«Урок должен быть пронизан творчеством и вместе с тем оставаться уроком».
С.И. Гессен
1. Пояснительная записка
Информационная компетентность – это один из основных приоритетов, который относится к числу основных целей образования, сформулированных в документах Правительства РФ. От уровня информационно – технологического развития страны зависят состояние экономики, качество жизни людей, национальная безопасность, роль страны в мировом сообществе. Благодаря стремительному развитию средств информационных и коммуникационных технологий возникает новая, информационная среда обитания и жизнедеятельности, формируется постиндустриальное, информационное общество. Поэтому в настоящее время перед всеми образовательными учреждениями стоит проблема — подготовить школьников к жизни в современном обществе и профессиональной деятельности в высокоразвитой информационной среде, к возможности получения дальнейшего образования с использованием современных информационных технологий.
Информационные процессы являются фундаментальной реальностью окружающего мира и компонентом современной информационной цивилизации. Какую бы область деятельности (работа, учеба) или профессию (менеджер, инженер, педагог, секретарь, экономист и т.д.) мы не взяли — на любой из них нужно уметь работать на ПК и ориентироваться в большом объёме информации. И чем раньше начнется процесс знакомства обучающихся с миром ПК и овладением некоторыми доступными элементами информационных технологий в профессиональной деятельности человека, тем лучше для них.
Анализ программ [2, 3, 38, 39] и работ авторов учебников и пособий (Босовой Л.М., Макаровой Н.В., Горячева А.В. и др.) [2, 22, 8] показал, что некоторые разделы/темы сокращены даже на профильном уровне до минимума. Это темы, традиционно интересующие высшие учебные заведения: алгоритмизация и программирование. На эти разделы в ЭГЭ отводится больше 60 % заданий. В настоящее время преподаватели вузов озабочены низким уровнем общеобразовательной подготовки студентов по информатике.
На это и рассчитана дополнительная образовательная программа «Средства информационных технологий и народное художественное творчество». Срок ее реализации - 6 лет обучения, возраст обучающихся 12 – 18 лет. Она имеет научно-техническую направленность и позволяет решать задачи отработки технологических навыков работы на ПК, использования средств информационных технологий, формирования мышления, самостоятельного творчества, профессиональной ориентации обучающихся.
Одно из самых важных мест в освоении не только данной образовательной программы, но и в дальнейшей самостоятельной деятельности обучающихся занимает раздел «Изучим клавиатуру». Сегодня клавиатура компьютера является основным средством общения человека со всем огромным миром информации. Умение быстро и безошибочно работать на клавиатуре ПК значительно повышает эффективность его использования, в том числе в процессе обучения. Если мы хотим использовать ПК в качестве инструмента обучения, мы должны как можно раньше научить детей правильно владеть клавиатурой. Основы работы с ней закладываются в разделе «Изучим клавиатуру». Последовательность освоения тем раздела, подход к его изучению выстроены в соответствии с современными требованиями. Настоящая методическая разработка представляет собой комплексную форму, включающую планирование, формы педагогического контроля, методику обучения, рекомендации по использованию дидактических игр и упражнений по овладению клавиатурой.
Для эффективной работы на ПК важна скорость набора. На сегодняшний день ещё не придумано более быстрого способа работы (ввода данных) на клавиатуре ПК, чем «слепой» 10-ти пальцевый метод. Способность (умение) быстро работать на клавиатуре сейчас является требованием времени.
Актуальность изучения данного раздела состоит в том, что он является основой, фундаментом для развития дальнейших практических навыков пользования программными средствами. Это позволит обучающимся эффективно использовать ПК не только в своей повседневной жизни, но и в сфере применения информационных технологий в будущем.
Раздел предусматривает 12 связанных между собой, но обладающих определенной самостоятельностью тем, способствующих развитию у воспитанников навыков овладения клавиатурой и закладывает базу для дальнейшего освоения дополнительной образовательной программы. Отбор содержания образования осуществляется на основе постоянной практической работы на ПК, поддержки творческого начала у обучающегося и строится на принципах: гуманизации форм и методов обучения, доступности и соответствия возрастным и психическим особенностям детей, органичного единства обучения и воспитания, единства активных методов обучения и творческой самостоятельности детей.
Для освоения содержания раздела «Изучим клавиатуру» используется интерактивная технология. В отличие от активных методов — интерактивные методы ориентированы на более широкое взаимодействие обучающихся не только с педагогом, но и друг с другом и на доминирование активности обучающихся в процессе обучения. Роль обучающихся в интерактивных занятиях сводится к направлению их деятельности на достижение целей занятия. Важное отличие интерактивных упражнений и заданий от обычных в том, что, выполняя их, обучающиеся не только и не столько закрепляют уже изученный материал, сколько изучают новый. С каждым годом упражнения и задания данного раздела усложняются, обновляется его содержание, в учебном процессе используются возможности Интернета.
