Необходимость сопровождения учебной деятельности методами двигательной коррекции, с позиции психологической службы, диктуется тем, что школьные методики обучения задействуют в основном ресурсы не достаточно активного левого полушария и неполноценно используют возможности, более активного правого полушария. Активное включение левого полушария в учебную деятельность и торможение правого, может вызвать у младшего школьника проявления учебного стресса, а именно:
- Повышенная утомляемость,
- Отвлекаемость и забывчивость
- Сниженный эмоциональный фон
- Беспокойство, раздражительность, агрессивность
Эти и другие проявления могут быть причиной возникновения невротических реакций.
Кроме того, необходимо учитывать, что в школу поступает достаточно высокий процент детей, имеющих логопедические проблемы, а именно:
- фонетико-фонематическое недоразвитие речи
- общее недоразвитие речи.
Эти проблемы компенсируются специально организованными логопедическими занятиями. Но в условиях увеличения учебной нагрузки, усложнения содержания, введения новых видов письменной и устной деятельности, увеличения темпа, бывшие проблемы могут проявиться в новом качестве – дисграфии и дислексии.
В этих случаях простое отрабатывание, заучивание, тренировка памяти, внимания не эффективны, поскольку не затрагивают первопричинных проблем – воздействуют на симптомы, а не на механизм, что ведет к переутомлению, учебным стрессам и т.д.
Важно помнить, что, больше, чем 80% проблем развития детей связаны с расстройствами и повреждениями головного мозга, которые возникли на ранних стадиях развития: во время беременности, в периоде родов, вследствие тяжелых заболеваний на первом году жизни ребенка. Поэтому, воздействие, прежде всего, должно быть направлено изначально не только на развитие высших психических функций, но и на базальный сенсомоторный уровень, т.е. на развитие дефицитарных функций, которые были повреждены на раннем этапе развития ребенка.
В связи с этим возникает необходимость решения данной проблемы. Одним из таких решений является организация сопровождения данной категории детей методами двигательной коррекции.
Упражнения, которые лежат в основе такого сопровождения, направлены, в основном, на функционирование подкорковых структур, улучшение мозгового кровообращения, нормализацию активационных процессов, снятие тонических нарушений, повышение работоспособности.
Кроме того они стимулируют формирование навыков произвольности, самоконтроля, саморегуляции, внимания, памяти, пространственных представлений.
В различных источниках предлагаются свои подходы. Кинезиологические комплексы снятия учебного стресса через движение не всегда приемлемы в школе, в условиях урока.
Мы взяли упражнения, которые эффективны по силе воздействия и удобны для проведения их в обычных классах в рамках урока.
Необходимо выполнять 2 принципа:
- Непрерывности и систематичности
- От простого к сложному
Кроме того, требованием к использованию специальных комплексов сопровождения является точное выполнение движений и приемов. Взрослый должен обязательно владеть предлагаемыми упражнениями.
Упражнения строятся в определенной последовательности, от простых движений к сложным реципрокным, произвольным. Использование дыхательных упражнений предполагается на всех этапах.
Эффективность комплексов предлагаемых упражнений описана в литературе и заключается в следующем:
Глазодвигательные упражнения
Позволяют расширить поле зрения, улучшить
восприятие. Однонаправленные и
разнонаправленные движения глаз и языка
развивают межполушарные взаимодействия и
повышают энергетизацию организма, включают
структуры мозга, контролирующие мышление, речь, и
поведение, активизируют процесс обучения.
Двигательные упражнения
Развивают общую и тонкую моторику. Чем больше
задействуются мелкие мышцы тела, тем больше
простраивается нервных путей между лобными
отделами мозга и другими отделами, развивается
межполушарное взаимодействие, снимаются
непроизвольные движения (синкезии).
Перекрёстные движения
Способствует активизации вестибулярного
аппарата и лобных долей мозга.
