Цели. Формирование умений применять свои знания в новой ситуации, развитие творческих способностей учащихся.
Задачи:
- В процессе игры создать условия, в которых учащиеся самостоятельно могли планировать и анализировать свои действия, находить выход из сложившихся ситуаций, реально оценивать свои знания.
- Воспитывать познавательный интерес к предмету, стремление к поисковым решениям.
- Формирование навыков работы с геометрическим материалом, развитие воображения и способности к конструированию.
- Развивать вычислительные навыки, умение анализировать условие задачи и относить ее к тому или иному типу.
- Воспитывать у учащихся умение работать в коллективе, помогать и поддерживать друг друга.
План математической эстафеты.
I. Подготовительный этап.
- Создание и подготовка команд пятиклассников (Две группы “Красивые” и “Умные”)
- Создание команд (помощников) десятиклассников и организация их работы.
- Создание жюри для каждого этапа.
- Составление и раздача рекомендаций и правил игры каждому учителю математики, курирующему команду своего класс
II. Игра – марафон (1 день).
Играют “Умные”.
1-й этап – “Представление команд”.
2-й этап – “Считалкино”.
3-й этап – “Решалкино”.
4-й этап – “Смекалкино”.
5-й этап – “Геометрический”.
6-й этап – “Исторический”.
7-й этап – сдача маршрутных листов, подведение итогов первого дня соревнований.
III. Игра – марафон (2 день).
Играют “Красивые”.
- Выступление команд.
- Подведение итогов второго дня соревнований.
- Подведение итогов математической эстафеты.
- Награждение команд.
I. Подготовительный этап
В игре “Математическая эстафета” принимают участие команды пятиклассников, состоящие из двух групп “Умные” и “Красивые”. Группа “Умные” состоит из 5 человек и в 1день игры проходит 6 этапов эстафеты. Каждая команда готовит: название команды, эмблему, девиз представление – защиту (не более 5минут), выбирают капитана команды, каждая команда готовит домашнее задание: “Из истории математики” презентацию на 5 минут в любой форме (компьютерная, стендовая, и т. д.). Группа “Красивые” – кол-во учащихся не ограничено. Они готовят выступление: сценки, песни, частушки, стихи и т.д. Но одно условие: выступление по теме: “Моя любимая математика”.
В игре “Математическая эстафета” принимают участие команды десятиклассников в качестве помощников в подготовке команд пятиклассников к игре и проведении игры. Пять команд по три человека. Они помогают подготовить команды пятиклассников к игре – соревнованию, в день проведения “Математической эстафеты” помогают подопечным командам при переходе с одного этапа на другой, поддерживают ребят морально. Еще одна команда занимается оформлением: изготовлением афиши, стенда для результатов, надписей на двери кабинетов с названиями этапов, маршрутных листов, развешивают на дверях классов красочно оформленные названия этапов Математической эстафеты. Помогают готовить оборудование: таблички с надписями “Жюри”, “Команда 5а”, “Команда 5б”, “Команда 5в”, “Команда 5г”, маршрутные листы, цветными мелками красочно оформляют доски в классах – этапах эстафеты, и т. д. Приложение 1.
В состав жюри входит один учитель и два десятиклассника. Для каждого этапа
свое жюри.
За две недели до проведения игры командам выдается лист с подробным описанием
подготовки команд к игре. Приложение 2.
Ход игры
II. Игра – марафон (1 день).
Играют “Умные”.
Вступительное слово учителя – ведущего
Чтобы спорилось нужное дело,
Чтобы в жизни не знать неудач,
Мы в поход отправляемся смело
В мир загадок и сложных задач.
Не беда, что идти далеко,
Не боимся , что путь будет труден.
Достижения крупные людям
Никогда не давались легко.
Итак, мы начинаем игру – соревнование “Математическая эстафета”. А какое же соревнование без жюри? Приветствуем наше многоуважаемое жюри! (В состав жюри входят завуч и два десятиклассника) В классе находятся все команды, принимающие участие в конкурсе. Сейчас каждая команда представит свою команду. (Максимальное кол-во баллов за этот этап эстафеты – 5).
1-й этап. Представление команд
1) Команда “5+”
МЫ команда – просто класс,
На пять с плюсом жизнь у нас.
Мы не ленимся учиться.
Вам всем с нами не сравниться.
Наш девиз: Идти вперед, к победе дружно, и удача не покинет нас!
Эмблема.
2) Команда “Математические знаки”.
Мы сложим знания свои,
Умножим их на дружбу.
Мы вычтем нерешительность и страх,
Получим классную команду!
Наш девиз:
Мы не ленимся учиться,
Все нам будет по плечу!
Эмблема.
3) Команда “Дружные”
Мы – ребята умные, веселые и бравые,
И нас нередко посещают мысли здравые!
