Цель:
- Познакомить с техникой лоскутного шитья КВИЛТ и последовательностью изготовления картины “Веселые хрюшки”.
- Научить построению выкройки, научить делать расчет количества ткани и отделочных материалов для изготовления картины.
- Воспитать точность при изготовлении изделия, аккуратность и красоту сочетаемых тканей.
- Развить навыки сочетания цветовой гаммы, умения выполнять раскрой изделия и ручные, машинные швы.
Ход урока
1. Организационный момент
А) Проверить присутствующих девочек на занятии.
Б) Проверить готовность к занятию.
В) Сообщение темы и цели занятия.
Сегодня на уроке мы познакомимся с конструкторской и дизайнерской обработкой изделия. Цель нашего занятия: познакомиться с техникой лоскутного шитья “Квилт”, научиться построению выкройки и сделать расчет количества ткани для изготовления картины.
2. Повторение. Актуализация опорных знаний
Давайте вспомним, какие материалы мы изучили на предыдущем занятии? Какие виды материалов мы с вами выбрали для изготовления картины? Какие правила охраны труда мы должны выполнять при изготовлении картины?
Охрана труда во время ручных, машинных и утюжильных работ, раскрое:
а) требования к выполнению ручных работ:
Рабочее место должно быть организовано так, чтобы все необходимое находилось в порядке на рабочем столе и было под руками; Детали перед сметыванием совмещают и скалывают булавками точно по контурным линиям и проверяют. Скалывая детали, булавки располагают в одном направлении. Все сметочные работы выполняют на расстоянии 1 мм. От намеченной линии в сторону среза детали, чтобы строчки временного назначения при дальнейшей обработке не попали под машинную строчку, иначе потом их будет трудно удалить. При выполнении строчек временного назначения используют хлопчатобумажные нити .
б) Безопасность работы с колющими и режущими предметами:
– иглы и булавки следует хранить только в
игольнице;
– в случае поломки иглы или булавки их следует
положить в специально отведенную коробочку; не
следует использовать ржавые и погнутые иглы и
булавки.
– передавать ножницы следует всегда с
сомкнутыми лезвиями, кольцами вперед;
– на рабочем столе ножницы располагать справа, с
сомкнутыми лезвиями, направленными от
работающего;
– п6еред началом ручных работ следует надеть на
средний палец правой руки наперсток;
– по окончанию ручных работ нужно убрать рабочее
место.
В) правила выполнения машинных работ:
– перед выполнением машинных операций
проверяют, что в деталях изделия не осталось
булавок ;
– номера ниток и машинных иголок должны
соответствовать толщине ткани; ( номер иглы
соответствует хлопчатобумажной ткани 90 и номер
ниток – 40)
– все строчки выполняют нитками в цвет ткани;
– при выполнении машинной строчки припуски на
шов располагают справа от иглы, а саму деталь
изделия – слева;
– машинную строчку прокладывают точно по
намеченной контурной линии;
– в начале и конце машинной строчки всегда
ставят закрепку;
– ширина шва должна соответствовать ширине шва
указанном в технологической карте;
– при шитье ткань нельзя тянуть или
подталкивать;
– руки при шитье нельзя держать близко к
движущимся частям машины.
3. Изучение нового материала
Рассказ учителя.
История возникновения техники КВИЛТ
Виды лоскутной пластики.
Среди известных видов
рукоделия особое место занимает шитье из
лоскута, корни которого уходят в далекое прошлое.