Упражнения на дыхание
Улучшают ритмику организма, развивают
самоконтроль и произвольность.
Успокаивают и способствуют концентрации
внимания.
Релаксация телесная (растяжки)
Снимают мышечное напряжение, повышая уровень
психической активности и работоспособности.
Комплекс упражнений первого блока
ДыханиеУпражнение
Ноги на ширине плеч, руки вдоль тела. Руки вверх –
вдох, опустили – выдох.
Упражнение “Вдох, пауза, выдох, пауза”
Выполнение дыхательных упражнений будет более
эффективным, если использовать образное
представление (визуализация), т.е. подключать
правое полушарие. Например, возможен образ
желтого или оранжевого теплого шарика,
"расположившегося" в животе, соответственно
надувающегося и сдувающегося в ритме дыхания.
При вдохе губы вытягиваются трубочкой и с шумом
"пьют" воздух.
Упражнение “Китайский болванчик”
- Ноги на ширине плеч. Вдохнуть, запрокинуть голову назад, на выдохе произносить четко БА-БО-БЭ.
- Принять и.п., вдохнуть, медленно наклонить голову до соприкосновения подбородка с грудью и произносить на выдохе НА-НО-НЭ
- Принять и.п., вдохнуть, медленно наклонять голову влево, произнося на выдохе ФА-ФО-ФЭ.
- Принять и.п., вдохнуть, медленно наклонять голову вправо, произнося на выдохе КА-КО-КЭ.
Упражнение “ Свеча”
Исходное положение – сидя за партой или стоя.
Представьте, что перед вами стоит большая свеча.
Сделайте глубокий вдох и постарайтесь одним
выдохом задуть свечу. А теперь представьте перед
собой 5 маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох
и задуйте эти свечи маленькими порциями выдоха.
Упражнение “Старт”
Сделайте глубокий вдох. На выдохе ведите
обратный отсчет : десять, девять, восемь…. Три ,
два, один, старт!! Отсчет ведите громко ,
отрывисто, равномерно на одном дыхании без
добора воздуха. Прерывайте дыхание в паузах
между произносимыми числами. Диктуйте четко, так,
чтобы это было слышно человеку, который
находится на некотором расстоянии от вас. Если не
хватает дыхания до слова старт, начните отсчет с
меньшего числа.
Растяжки
Упражнение “Тянемся к солнышку”
Встать, ноги на ширине плеч, руки опущены. На
вдохе медленно поднять руки вверх, постепенно
“растягивая” все тело: начиная с пальцев рук,
потом тянемся запястьями, локтями, плечами,
грудным отделом, поясницей и ногами, но без
особого напряжения и не отрывая пяток от пола.
Задержать дыхание – “кончиками пальцев рук
тянемся к солнышку”. Выдохнуть, опуская руки,
расслабиться.
Упражнение “Потягивания”
Встать, ноги на ширине плеч, руки сжаты в кулаки и
опущены вниз. На медленном вдохе – поднять
кулаки над плечами, сохраняя локти слегка
согнутыми, и прогнуться в спине, разводя плечи и
запрокидывая голову; вытянуться вверх,
распрямляя руки и поднимаясь на носки
(представьте, что вы только что проснулись и
сладко потягиваетесь). Зафиксировать эту позу,
задержать дыхание. На выдохе опустить руки вниз,
пытаясь “достать” пальчиками до пола.
Упражнение “Струночка”
Встать, ноги вместе, руки подняты вверх.
“Растягиваем” все тело на медленном вдохе,
потягиваясь одновременно двумя руками и
корпусом; затем – только правой стороной тела
(рука, бок, нога), потом – только левой стороной
тела. Спина при этом не должна напрягаться и
выгибаться. Спросите ребенка о том, вытянулась ли
его спина, руки, ноги. Упражнение усложняется за
счет перекрестных растяжек. При этом
одновременно растягиваются сначала правая рука
и левая нога, потом – левая рука и правая нога.
