поисковым решениям.
  3. Формирование навыков работы с геометрическим материалом, развитие воображения и способности к конструированию.
  4. Развивать вычислительные навыки, умение анализировать условие задачи и относить ее к тому или иному типу.
  5. Воспитывать у учащихся умение работать в коллективе, помогать и поддерживать друг друга.

План математической эстафеты.

I. Подготовительный этап.

  1. Создание и подготовка команд пятиклассников (Две группы “Красивые” и “Умные”)
  2. Создание команд (помощников) десятиклассников и организация их работы.
  3. Создание жюри для каждого этапа.
  4. Составление и раздача рекомендаций и правил игры каждому учителю математики, курирующему команду своего класс

II. Игра – марафон (1 день).

Играют “Умные”.

1-й этап – “Представление команд”.
2-й этап – “Считалкино”.
3-й этап – “Решалкино”.
4-й этап – “Смекалкино”.
5-й этап – “Геометрический”.
6-й этап – “Исторический”.
7-й этап – сдача маршрутных листов, подведение итогов первого дня соревнований.

III. Игра – марафон (2 день).

Играют “Красивые”.

  1. Выступление команд.
  2. Подведение итогов второго дня соревнований.
  3. Подведение итогов математической эстафеты.
  4. Награждение команд.

I. Подготовительный этап

В игре “Математическая эстафета” принимают участие команды пятиклассников, состоящие из двух групп “Умные” и “Красивые”. Группа “Умные” состоит из 5 человек и в 1день игры проходит 6 этапов эстафеты. Каждая команда готовит: название команды, эмблему, девиз представление – защиту (не более 5минут), выбирают капитана команды, каждая команда готовит домашнее задание: “Из истории математики” презентацию на 5 минут в любой форме (компьютерная, стендовая, и т. д.). Группа “Красивые” – кол-во учащихся не ограничено. Они готовят выступление: сценки, песни, частушки, стихи и т.д. Но одно условие: выступление по теме: “Моя любимая математика”.

В игре “Математическая эстафета” принимают участие команды десятиклассников в качестве помощников в подготовке команд пятиклассников к игре и проведении игры. Пять команд по три человека. Они помогают подготовить команды пятиклассников к игре – соревнованию, в день проведения “Математической эстафеты” помогают подопечным командам при переходе с одного этапа на другой, поддерживают ребят морально. Еще одна команда занимается оформлением: изготовлением афиши, стенда для результатов, надписей на двери кабинетов с названиями этапов, маршрутных листов, развешивают на дверях классов красочно оформленные названия этапов Математической эстафеты. Помогают готовить оборудование: таблички с надписями “Жюри”, “Команда 5а”, “Команда 5б”, “Команда 5в”, “Команда 5г”, маршрутные листы, цветными мелками красочно оформляют доски в классах – этапах эстафеты, и т. д. Приложение 1.

В состав жюри входит один учитель и два десятиклассника. Для каждого этапа свое жюри.
За две недели до проведения игры командам выдается лист с подробным описанием подготовки команд к игре. Приложение 2.

Ход игры

II. Игра – марафон (1 день).

Играют “Умные”.
Вступительное слово учителя – ведущего

Чтобы спорилось нужное дело,
Чтобы в жизни не знать неудач,
Мы в поход отправляемся смело
В мир загадок и сложных задач.
Не беда, что идти далеко,
Не боимся , что путь будет труден.
Достижения крупные людям
Никогда не давались легко.

Итак, мы начинаем игру – соревнование “Математическая эстафета”. А какое же соревнование без жюри? Приветствуем наше многоуважаемое жюри! (В состав жюри входят завуч и два десятиклассника) В классе находятся все команды, принимающие участие в конкурсе. Сейчас каждая команда представит свою команду. (Максимальное кол-во баллов за этот этап эстафеты – 5).

1-й этап. Представление команд

1) Команда “5+”

МЫ команда – просто класс,
На пять с плюсом жизнь у нас.
Мы не ленимся учиться.
Вам всем с нами не сравниться.

Наш девиз: Идти вперед, к победе дружно, и удача не покинет нас!

Эмблема.

2) Команда “Математические знаки”.

Мы сложим знания свои,
Умножим их на дружбу.
Мы вычтем нерешительность и страх,
Получим классную команду!

Наш девиз:

Мы не ленимся учиться,
Все нам будет по плечу!

Эмблема.

3) Команда “Дружные”

Мы – ребята умные, веселые и бравые,
И нас нередко посещают мысли здравые!
Мы математике верны,
Мы с информатикой дружны,
И как ни странно, мы в искусство влюблены

Наш девиз: Один за всех! И все – за одного!

Эмблема.

4) Команда “Любознательные.

Сегодня турнир мы выиграть хотим
И победу вам не отдадим.
Придется попотеть и постараться:
За каждое очко мы будем драться.
Смекалку мы проявим и отвагу
Скорей давайте нам заданья и бумагу!

Наш девиз:

Чтобы умным быть и победить,
нужно математику учить!

Эмблема.