Принято считать, что эта техника зародилась в
Англии, а затем постепенно распространилась в
других местах. Изделия из лоскута стали
появляться на Руси в Европе, Америке, Австралии. Первое упоминание об искусстве соединения различных тканей встречаются в исторических описаниях, датированных ХI веком. Ткань – материал не долговечный, поэтому время и место возникновения лоскутной техники весьма условны. На Руси принято считать причиной появления своеобразного лоскутного шитья бедность. Именно она вынуждала женщин из остатков старой одежды делать новую, а также создавать различные изделия окружающего быта. Не случайно повышенный интерес к технике лоскутного шитья на Руси возник именно в период кризисных ситуаций. Идея же геометрического подбора различных кусочков ткани берет начало от традиционного народного ремесла. Не исключено, что толчком к появлению лоскутных орнаментов послужило древнее искусство создания мозаичных композиций, дошедшее до нас из глубины веков: ведь недаром шитье из лоскута называли также “лоскутной мозаикой”. В настоящее время к шитью из лоскута относятся как к виду искусства. Художественные изделия из лоскута по праву заняли достойное место среди произведений декоративно-прикладного и народного искусства. |
Английские названия “пэчворк” – (лоскутное шитье) и “квилт” (стеганое одеяло) появились в современной России совсем недавно, когда наши соотечественницы в городах столкнулись с возможностями этого творчества благодаря иностранцам. Многие даже считали, что лоскутного творчества в России не было никогда. Это не соответствует действительности. В Государственном Русском музее хранятся изделия, в которых отражены все основные узоры, применяемые в лоскутном шитье, в коллекциях Российского этнографического музея хранится немало изделий, отделанных лоскутной аппликацией, необычные стеганые одеяла 18 века . История сохранила сведения даже о том, что Наталья Гончарова – жена Пушкина – шила своим детям одеяла из цветных лоскутов.
Так что картины в доме говорят о стремлении его обитателей к уюту, комфорту, теплой домашней атмосфере. Дом становится более живым и эмоциональным.
Краткое определение дизайнерской задачи.
Картина должна быть согласована по материалу и цвету. Вариантов решения может быть много: картины могут быть дополнены ручной вышивкой, бисером, выполненные в лоскутной технике.
Картину шьют из различных тканей. В наше время в ход идут не только традиционный бархат, гобелен, но и такие неожиданные материалы, как войлок, искусственный и натуральный мех, ситец, кожа. Выбор ткани стилистикой интерьера практически не обусловлен. Ажиотаж вокруг картин толкнул дизайнеров на эксперименты: к привычным гобеленам, используемым веками в украшении комнат, сегодня добавили картины из кожи и тканей, украшенных люверсами, стразами, камушками и ракушками. Надо заметить, что даже при таком разнообразии видов картин, картины, выполненные в технике “Квилт”, не только не затерялись, а, наоборот, стремительно возвращаются на лидирующие позиции.
Классическая картина в технике “Квилт”, выполненная вручную, имеет свои национальные особенности, она отличается от вышивок других народов. Большую роль в ней играет геометрический орнамент и формы растений и животных.
Выполненные вручную картины приносят в дом ощущение устойчивости, традиционности спокойствия.
Для изготовления картины из лоскутков можно использовать множество маленьких лоскутков тканей. Мал лоскуток, а нужен! Нужен тем, кто умеет превращать цветные кусочки ткани в необычные мозаичные картины, изысканные по цвету стеганые одеяла и другие сказочные по красоте изделия, достойные показа на всемирных выставках.
4. Практическая работа
Последовательность выполнения картины “Веселые хрюшки” (Приложение 1)
Картина, как мы уже решили с вами, будет выполнена из лоскутков различных тканей в технике “Квилт”. Лоскутная техника — это соединение лоскутков тканей разных расцветок, при этом они имеют форму геометрических фигур. Сегодня мы познакомимся с техникой лоскутного шитья “Бревенчатая изба” выполненная из прямых полосок ткани (разных по цветовой гамме), как показано на плакате № 1 . Далее составим технологическую карту фона картины и сделаем шаблоны из картона, по которым будем выполнять узор.
Выкройки фона картины.
Последовательность изготовления фона картины:
Технологическая карта №1 (Приложение 2)
5. Подведение итогов урока (беседа)
Расскажите, с каким видом народного творчества
вы познакомились?
Что такое “квилт”?
Откуда взяло начало техника “квилт”?
Что нового вы узнали на занятии?
6. Домашнее задание
Простегать рамку для картины.
Используемая литература:
- “Домоводство и обучающий труд 5 класс” учебное пособие под редакцией А.П.Тарасова
- “Обслуживающий труд. 5 класс” под редакцией О.А.Кожиной.
- “Лоскутики” М.Максимова, М. Кузьмина.
- “Игра в лоскутки” В.Щербакова.
- Технология “Русские традиции при изготовлении различных изделий” автор-составитель И.Г. Норенко.
- Технология “Дополнительные и занимательные материалы 5–9 классы” автор-составитель А.Д. Карачевцева.