Упражнение “Упрямая шея”
Стоя (сидя). Руки поднять. Пальцы соединить в
“замок” на затылке, локти и плечи развести в
стороны. Плавно, без рывков отвести голову назад,
преодолевая сопротивление рук. Ощутить
напряжение. Вернуться в исходное положение,
расслабиться
Упражнение “Упрямые ручки”
Поднять правую руку вверх, двигая ею в разных
направлениях. Левая рука при этом придерживает
плечо (предплечье) правой руки, оказывая
сопротивление ее движению и одновременно
массируя ее. Затем руки меняются.
Равновесие
Упражнение “Равновесие”
1. Сохранять равновесие на одной ноге. Руки
на поясе.
2. Сохранять равновесие в позе “Ласточка”
Упражнения на межполушарное взаимодействие
Упражнение “Рисование двумя руками”
Рисование на доске, листе бумаги одновременно
двумя руками. Обе руки сначала двигаются в одну
сторону, затем – в противоположную. Сначала
рисуют прямые линии: вертикальные,
горизонтальные, наклонные, перпендикулярные;
затем – разнообразные круги, овалы,
треугольники, квадраты.
Упражнение “Перекрестное марширование”
Медленно шагать, попеременно касаясь то правой,
то левой рукой до противоположного колена,
чередовать с односторонними касаниями.
Упражнение “Одностороннее марширование”
Медленно шагать с односторонними касаниями.
Упражнение “Конфетка – лошадка – свеча”
Руки согнуты в локтях, ладони повёрнуты вперёд.
Одновременно двумя руками делать по два шлепка
каждым пальцем по большому пальцу, начиная от
второго к пятому и обратно. Затем подключаются
щелкание языком (конфетка), цокание языком
(лошадка), направленный выдох (задули свечу).
Упражнения для развития произвольности
Упражнение “Глазодвигательные упражнения”
Движения по четырем направлениям и диагоналям.
Совершается в медленном темпе (от 3 до 7 сек.) с
фиксацией в крайних положениях.
Движения четырем направлениям и диагоналям с дыханием. На фазе глубокого вдоха сделать движения глазами, затем удерживая в крайнем положении на фазе задержки дыхания, возврат в исходное положение с пассивным выдохом. Упражнение выполняется с легко прикушенным языком.
Движения глазами по четырем направлениям с привлечением движения языка. ( глаза и язык вправо – вдох, пауза, в исходное положение – выдох и т. д.)
Комплекс упражнений второго блока
ДыханиеУпражнение
Сделав полный вдох, посчитать на выдохе. Счет
прямой, обратный, порядковый, десятками и т.д. По
аналогии: перечисление дней недели, названий
месяцев, таблица умножения, скороговорка.
Упражнение “Скороговорка на выдохе”
Произносить скороговорку, считалку на выдохе,
равномерно распределяя выдох на 3-4 слова:
1. Как на горе, на пригорке (вдох)
Стоят тридцать три Егорки, (сделайте
вдох и продолжите)
Раз – Егорка, два – Егорка, (вдох)
Три – Егорка, четыре – Егорка (вдох)…
2. Шли семеро стариков, (вдох)
Говорили старики про горох (вдох)
Первый говорит – горох хорош! (вдох)
Второй говорит – горох хорош! (вдох)
Третий говорит – горох хорош! (вдох)
....
Упражнение “Дыхание с добором”
Обучитесь умению делать добор дыхания (неполный
вдох). Добор воздуха важно производить быстро и
незаметно, он ощущается лишь говорящим.
Равномерно распределяйте выдох на небольшие
речевые отрезки:
На дворе трава (добор)
На траве дрова (добор)
Раз дрова (добор)
Два дрова (добор)
Три дрова (добор)
Не вместит дров двор (добор)
Дрова выдворить (выдох)
Упражнение “Счёт на вдохе – выдохе”
Станьте прямо. На счет РАЗ-ДВА сделайте вдох.