Мы математике верны,
Мы с информатикой дружны,
И как ни странно, мы в искусство влюблены
Наш девиз: Один за всех! И все – за одного!
Эмблема.
4) Команда “Любознательные.
Сегодня турнир мы выиграть хотим
И победу вам не отдадим.
Придется попотеть и постараться:
За каждое очко мы будем драться.
Смекалку мы проявим и отвагу
Скорей давайте нам заданья и бумагу!
Наш девиз:
Чтобы умным быть и победить,
нужно математику учить!
Эмблема.
Жюри подводит итог первого этапа, баллы проставляет в маршрутные листы. Учитель – ведущий раздает маршрутные листы всем командам и объясняет правила игры. Приложение 3. Команда приходит на очередной этап согласно записям маршрутного листа, получает задания. Задания можно выполнять в любом порядке, планируйте сами свою работу: можно делать каждое задание всем вместе, можно распределить задания каждому по одному, или еще как-то, решать вам. Вы должны за то время, которое дается на каждом этапе, набрать как можно больше баллов. Время указано в маршрутных листах. На каждом этапе свое жюри, которое следит за временем работы команды, проверяет ваши работы, выставляет полученные баллы в маршрутные листы и ставит роспись. После прохождения всех этапов математической эстафеты маршрутные листы сдаете в штаб математической эстафеты. На одной из дверей вы увидите название.
2-й этап – Считалкино.
Каждому члену команды дают эти задания
На выполнение всех заданий дается 10 минут. Выполнять
можете в любом порядке. Желаем удачи! Вычислите:
|
3-й этап – Решалкино.
Каждому члену команды дают эти задания
На выполнение всех заданий дается 10 минут. Выполнять
можете в любом порядке. Желаем удачи!
|
4-й этап – Геометрический.
Каждому члену команды дают эти задания.
На выполнение всех заданий дается 10 минут. Выполнять можете в любом порядке.
Желаем удачи!
Задача № 1 (7 баллов).
Задача № 2 (4 балла за треугольники + 3 балла за четырехугольники).
Задача № 3 (4 балла за треугольники + 3 балла за четырехугольники).
Задачи № 1, № 2, № 3 Домашняя математика, М.В. Ткачева, М.: Просвещение, 1993
Задача № 4 (7 баллов).
У вас есть самоклеящаяся бумага, ножницы и альбомный лист. Плюс ваши знания по геометрии. Вы должны сделать картину только из геометрических фигур.
5-й этап – Смекалкино.
Каждому члену команды дают эти задания
На выполнение всех заданий дается 10 минут. Выполнять
можете в любом порядке. Желаем удачи!
|
6-й этап – Исторический.
Каждая команда приготовила домашнее задание: “Из истории математики” презентацию на 5минут в любой форме (компьютерная, стендовая, и т. д.)
Максимальное кол-во баллов за этот этап 10 баллов. Приложение 4.
После прохождения шести этапов Математической эстафеты команды сдают маршрутные листы в штаб математической эстафеты, где жюри подводит итоги первого дня игры и вписывают баллы в таблицу “Результаты Математической эстафеты”, “ 1 день соревнуются “Умные””. Данная таблица была помещена в вестибюле школы для всеобщего обозрения за день до начала игры.
III. Игра – марафон (2 день).
Играют “Красивые”.
Группа “Красивые” каждой команды пятиклассников готовят выступление: сценки, песни, частушки, стихи и т.д. Но одно условие: выступление по теме: “Моя любимая математика”. Приложение 5
Подведение итогов математической эстафеты. Награждение команд.
Все команды собираются в одном классе. Жюри подводит итоги 2 дня соревнований, итоги всей игры, заполняет дипломы и грамоты по следующей схеме:
Дипломы: 1 место, 2 место, 3 место, 4 место.
Грамоты: номинации “Самые артистичные”, “Самые находчивые”, “За лучшую
геометрическую картину”, “За лучшее решение задач на смекалку”.
В торжественной обстановке председатель жюри объявляет результаты игры МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ЭСТАФЕТА и награждает команды.
В таблице, находящейся в вестибюле школы для всеобщего обозрения вносят баллы второго дня соревнования “Красивых” и общие итоги математической эстафеты.
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ |
||||
класс | 5 а | 5 б | 5 в | 5 г |
Кол-во баллов 1-й день | ||||
Кол-во баллов 2-й день | ||||
Итого | ||||
Места | ||||
Номинации |
Литература:
- Учебно-методическая газета “Математика”.
- Учебник под редакцией Г.В.Дорофеева “Математика 5”.
- Домашняя математика, М.В. Ткачева, М.: Просвещение, 1993.
- Страницы русской истории на уроках математики, М.: Педагогика-Пресс, 1994.