Рабочие программы элективного курса «Стилистика» предназначены для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. Программы составлены с учетом требований нового Государственного образовательного стандарта 2004 года, Примерной программы основного общего образования по русскому языку, Программы по русскому языку к учебнику для 10-11 классов (Власенков А.И. Программно-методические материалы: Русский язык 10-11 классы. Составитель Л.М. Рыбченкова. Издательство «Дрофа», 2002 – с.8-43), Программы «Стилистика русского языка» (Вартапетова С.С.. Программно-методические материалы: 2001 – с. 140-170), Программы элективного курса «Стилистика» для 10-11 классов (авт.-сост. О.А. Мазнева, И.М. Михайлова. – М.: Вентана-Граф, 2008).
Необходимость составления данных программ определяется прежде всего выделением дополнительных часов на уроки развития речи в старших классах (в отличие от опубликованных ранее данные программы рассчитаны на 2 часа в неделю, что позволяет учителю подготовить учащихся к комплексному анализу текста разных стилей и жанров и к написанию сочинения по прочитанному тексту, предусмотренному экзаменом в форме ЕГЭ в 11 классе). Творческая часть ЕГЭ по русскому языку призвана проверить коммуникативную компетентность учащихся, чему способствует изучение курса «Стилистика», в основе которого лежит представление о языке как функционирующей системе, где язык рассматривается как важнейшее средство коммуникации.
Актуальность составления рабочих программ на современном этапе развития школы определяется прежде всего тем, что учитель в условиях подготовки выпускников к ЕГЭ должен не «натаскать» их, а научить грамотно выражать свои мысли и создавать собственные высказывания, рассуждать на заданную тему. Поэтому дополнительных 34 часа направлены на работу с текстом научного, публицистического и художественного стилей. Это уроки комплексного анализа прозаических и поэтических текстов, уроки РР.
Цель рабочих программ (для 10 -11 классов) – формирование коммуникативно-компетентной личности, способной решать стилистические задачи разного уровня в условиях сдачи ЕГЭ по русскому языку.
Основные задачи рабочих программ – развивать логические формы мышления учащихся, способствовать усвоению понятий, формировать суждения, формулировать выводы.
Рабочие программы предусматривают выработку навыков стилистического анализа текста, редактирования и написания текстов определенных жанров и стилей, что способствует воспитанию компетентной личности, создает определенные алгоритмы написания сочинений разных жанров и стилей в сознании старшеклассников, что способствует успешной подготовке к ЕГЭ по русскому языку.
Помимо пояснительной записки, рабочие программы включают в себя содержательную часть, отображающую наполнение курса фактическим и проблемным материалом, а также учебно-тематический план, календарно-тематическое планирование, формы контроля усвоенного материала, список рекомендуемой литературы.
Рабочие программы предусматривают такие формы работы как: учебное занятие, практикумы, дискуссии. Большое внимание уделяется аналитической деятельности учащихся, написанию сочинений разных жанров.
Приложения к программам содержат контрольные материалы по всему курсу, дополнительные задания для самостоятельных работ, тексты для комплексного анализа, толковый словарик.
Оценка знаний и умений учащихся осуществляется с помощью выполнения контрольных работ по разделам курса, зачетов, написания рефератов, сочинений, самостоятельных работ по редактированию тестов, написания оригинальных текстов различных жанров и стилей
Такая практическая направленность программ, безусловно, поможет выпускникам при поступлении и дальнейшем обучении в вузах.
Рабочая программа для 10 класса составлена на 68 часов.
Рабочая программа для 11 класса составлена на 34 и 68 часов (исходя из учебного плана школы).