На счет ТРИ-ЧЕТЫРЕ-ПЯТЬ-ШЕСТЬ – выдох.
Упражнение можно соединить с движениями рук.
Руки в стороны – вдох, вперед – выдох. Поднять
над головой – вдох, вперед – выдох.
Поднять над головой – вдох, опустить по бокам –
выдох.
Растяжки
Упражнение “Сорви яблоко”
Исходное положение – стоя.
Представьте себе, что перед каждым из вас растёт яблоня с чудесными яблоками. Яблоки висят прямо над головой, но без труда достать их не удаётся. Посмотрите на яблоню, видите, вверху справа висит большое яблоко. Потянитесь правой рукой как можно выше, поднимитесь на цыпочки и сделайте резкий вдох. Теперь срывайте яблоко. Нагнитесь и положите яблоко в небольшую корзину, стоящую на земле. Теперь медленно выдохните.
Тоже самое провести для левой руки.
Упражнение “Дерево”
Исходное положение – сидя на корточках. Спрятать
голову в колени, обхватить их руками.
Представьте, что вы – семечко, которое
постепенно прорастает и превращается в дерево.
Медленно поднимитесь на ноги, затем распрямите
туловище, вытяните руки вверх. Затем напрягите
тело и вытянитесь. Подул ветер – вы
раскачиваетесь, как дерево (выполнить 3-4 раза).
Упражнение “Замок”
Сложить руки в “замок” и тянуть их:
1) вверх, вниз, в стороны; прогнуться назад и
потянуться руками вверх; руки за спиной в замке
тянуть вверх;
2) взять правой рукой левый локоть и тянуть его
вправо, то же левой рукой;
3) зацепиться пальцами рук друг за друга и тянуть
руки в разные стороны, то же – по одной паре
пальцев.
Равновесие
Упражнение “Равновесие”
На одной ноге, с закрытыми глазами
На одной ноге, с закрытыми глазами, с движениями
пальцев “колечко”
Группа упражнений на межполушарное взаимодействие
Упражнение “Графический диктант”
Возьмите карандаш, отступите 3 клеточки вниз от
последней записи и 4 клеточки вправо от левого
края, в перекрестье клеточек поставьте точку.
Сейчас я буду диктовать вам маршрут, по которому вы будете чертить линии, будьте внимательны, проводите линии только на то количество клеток, которое я вам скажу. Поставьте карандаш в отмеченную точку. Слушайте внимательно… Далее продиктовать, не спеша, по клеточкам, весь приготовленный рисунок.
Упражнение “Графический диктант” (рисуем
двумя руками)
Упражнение выполняется по примеру графического
диктанта. Приготовить бланк (листок в клетку,
разделённый пополам линией). Приготовить рисунок
по клеточкам (ломаная линия с повторяющимися
элементами или замкнутая ломаная линия).
Возьмите в руки 2 карандаша. Сейчас вам будут диктовать маршрут, по которому вы будете чертить линии, в каждой из половинок двумя руками одновременно. Будьте внимательны, проводите линии только на то количество клеток, которое вам скажут. Поставьте карандаши в отмеченные точки. Слушайте внимательно…
Далее продиктовать, не спеша, по клеточкам, весь приготовленный рисунок.
Упражнение “Раскрашивание”
Раздать бланки с рядами фигур
Посмотрите, перед вами нарисованы несколько
рядов фигур. Сейчас возьмите цветной карандаш в
правую руку
Внимание, закрасьте первый ряд фигур, так, чтобы
линии не заходили за контур, а внутри контуров
фигур не было бы пробелов. Начали…
Потом поменять руку и продолжить упражнение.
По мере освоения упражнения раскрашивание
проводить двумя руками.
Упражнение “Зеркальные рисунки”
Приготовить бланк (листок в клетку, разделённый
пополам линией).Возьмите в руки 2 карандаша.