Для повышения эффективности образовательной и учебной деятельности в классе программирования используются следующие составляющие интерактивной технологии: творческие задания, работа в малых группах; обучающие игры; разминки, соревнования; изучение и закрепление нового материала: работа с наглядными пособиями, дидактические игры, венгерские головоломки, логические и занимательные задачи, тесты и т.д.
Таким образом, в работу вовлекаются все воспитанники, глубоко усваивается материал, развивается творческое мышление и кругозор, активизируется их познавательная и самостоятельная творческая деятельность.
Одним из важнейших принципов работы по реализации данного раздела программы является обеспечение условий, способствующих адекватной самооценке личности ребенка, его мотивации к обучению и самообучению, самореализации. Для этого имеется:
- учебный кабинет лошадью 47 кв. м;
- 10 ПК;
- специальная мебель (столы, кресла);
- ионизатор воздуха, магнитная доска;
- медиатека с набором обучающих программ;
- многофункциональное лазерное устройство (принтер, сканер, ксерокс);
- выделенная линия Интернет;
- учебно-методический комплекс, сопровождающий реализацию программы (приложение 1);
- специальная литература.
2. Цели и задачи раздела
Содержание данного раздела включает обязательную самостоятельную и творческую деятельность обучающихся в ходе освоения основных тем, в соответствии, с чем определена следующая цель: создание условий для формирования навыков работы на клавиатуре, повышения мотивации к обучению и познанию, усиления стартовых возможностей обучающихся в дальнейшей профессиональной деятельности. Поставленные задачи представлены в таблице.
Обучающие | Развивающие | Воспитательные |
|
|
|
3. Специфика восприятия и освоения учебного материала обучающимися
Специфика проведения занятий в компьютерных классах состоит в том, что время работы за ПК ограничено санитарными нормами [7] и зависит от возраста обучающихся, а так же тем, что компьютер выступает в роли инструмента изучения, так и инструмента обучения. У учащихся 6-х классов формируется теоретическое мышление, наблюдается повышенная отвлекаемость и быстрая утомляемость. Поэтому для этого возраста важным является форма подачи учебного материала. Поддерживать познавательный (усвоение нового материала) уровень этого возраста можно и нужно сменой учебной деятельности с применением нестандартных обучающих средств (прил. 27).
В реализацию настоящего раздела вовлечены дети первого года обучения в возрасте 12 – 13 лет (6 класс). Этот возрастной период является переходным, как в биологическом, так и в социальном плане. В учебной деятельности подростка имеются свои трудности и противоречия, но есть и преимущества, которые заключаются в избирательной готовности, в повышенной восприимчивости к тем или иным сторонам обучения. Большим достоинством подростка является его готовность ко всем видам учебной деятельности, делающим его взрослым в собственных глазах. Его привлекают самостоятельные формы организации занятий, сложный учебный материал, возможность самому строить свою познавательную деятельность за пределами детского объединения (по Марковой А.К.). При этом для подростков в равной степени имеет значение, как содержание, так и процесс, способы, приемы овладения знаниями. Формирование мотивов учения непосредственно связано с удовлетворением доминирующих потребностей возраста. Одна из таких потребностей подростка – познавательная. Подростков привлекает возможность расширить, обогатить свои знания, проникнуть в сущность изучаемых явлений, осмыслить жизненное значение знаний и, прежде всего их значение для развития личности. Учитывая специфику восприятия и освоение учебного материала, в подростковом периоде на занятиях в классе программирования принято раскрепощенное, уважительное общение детей друг с другом, поощряется взаимная помощь, самостоятельный творческий поиск, поддерживается интерес к специальной литературе по изучаемому курсу. Каждое задание предполагает учет индивидуальных особенностей детей, использование возрастной детской психологии. С этой целью на занятиях предлагаются задания различной степени сложности, которые индивидуально ориентированы на темперамент, особенности восприятия и памяти, мышление, уровень подготовленности в школе, мотивы, статус в коллективе, активность.
4. Ожидаемые результаты освоения раздела программы
В результате освоения учебного материала данного раздела учащиеся будут:
знать: | уметь: |
|
|
5. Обоснование используемых образовательных технологий, методов, форм организации деятельности обучающихся
Освоение учебного материала раздела «Изучим клавиатуру» осуществляется при помощи технологии интерактивного обучения на основе личностно-ориентированного подхода. Подчинение содержания и логики изучения учебного материала интересам будущей профессиональной деятельности, способствует приобретению осознанного, предметного, контекстного характера обучения, что усиливает познавательный интерес и активность обучающихся.