Жюри подводит итог первого этапа, баллы проставляет в маршрутные листы. Учитель – ведущий раздает маршрутные листы всем командам и объясняет правила игры. Приложение 3. Команда приходит на очередной этап согласно записям маршрутного листа, получает задания. Задания можно выполнять в любом порядке, планируйте сами свою работу: можно делать каждое задание всем вместе, можно распределить задания каждому по одному, или еще как-то, решать вам. Вы должны за то время, которое дается на каждом этапе, набрать как можно больше баллов. Время указано в маршрутных листах. На каждом этапе свое жюри, которое следит за временем работы команды, проверяет ваши работы, выставляет полученные баллы в маршрутные листы и ставит роспись. После прохождения всех этапов математической эстафеты маршрутные листы сдаете в штаб математической эстафеты. На одной из дверей вы увидите название.

2-й этап – Считалкино.

Каждому члену команды дают эти задания

На выполнение всех заданий дается 10 минут. Выполнять можете в любом порядке.
Желаем удачи!
Вычислите:

3-й этап – Решалкино.

Каждому члену команды дают эти задания

На выполнение всех заданий дается 10 минут. Выполнять можете в любом порядке.
Желаем удачи!
  1. Нужно расставить на двух полках 72 книги так, чтобы на одной из них было книг в 3 раза меньше, чем на другой.
    Сколько книг будет на каждой полке? (5 баллов)
  2. В зоомагазине было 60 попугаев. Продали на 24 попугая больше, чем осталось. Сколько попугаев осталось? (5 баллов)
  3. Найдите сумму наибольшего четырехзначного числа и наименьшего трехзначного числа. (3 балла)
  4. Найдите неизвестное число: 2436 : а = 12. (4 балла)
  5. В магазине продают грецкие орехи в пакетах по 150 г стоимостью 4р. 50к. за пакет и в пакетах по 350 г стоимостью
    7 р. за пакет. Какие орехи выгоднее покупать? (6 баллов)

4-й этап – Геометрический.

Каждому члену команды дают эти задания.
На выполнение всех заданий дается 10 минут. Выполнять можете в любом порядке.
Желаем удачи!

Задача № 1 (7 баллов).

Задача № 2 (4 балла за треугольники + 3 балла за четырехугольники).

Задача № 3 (4 балла за треугольники + 3 балла за четырехугольники).

Задачи № 1, № 2, № 3 Домашняя математика, М.В. Ткачева, М.: Просвещение, 1993

Задача № 4 (7 баллов).

У вас есть самоклеящаяся бумага, ножницы и альбомный лист. Плюс ваши знания по геометрии. Вы должны сделать картину только из геометрических фигур.

5-й этап – Смекалкино.

Каждому члену команды дают эти задания

На выполнение всех заданий дается 10 минут. Выполнять можете в любом порядке.
Желаем удачи!
  1. В одной семье у каждого из трех братьев есть сестра. Сколько детей в семье? (3 балла)
  2. Петух, стоя на одной ноге, весит 5 кг. Сколько он будет весить, если встанет на обе ноги? (3 балла)
  3. Шоколадка стоит 10 рублей и еще половина шоколадки. Сколько стоит шоколадка? (5 баллов)
  4. Есть две сковородки. На каждой помещается один блин. Надо пожарить три блина с двух сторон.
    Каждая сторона блина жарится 1 минуту. За какое наименьшее время можно это сделать? (4 балла)

6-й этап – Исторический.

Каждая команда приготовила домашнее задание: “Из истории математики” презентацию на 5минут в любой форме (компьютерная, стендовая, и т. д.)

Максимальное кол-во баллов за этот этап 10 баллов. Приложение 4.

После прохождения шести этапов Математической эстафеты команды сдают маршрутные листы в штаб математической эстафеты, где жюри подводит итоги первого дня игры и вписывают баллы в таблицу “Результаты Математической эстафеты”, “ 1 день соревнуются “Умные””. Данная таблица была помещена в вестибюле школы для всеобщего обозрения за день до начала игры.

III. Игра – марафон (2 день).

Играют “Красивые”.

Группа “Красивые” каждой команды пятиклассников готовят выступление: сценки, песни, частушки, стихи и т.д. Но одно условие: выступление по теме: “Моя любимая математика”. Приложение 5

Подведение итогов математической эстафеты. Награждение команд.

Все команды собираются в одном классе. Жюри подводит итоги 2 дня соревнований, итоги всей игры, заполняет дипломы и грамоты по следующей схеме:

Дипломы: 1 место, 2 место, 3 место, 4 место.
Грамоты: номинации “Самые артистичные”, “Самые находчивые”, “За лучшую геометрическую картину”, “За лучшее решение задач на смекалку”.

В торжественной обстановке председатель жюри объявляет результаты игры МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ЭСТАФЕТА и награждает команды.

В таблице, находящейся в вестибюле школы для всеобщего обозрения вносят баллы второго дня соревнования “Красивых” и общие итоги математической эстафеты.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ
МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ЭСТАФЕТЫ

класс 5 а 5 б 5 в 5 г
Кол-во баллов 1-й день        
Кол-во баллов 2-й день        
Итого        
Места        
Номинации        

Литература:

  1. Учебно-методическая газета “Математика”.
  2. Учебник под редакцией Г.В.Дорофеева “Математика 5”.
  3. Домашняя математика, М.В. Ткачева, М.: Просвещение, 1993.
  4. Страницы русской истории на уроках математики, М.: Педагогика-Пресс, 1994.