Сейчас постарайтесь нарисовать, заданную фигуру,
рисуя одновременно правой и левой рукой в разных
частях данного листочка.
Можно рисовать геометрические фигуры, простые рисунки, несколько повторяющихся элементов, закрашивать, штриховать рисунки двумя руками одновременно или попеременно и т. д. Изображения рисовать зеркально, ось симметрии разделительная полоса на бланке.
Упражнение “Кулак-ребро-ладонь”
Усложнение – выполнять на весу, руки согнуты в
локтях. Выполнять упражнение, держа руки
наперекрест.
Упражнение “Лезгинка”
Сжать левую руку в кулак. Затем большой палец
отставить в сторону, кулак развернуть пальцами к
себе. Правой рукой прямой ладонью в
горизонтальном положении прикоснуться к мизинцу
левой. После этого одновременно меняется
положение правой и левой рук (6-8 раз). Необходимо
добиваться высокой скорости смены положений.
Упражнение “Ухо-нос”
Левой рукой возьмите за кончик носа, а правой
рукой – за противоположное ухо. Одновременно
отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте
положение рук "с точностью до наоборот"
Упражнение “Ладушки” Хлопок в ладоши, хлопок двумя руками с партнером, хлопок, хлопок с партнером “левая-правая”, хлопок, хлопок с партнером “правая-левая”. Хлопок, хлопок с партнёром – руки перекрещены, хлопок, хлопок с партнером “левая-правая”, хлопок, хлопок с партнером “правая-левая” и т. д.
Произвольность
Упражнение “Глаз-язык”
Сначала следить только глазами за пальцем. Потом
глазами и языком. Затем язык должен двигаться в
сторону, противоположную движению глаз. И
наконец, язык движется за пальцем в
противоположную от глаз сторону.
Упражнение
Ведущий совершает рукой круговые движения по
часовой стрелке, потом – против. Ребенок глазами
отслеживает движение, при этом высунутым языком
производит движения в противоположном
направлении.
Упражнение
Руки вытянуты прямо перед собой. Поочередно
вращаем сначала одной кистью руки (другая
неподвижна), затем другой. Потом язык совершает
движения в одну сторону с вращением кисти, затем
– в противоположную. Потом вращаются обе кисти
одновременно в одну сторону, язык – в
противоположную. Затем подключаются круговые
движения глаз попеременно то в одну сторону с
языком, то с руками.
Комплекс упражнений третьего блока
Дыхание
Упражнение
Вдох: ноги на ширине плеч, руки в стороны. На
выдохе: одна рука выполняет круговые движения,
другая восьмерки.
Упражнение
Вдох: ноги на ширине плеч, руки опущены. На выдохе:
одна рука опускается круговыми движениями,
другая махом.
Упражнение
Вдох: ноги на ширине плеч, руки опущены. На выдохе:
прыжок – свести ступни, одну руку привести к
плечу, другую вытянуть над головой.
Упражнение
Как в предыдущем упражнении, но в прыжке одна
рука согнута в локте, дотрагивается до макушки,
другая вытянута над головой.
Упражнение
Вдох: ноги на ширине плеч, одна рука на животе,
другая на макушке. На выдохе: голову гладить
круговыми движениями, по животу похлопывать. При
выполнении всех упражнений чередуем руки.
Упражнение
На выдохе проговаривать таблицу умножения или
правила, или скороговорку и считать сколько раз
произнёс её.
Напряжение – расслабление
Упражнение
Стоя (сидя). Руки с напряжением вытянуть вперед,
пальцы сжать в кулак, напрягая кисти, предплечья,
плечи. Поочередно расслабить кисти, затем
предплечья и полностью мышцы рук.
