Подгрупповое занятие по автоматизации звуков [р] – [р']

Разделы: Логопедия


Цель: введение звуков Р-Рь в речь.

Задачи:

  • автоматизировать навыки правильного произношения звуков  Р и РЬ  в слогах, словах;
  • развивать речедвигательную активность;
  • совершенствовать зрительные и тактильные анализаторы;
  • обогащать словарь;
  • развивать внимание, память, мелкую моторику, фонематический слух.
  • формировать навыки самоконтроля, воспитывать  усидчивость и интерес к занятиям.

Оборудование: ноутбук, видеозапись "Море", аудиозапись "космическая музыка", четыре листа цветной бумаги белого, желтого, зеленого и светло-салатового цвета, контейнер с песком, влажные салфетки, различные мелкие предметы, в названии которых встречаются звуки р-рь, блюдо с мандарином в виде солнца, одноразовые стаканчики с водой по числу детей, пазл "Ракета", рисунок "Космос", рисунок "Планета Робис", рисунок "Жители планеты Робис", карточки с рисунками, в названии которых встречаются звуки Р и РЬ.

Ход занятия

Организационный момент.

Логопед: Ребята, давайте пожелаем друг другу доброго дня! (Обращение к детям поименно)

Актуализация знаний о временах года.

Логопед: Подойдите к окну, рассмотрите улицу. Скажите, какое сейчас время года?

Дети: Зима.

Логопед: Когда мы слышим слово "зима", какой цвет мы сразу представляем?

Детям предъявляется 4 листа цветной бумаги.

Дети: Белый цвет.

Логопед: Сегодня на занятии мы будем путешественниками, но не обычными, которые садятся в поезд или самолет. Мы будем путешествовать во времени и пространстве. Отправимся мы с вами в будущее и попадем в другое время года, то, которое можно назвать "зеленым".

Как вы думаете, о каком времени года идет речь?

Дети: О лете.

Логопед: Конечно, мы говорим о лете. Но чтобы путешествовать во времени нам нужно подготовиться!

Самомассаж.

Логопед демонстрирует приемы самомассажа, дети повторяют эти приемы.

Логопед:

Готовим лоб, лоб к путешествию готов! (Поглаживание, растирание разминание, поглаживание)

Готовим нос, нос к путешествию готов! (Круговые движения большими пальцами по крыльям носа)

Готовим щеки, щеки готовы! (Поглаживание, постукивание подушечками пальцев, поглаживание)

Готовим язычок! (Поем слоги ра, ро, ру, ры, рэ:)

Мы к путешествию готовы!

Работа с песком.

Логопед: Вот мы и подготовились, теперь можно отправляться! Закрываем крепко-крепко глаза и летим на море.

Дети закрывают глаза, в это время логопед открывает крышку ноутбука и включает видеозапись с видами моря и шумом волн.

Дети открывают глаза и 1 мин. смотрят видеозапись.

Логопед: Итак, вот мы попали на море, и видим на берегу много-много:

Дети: Песка.

Логопед: Конечно же, песка. Вот же он, чистый морской песочек!

Логопед открывает контейнер с песком.

Логопед: Давайте опустим в него ручки, и ощутим, какой он теплый. Ой, что это?

В песке закопаны разные предметы, в названии которых встречаются звуки р-рь.

Логопед: Наверно это ребята играли в песке и забыли забрать свои игрушки, давайте их рассмотрим.

Дети достают из песка предметы и называют их, четко проговаривая название. Затем вытирают руки влажными салфетками.

Пальчиковая гимнастика "Веер".

Логопед: Пока мы играли в песке, солнышко достигло своего зенита и светит нам ярко. Как нам стало жарко. Давайте обмахнемся ладошками.

Дети широко расставляют пальцы и совершают сгибание и разгибание кисти руки, словно обмахиваются веером.

Упражнение на развитие дыхания.

Логопед: Так ведь это не солнце, а южный фрукт мандарин!

Логопед демонстрирует детям блюдо, на котором в виде солнца разложены дольки мандарина, в каждую дольку вдета деревянная палочка.

Дети приговаривают слова: яркий, оранжевый, мандарин.

Давайте возьмем себе по кусочку мандарина и узнаем, вкусно ли он пахнет.

Дети выполняют упражнение: вдох через нос, выдох через рот.

А теперь попробуйте на вкус этот мандарин, может он вовсе и не сладкий. (Дети съедают мандарин и запивают водой)

Игровая ситуация "Летим в космос".

Логопед: Ребята, а вы знаете что солнце - это звезда и она далеко-далеко от нас, в космосе. А что еще есть в космосе?

Дети: Звезды, планеты.

Логопед: Вот бы и нам отправиться в космос, ведь там столько интересного и неизведанного. Предлагаю совершить полет к далеким планетам, ведь мы с вами сегодня путешественники. Согласны?

Дети: Согласны!

Логопед: Для того чтобы лететь, нам понадобится космический корабль. Знаете, товарищи космонавты, воспользуемся мы чертежами, которые делал Незнайка.

Придумал Незнайка корабль межпланетный,
Чертил чертежи в обстановке секретной,
Чтоб Винтик и Шпунтик секрет не узнали,
Чертил на отдельных листах все детали.
А вы чертежи его рассмотрите,
И целый корабль из деталей сложите.
Все надо заметить, все надо учесть.
Быть может не нужные, лишние есть?

Упражнение на составление пазла "Ракета".

Логопед: Нам необходимо собрать по чертежам межпланетный корабль.

Дети получают детали и собирают ракету.

Логопед: Внимание! Три, два, один! Взлет!

Дети кружат ракету в воздухе, имитируя полет. Логопед включает ритмичную "космическую" музыку.

Логопед: Давайте выясним, куда мы попали. Мы прилетели на планету Робис. Жители этой планеты, робисы, говорят на другом языке, но он очень похож на наш с вами язык, только к каждому слову в начале прибавляют ро.

Упражнение на проговаривание.

Логопед: Давайте выучим местный язык, чтобы можно было поговорить с местными жителями. Сделаем мы это с помощью картинок.

Дети смотрят на картинки и называют предметы, добавляя каждому слову слог ро-.

Логопед: Какие мы молодцы, нам удалось выучить язык жителей планеты Робис. Что ж, мы задержались в гостях, пора отправляться в детский сад. Дети берут в руки ракету и "летят".

Итог.

Логопед: Ребята, вам понравилось наше волшебное путешествие?

Где мы побывали сегодня?

Как называлась планета?

Что больше всего вам понравилось в нашем путешествии?