Тип: комбинированный урок.
Цель: исследовать свойства соединений железа, определить особенность свойств, практическую значимость в жизни человека.
Задачи:
- Изучить свойства соединений железа, их особенности.
- Входе выполнения лабораторной работы развивать умения обучающихся работать самостоятельно, проводить химический эксперимент, наблюдать, делать выводы.
- Рассмотреть значение соединений железа в жизни человека.
Методы: эвристический, словесно-наглядно-практический, проблемный, частично-поисковый.
Формы: фронтальная, индивидуальная, парная.
Используемые учебники и учебные пособия: О.С.Габриелян «Химия. 9 класс». 2008 г. Дрофа, Москва.
Другие источники литературы используются на усмотрение учителя.
Оборудование: учебник, периодическая система химических элементов, таблица растворимости, таблица качественных реакций, FeO, Fe2O3, растворы NaOH, FeSO4, FeCl3, HCl, H2SO4, KSCN, красная кровяная соль, желтая кровяная соль, стеклянная палочка, пробирки, опорный лист.
ХОД УРОКА
I. Организация, начало урока
Учитель: Железо не только основа всего мира, самый главный металл окружающей нас природы, оно основа культуры и промышленности, оно орудие войны и мирного труда. И трудно во всей таблице Менделеева найти другой такой элемент, который был бы так связан с прошлым, настоящим и будущим.
– А какие свойства железа знаете вы?
Обучающиеся описывают свойства железа.
II. Актуализация опорных знаний
Работа учащихся у доски:
Задание: Допишите уравнения реакций, дайте названия образовавшимся веществам, к какому классу соединений они относятся.
Fe + H2SO4 ----- Fe + O2------
Fe + Cl2 ------- Fe + H2O + O2 ------
– Значит Fe образует разные классы неорганических соединений (соли, оксиды, гидроксиды)
III. Мотивация учебной деятельности
Проблемная ситуация: А теперь одно развлечение, кто даст руку на отсечение. Оперируем без боли, правда, будет много крови
Опыт: руку смазать раствором хлорида железа (3) и провести раствором KSCN, остается след, как от разреза, удалить раствором щавелевой кислоты. Описать наблюдения.
– Почему так происходит, мы узнаем, изучив основные свойства соединений железа. Значит цель нашего урока: изучить свойства соединений железа. Записываем тему урока: "Соединения железа".
IV. Изучение нового материала
Изучение нового материала проводится в виде лабораторной работы. Учащимся выдается опорный лист (Приложение 1), свои результаты они заполняют в таблицу.
Таблица
Соединения железа | Получение | Внешний вид | Химические свойства | Значение в жизни человека |
FeO Fe2O3 Fe(OH)2 Fe(OH)3 Cоли (наибольшее техническое значение имеют сульфаты и хлориды) |
Учитель: Кроме оксидов FeO и Fe2O3 известен оксид, в котором железо проявляет степень окисления и +2, и +3: Fe3O4.
Качественные реакции на ионы железа:
С помощью данных реакций отличают соли железа (II) от солей железа (III), а также от других солей.
Fe2+ реактив красная кровяная соль (K3[Fe(CN)6]
– осадок синего цвета (турнбулева синь);
Fe3+ реактив желтая кровяная соль (K4[Fe(CN)6]
– осадок синего цвета (берлинская лазурь);
Fe3+ + реактив роданид калия (KCNS) –
кроваво-красное окрашивание
Вывод: Fe(OH)3 амфотерен с
преобладанием основных свойств, реагирует с
кислотами и концентрированными растворами
щелочей.
Наблюдая признаки проводимых реакций можно
сказать, что соединения железа имеют
специфическую яркую окраску. Значит, наш ранее
показанный опыт подтверждает, что при опыте были
использованы соединения железа.
V. Закрепление знаний
На доске записывается схема превращений.
Записать уравнения реакций, при помощи которых
можно осуществить следующие превращения.
(первую цепочку выполняют обучающиеся у доски,
вторую самостоятельно в тетради)
1. Fe Cl2 ----- Fe(OH)2 ----- FeCl2
2. Fe2(SO4)3 ----- Fe(OH)3 ---- FeSO4
VI. Подведение итогов урока. Рефлексия
Установление соответствия между поставленными целями урока и его результатами. Проводится анализ учебной деятельности, выставляются оценки.
VII. Домашнее задание: параграф учебника №14, все реакции обмена записать в ионном виде.