Упражнение
Стоя (сидя). Поджать с напряжением подушечки
пальцев к верхней части ладони (сжать руку в
кулак), затем быстро выпрямить и растопырить
пальцы. Расслабить кисть, покачивая ею на весу с
упором на локоть. Добиться, чтобы она висела
свободно, как плеть. Выполнять попеременно левой
и правой рукой или одновременно обеими руками.
Упражнение “Тряпичная кукла и солдат”
Исходное положение – стоя. Инструкция:
Ребята, полностью выпрямитесь и вытянитесь в
струнку как солдат. Застыньте в этой позе и не
двигайтесь. Теперь наклонитесь вперёд и
расставьте руки, чтобы они болтались как тряпки.
Станьте такими же мягкими и подвижными, как
тряпичная кукла. Слегка согните колени и
почувствуйте, как ваши кости становятся мягкими,
а суставы очень подвижными. Теперь снова
покажите солдата, вытянутого в струнку и
негнущегося. Повторить 5-8 раз.
Упражнение “Огонь и лед”
По команде “Огонь” – интенсивные движения
телом, по команде “Лед” – замереть, сильно
напрягая мышцы. Выполнить 6 – 8 раз.
Упражнение
Обводить одновременно двумя руками несложные
отличающиеся контуры (грибок – правой рукой,
домик – левой и т. д.)
Упражнение
Рисовать в тетради обеими руками одновременно
разные геометрические фигуры (треугольник –
левой рукой, квадрат – правой и т. д.)
Упражнение
Стоя. Руки присогнуты в локтях. Одна рука
выполняет движение Кулак-ладонь, другая
одновременно – Кулак-ребро-ладонь. Усложнение:
добавить движения глаз.
Упражнение
Стоя, прямые руки вытянуты вперед. Одна рука
ладонью вверх, другая – ладонью вниз.
Маршировать, на каждый шаг меняя положение
ладоней. Усложнение: смена ладоней через шаг,
затем через два. Добавить движения глаз в
различных сочетаниях.
Упражнение “Кулак – ладонь” (модификация)
Руки лежат на столе или на коленях. Одна рука
сжимается в кулак, большой палец наружу.
Разжимается. Сжимается в кулак, большой палец
внутрь. Разжимается. Другая рука при этом
неподвижна. Меняем руки. То же двумя руками
вместе. Затем смещаются фазы движения (одна рука
сжимается, другая одновременно разжимается).
Упражнение “Колечки” (модификация)
Пальцы совершают те же движения что и в
упражнении колечки, но в другом порядке: правая
рука – 5-4-3-2-пальцы, левая рука –2-3-4-5 пальцы. Руки
работают одновременно.
Упражнение “Движения с отставанием”
Выполняются следующие движения: руки в стороны, вперёд, вверх, вперёд, в стороны, вниз. Движения начинаются с правой руки, левая подключается с отставанием в один шаг.
Правая – в сторону, левая – внизу, правая – вперёд, левая – в сторону и т. д. Движения рук выполняются одновременно.
Упражнение “Лезгинка”
Сжать левую руку в кулак. Затем большой палец
отставить в сторону, кулак развернуть пальцами к
себе. Правой рукой прямой ладонью в
горизонтальном положении прикоснуться к мизинцу
левой. После этого одновременно меняется
положение правой и левой рук (6-8 раз). Необходимо
добиваться высокой скорости смены положений.
Для усложнения упражнения добавляются движения глаз и языка, сначала однонаправленные (глаза и язык двигаются в сторону кулачка), затем разнонаправленные (глаза – в сторону кулачка, язык – в сторону ладошки).
Список литературы:
- “Обучение детей с учётом психофизиологии” А. Л. Сиротюк, Москва, “Творческий центр” 2001.
- “Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения”, А. Л. Сиротюк. М.: Творческий центр, 2003.
- “Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте” А. В. Семенович, Москва, “Академия” 2002.
- “Сенсомоторная коррекция нейропсихологических дисфункций у детей с элективным мутизмом” В. А. Корнеева, С- Пб, 2007.