Программное содержание:
- совершенствовать певческие умения и навыки: правильность звукообразования, внятность, ясность певческой дикции, правильность дыхания, пение с дирижированием, цепочкой, чистота интонирования;
- развивать музыкально – сенсорное восприятие основных выразительных отношений музыкальных звуков: звуковысотных отношений двух последовательно взятых звуков, трех звуков трезвучия, а также ступеней звукоряда в любой последовательности;
- обогащать ритмическую, мелодическую, интонационную память в процессе упражнения типа “эхо”;
- побуждать к сочинению мелодий на заданный литературный текст, используя музыкально-сенсорный опыт;
- находить и использовать различные тембры музыкальных инструментов для передачи музыкальных образов в оркестровке песни.
Оборудование: бумажные бабочки на ниточках, “музыкальная лесенка”, вожжи с бубенцами, детские шумовые музыкальные инструменты: колокольчики, ложки, тарелки, металлофон.
Ход занятия
Звучит веселая музыка. В зал входят дети подготовительной группы, садятся на стулья.
Музыкальный руководитель. Ребята, я очень рада снова видеть вас (поет) Здравствуйте, девочки!
Девочки (поют). Здравствуйте!
Музыкальный руководитель (поет). Здравствуйте, мальчики!
Мальчики (поют) Здравствуйте!
Музыкальный руководитель. Ребята, сегодня в адрес нашего детского сада пришла открытка с приглашением. Хотите узнать, кто нам ее прислал и куда нас приглашают (читает приглашение).
“Дорогие ребята! Во дворце феи Музыки будет проходить конкурс “Хрустальный голосок”. Желающим принять участие в конкурсе необходимо выполнить несколько заданий отборочного тура. Прошедшие первый отборочный тур приглашаются во второй тур конкурса. Участники финала конкурса будут награждены дипломами и ценными подарками. Желаю удачи!”. Фея музыки.
Ребята, вы хотите участвовать в этом конкурсе? (ответы детей). И так, объявляю открытие первого отборочного тура конкурса и предлагаю приступить к выполнению первого задания (читает первое задание). “Выполнить упражнение “Сдуй бабочку с цветка”. Ребята, это упражнение для развития углубленного и длительного выдоха. Прежде чем приступить к выполнению этого задания, я хочу напомнить и показать, как правильно нужно его выполнять. Упражнение начинается с глубокого медленного вдоха через нос, затем после некоторой задержки дыхания выполняется медленный выдох через рот (показывает упражнение).
Дети выполняют упражнение для дыхания “Сдуй бабочку с цветка”, используя бумажные бабочки на ниточках, которые они держат перед собой.
Музыкальный руководитель. Мы наблюдали за красивым танцем бабочек, словно побывали летним днем на лужайке. Но бабочки улетели, а наш конкурс продолжается. Нас ждет второе задание конкурса (читает второе задание). “Выполнить артикуляционное упражнение “У ежа – ежата, у ужа – ужата”. Это упражнение-скороговорка развивает мышцы речевого аппарата – губ, языка. Упражнение нужно выполнять, четко проговаривая в нем все слова.
Дети выполняют упражнение “У ежа – ежата, у ужа – ужата.
Музыкальный руководитель (читает третье задание). “Определить направление мелодий”. Для определения направления мелодий предлагаю использовать “музыкальную лесенку” и игрушку матрешку, которая то поднимается, то спускается по ней, прыгает через ступеньки, на одной ступеньке... Узнать как матрешка двигается по лесенке помогут нам короткие музыкальные фразы.
(Проводится музыкально– дидактическая игра “Музыкальная лесенка”).
Ход игры
Музыкальный руководитель последовательно играет на фортепиано несколько музыкальных фраз. Дети определяют в них направление мелодий, ведут матрешку по “музыкальной лесенке” соответственно направлениям мелодии.
Музыкальный руководитель (читает четвертое задание). “Выполнить упражнение “Вот какая чепуха”. Это упражнение для развития музыкального слуха и голоса, построенное по принципу “эхо”. И сегодня я предлагаю вам быть моим “эхо”.
Дети вместе с музыкальным руководителем выполняют упражнение “Вот такая чепуха” (муз. и сл. Н. Рыбкиной//Музыкальный руководитель. -2006 .-№5. –С.38).
Музыкальный руководитель (читает пятое задание). “Сочинить мелодию на заданный литературный текст: “Снег идет, снег идет, на дорожках снег и лед”. Прежде чем приступить к выполнению этого задания, вспомните “музыкальную лесенку”, матрешку, какие направления мелодий вы запомнили. Используйте их и придумайте свою мелодию.
Дети сочиняют мелодии на заданный литературный текст: “Снег идет, снег идет, на дорожках снег и лед”.
Музыкальный руководитель (читает шестое задание) “Спеть цепочкой песню “Детский хоровод”, муз.В.Парфенюка, сл.Г.Цветкова”. Ребята, хочу напомнить вам, что во время исполнения песни цепочкой нельзя отвлекаться, нужно следить за пением товарища, чтобы вовремя и точно интонируя, продолжать песню.
Дети исполняют песню “Детский хоровод” (муз. З.Парфенюка, сл. Г.Цветкова. //Музыкальный руководитель. -2006.-№6.). .
Музыкальный руководитель (читает седьмое задание). “Передать в дирижерском жесте характер песни “Новый год”, мелодия американской песенки “Джингл Беллс”. Ребята, вспомните, какая песня по характеру? (ответы детей). Значит движения рук дирижера должны быть размашистыми, активными, четкими.
Дети исполняют с дирижером, роль которого берет на себя один из детей, песню “Новый год” (мелодия популярной американской песенки “Джингл Беллс” //Музыкальный руководитель. – 2006. № 6. С. 88).
Музыкальный руководитель (читает восьмое задание). “Обыграть песню “Снеговик”. муз. и.сл.И. Артемьевой”.
Дети обыгрывают песню “Снеговик” (муз. и сл.И. Артемьевой //Музыкальный руководитель, -2007. №8. –С.76).
Музыкальный руководитель (читает девятое задание). “Инсценировать песню “Как на тоненький ледок”.
Дети инсценируют песню “Как на тоненький ледок” (приложение).
Музыкальный руководитель (читает десятое задание). “Оркестровать песню “Снега-жемчуга”, муз. М. Парцхаладзе, сл.М.Пляцковского”. Ребята, вспомните, о чем поется в песне? (Ответы детей.) Для оркестровки песни вам будут предложены несколько музыкальных инструментов: ложки, колокольчики, металлофон, тарелки. Подумайте, звучанием какого инструмента можно передать звон бубенцов, стук копыт, блеск снега…? (Ответы детей.)
Дети оркеструют песню “Снега-жемчуга” (муз.М.Парцхаладзе, сл.М. Пляцковского //Музыкальный руководитель. – 2009. №7. с. 47-49).
Музыкальный руководитель. Дорогие ребята! Вы справились со всеми заданиями первого отборочного тура конкурса “Хрустальный голосок”, о чем мы сообщим Фее музыки и будем ждать от нее приглашение на второй тур конкурса. Желаю вам дальнейших успехов! (поет). До свидания, девочки!
Девочки (поют). До свидания!
(поет) – До свидания, мальчики!
Мальчики (поют). До свидания!