Понятие “словесное ударение” относится к числу фундаментальных понятий программного курса русского языка. Овладение его содержанием необходимо как для выработки навыка грамотного письма, так и для воспитания произносительно-слуховой культуры младших школьников.
В работе над ударением можно выделить три направления:
- формирование у учащихся представления о словесном ударении и его роли в русском языке,
- ознакомление детей с основными свойствами словесного ударения – разноместностью и подвижностью,
- формирование у школьников умения находить и выделять в слове ударный слог.
Характеристика каждого направления.
1) Дети, поступающие в 1 класс практически владеют ударением. В школе начинается довольно медленный процесс осознания понятия “ударение”. Программа по русскому языку предполагает знакомство учащихся с терминами: “ударение”, “ударный и безударный слог”, “ударные и безударные гласные” и знаком ударения на уроках подготовительного периода обучения грамоте.
При освоении понятия “ударение” важно сформировать в сознании школьников ассоциативную цепочку: ударение – ударный слог – ударный гласный.
Сначала устанавливается связь: ударение – ударный слог, затем: ударный слог – ударный гласный звук.
Итогом первичного знакомства становится вывод: “Один слог в слове выделяется “ударом”, т.е. особым произношением. Такой слог называется ударным. Гласный звук, образующий ударный слог, называют ударным гласным звуком.
В период обучения грамоте начинается знакомство с важнейшей функцией ударения – смыслообразовательной.
Школьники учатся разграничивать различающиеся ударением разные слова:
Разграничение лексических омографов более доступно для понимания учащихся начальных классов, чем грамматических, поэтому на ранних этапах над смыслоразличительной функцией ударения необходимо организовывать наблюдения над парами слов типа:
В дальнейшем – дифференцировать разные грамматические значения форм одного слова:
Знакомя детей с ударением как средством разграничения грамматических форм, важно обратить внимание на то, что ударение способно отличать не только отдельные, но и все формы, например формы единственного и множественного числа, имен, существительных:
В процессе работы хорошо использовать на уроке
игровые приёмы. Можно использовать миниатюру
“Ударение” Подгорецкой И.М.
Работу над ударением, наблюдения над ударением
позволяют проводить и уроки чтения.
Большие возможности для такой работы даёт
материал раздела “Устное народное творчество”:
Сопоставление пар слов:
помогает детям понять особую стилистическую окраску народнопоэтических вариантов, в отличие от литературных.
При чтении произведений русских писателей и поэтов XIX в. Можно осуществлять сравнение современных и устаревших вариантов слов. Например, чтение басен И.А. Крылова.
Целесообразно остановить внимание школьников на несовременном произношении отдельных слов:
Таким образом, в поисках ответа на вопрос: “Какую роль играет ударение?” – младшие школьники получают представление о многофункциональности словесного ударения в русском языке.
2) В русском языке ударение разноместное или свободное, то есть не закреплённое ни за определённым по счёту слогом, ни за определённой морфемой (приставкой, корнем, суффиксом, окончанием).
Свойство разноместности осваивается младшими школьниками сначала в плане соотнесения ударения со слоговым контуром слова, затем – в связи с изучением морфемной структуры слова.
Более последовательно в начальных классах ведётся работа над соотнесением ударения со слоговым составом слова. В ходе выполнения разнообразных заданий ученики осваивают ритмические модели слов: двухсложных, трёхсложных.
Если для упражнений над ритмическими моделями подбирать в основном изолированные слова, то это приводит к монотонности в работе. А использование связных текстов способствует усилению интереса к работе. Дидактический материал должен содержать разные по структуре ритмические модели слов.
3) В русском языке ударный слог выделяется несколькими фонетическими средствами одновременно:
а) ударный слог произносится с большой силой. Приём быстрого и многократного произнесения слова с выкрикиванием ударного слога. Можно произносить и шёпотом.
б) выделение ударного слога с большей долготой и длительностью.
- Приём недостаточно надёжен на ранних этапах формирования умения определять ударный слог (дети начинают тянуть все слоги). Следует сочетать с приёмом искусственного изменения места ударения в слове (не протягивать).
- Отбивание, простукивание, прохлопывание ударного слога в слове.
Наиболее приемлемо различное чередование всех известных приёмов в процессе формирования умения находить и выделять в слове ударный слог.