Успех в обучении достигается при учете индивидуальных особенностей посредством дифференцированной работы на занятии. При этом широко используются такие методы: объяснительно-иллюстративный, индивидуальная работа, эвристический.
Формы организации процесса обучения разнообразны: учебные занятия в классе программирования, занятия-практикумы, конкурс, занятие-игра, турниры. Значительная роль при этом отводится практической деятельности обучающихся (набор упражнений, основанный на методике Портнова-Ходыкина, обучающие тесты и программы), демонстрации самостоятельных творческих работ и использование наглядных пособий. Для поддержания и развития познавательного интереса обучающихся и уменьшения их утомляемости в ходе каждого занятия проводятся физкультминутки (прил. 4). Система вопросов и заданий на занятиях составлена с учетом разных уровней освоения знаний, возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся. В данной методической разработке подобраны разнообразные задания, упражнения, рассчитанные на различный уровень подготовленности детей.
Дидактическая структура занятий включает в себя дидактические задачи мотивации и стимулирования деятельности обучающихся, активизацию знаний, формирование новых понятий и способов действий, их применение. В зависимости от типа и целей занятия применяются следующие дидактические методы: информационный, репродуктивный, проблемный (проблемное изложение, эвристический, исследовательский).
Содержание, методы, средства и формы организации образовательной деятельности на занятии подчинены выполнению целей и задач обучения, развития и воспитания обучающихся.
Технология интерактивного обучения, используемая при освоении данного раздела программы, представляет собой организацию и ведение учебного процесса, направленного на всемерную активизацию учебно-познавательной деятельности обучающихся посредством широкого, комплексного, использования дидактических средств (решение логических задач, головоломок, игры, тесты), самостоятельного поиска и использования справочной и дополнительной литературы.
Обучение на основе личностно-ориентированного подхода обеспечивает естественную мотивацию учения с учетом природных задатков, уровня восприятия учебного материала, темпом и скоростью осуществления учебной деятельности каждого обучающегося. При таком подходе успешно развивается способность обучающихся понимать смысл поставленной им задачи, планировать учебную работу, контролировать и оценивать полученные результаты, систематизировать полученные знания.
С учетом ведущих обучающих модулей, типы учебных занятий: формируются следующим образом: организационный, повторение изученного материала, изучение нового материала, закрепление, контроль и коррекция, комбинированный.
Механизм изучения учебного материала настоящего раздела представляет собой следующую модель (рис. 1):
Рис. 1. Система обучения
Учитывая, что в познавательных интересах подростков одного и того же возраста имеются большие различия, для освоения программного материала данного раздела используется схема коррекции познавательной деятельности (рис. 2).
Рис. 2. Схема коррекции познавательной деятельности учащихся
6. Система знаний и система деятельности
Основными составляющими системы знаний данного раздела выступают следующие компоненты:
- общенаучные знания (закон перехода количества в качество; понятия материя и движение, пространство и время);
- знания из научных областей (межпредметные связи);
- базовые знания использования ПК (практикумы, лабораторные работы, творческие работы);
Перечисленные компоненты находят отражения во всех темах раздела (теория и практика).
Система деятельности в ходе освоения учебного материала раздела включает такие виды:
- познавательная через формирование системы мышления, осуществление интеллектуальных мыслительных операций (анализ, синтез, аналогия), наблюдение и приобретение опыта;
- преобразующая через поиск путей решения проблем, задач, моделирования (составление ребусов, головоломок, кроссвордов);
- общеучебная через работу с литературой (конспектирование, ведение тематического словаря), общение (диалог, умение слушать, задавать вопросы), работу с информацией (умение работать с обучающими программами и тестами);
- самоорганизующая через умение самостоятельно ставить цели и планировать деятельность по их достижению, самоанализ, самоконтроль, самооценка, саморегуляция, осознание своего продвижения по уровням: «решил сам», «догадался», «помог товарищу», «принес пользу».
Система знаний и система деятельности по каждой теме (модулю) раздела программы изложены в структуре содержания тематических модулей (Приложение 2).
7. Поурочное планирование раздела «Изучим клавиатуру»
представлено в Приложении 3.
8. Разработка занятия
Итоговое занятие по разделу «Изучим клавиатуру» можно посмотреть https://urok.1sept.ru/articles/418864/
9. Учебно-методический комплекс
Изучение настоящего раздела сопровождается списком учебно-методического комплекса Приложение 1, https://urok.1sept.ru/articles/513550/
Список литературы
Список литературы представлен в Приложение 4.
Защита методической разработки - презентация Приложение 5, комментарии к ней - Приложение 6.