Цели: усвоить особенности изменения по падежам существительных 3-го склонения; отработать навык правильного написания безударных окончаний существительных 3-го склонения; постановку ударения, проводить наблюдение и самостоятельно выводить общее правило правописания падежных окончаний существительных 3-го склонения, развивать орфографическую зоркость, воспитывать аккуратность, взаимовыручку, поддержку, коллективизм.
Ход урока
1. Чистописание
Х х
Выпишите из словаря слова с этой буквой. Найдите среди них существительные, определите их склонение.
2. Актуализация знаний
Прочитайте текст.
Со всех сторон вьются с веселой песнью хохлатые жаворонки; из середины рощи ясно долетают звуки кукушки. Так обаятелен этот чудный запах леса после весенней грозы, запах березы, фиалки, прелого листа, сморчков, черемухи, что я не могу усидеть в бричке, соскакиваю с подножки, бегу к кустам и, несмотря на то что меня осыпает дождевыми каплями, рву мокрые ветки распустившейся черемухи, бью себя ими по лицу и упиваюсь их чудным запахом.
Какие слова из этого текста могли бы стать его заглавием?
Почему?
Какое настроение передает рассказчик?
Найдите существительные, выделите падежные окончания, поставьте ударение.
В написании каких из этих окончаний можно допустить ошибку, а в каких нет, почему , объясните?
Разминка.
На доске (хоровое чтение ):
Летят на ветки воробьи,
Чтоб обсудить дела свои.
Сидят на ветке воробьи,
Сидят на е, летят на и.
Почему?
Запись словосочетаний в тетрадь под диктовку.
Обратная связь-проверка с помощью карточек Е, И.
Разместились в доме, обучение грамоте, соловей без песни, у деревни, недалеко от рощи, влез на тополь, поселился на тополе.
3. Открытие новых знаний.
Предлагаю вам провести наблюдение и самостоятельно вывести общее правило правописания падежных окончаний существительных 3-го склонения.
Проанализируйте окончания существительных.
- И.п. радость
- Р.п. радости
- Д. п. радости
- В.п. радость
- Т.п. радостью
- П.п. о радости
Просклоняйте устно данные имена существительные, впишите только окончания, поставьте ударение.
Печь, степь.
Почему эти слова могут стать для вас словами-помощниками?
Какие вы знаете правила, где правописание безударных гласных проверяется ударением?
Сформулируйте самостоятельно правило правописания падежных окончаний существительных.
Сравните свою формулировку с данной в учебнике.
Самостоятельно определите, как нужно действовать, чтобы безударное окончание существительного проверить ударным в том же склонении.
- Ставлю существительное в … и определяю…
- Подбираю… и ставлю…
- Пишу такое окончание, …
- Проверяю: обозначаю орфограмму.
Попробуйте применить этот алгоритм и вставить нужное окончание: к лошад… , без гореч…, у дочер…, к мыш…
Определите тему сегодняшнего урока.
Коллективное заполнение таблицы.
Падежные окончания существительных:
Падежи | 1 склонение | 2 склонение | 3 склонение |
Именительный | |||
Родительный | |||
Дательный | |||
Винительный | |||
Творительный | |||
Предложный |
1-е, 2-е склонение повторение.3-е склонение использовать таблицу в учебнике (коллективная работа), просклонять слово 3-его склонения. Запись окончаний в таблицу.
Найдите словарные слова, выберите среди них существительные 3-его склонения.
Предложения на доске:
Красная площадь располагается в центре Москвы.
Самостоятельно просклоняйте существительное 3-его склонения.
Взаимопроверка в парах.
Спишите, вставьте пропущенные буквы, обозначьте орфограмму. Пользуйтесь алгоритмом!
Долог был во мраке ноч… наш неверный трудный путь. Ночью в избе под напевы метел… тихо разносится скрип колыбел… Березы желтою листвой блестят в лазур… голубой.
Составьте схемы предложений.
Вставить окончания:
Работа по группам.
- 1 группа: На сирен…, в библиотек…, без груст…, к ел…, в портфел…, до деревн…
- 2 группа: Без посылк…, о писател…, без фасол…, в карман…. К площад…. О молодеж…
Проверка: Требуется существительное 3 скл. Д.п. , 1 скл. Р.п. и т. д.
Составьте и запишите словосочетания глаг. + сущ. Глагол главное слово.
Получил на | подушка |
Здоровье | |
ткань | |
Ответил | бублик |
Спал без | записка |
Беспокоился о | почта |
Выкроил из | дедушка |
Поделился | площадка |
Узнал из | речь |
Восстановил из | площадь |
Прислушался к | память |
Встретились на | |
Играли на |
Выделите окончания у существительных 3 скл. , определите падеж
4. Итог урока.
О чем говорили на уроке?
Какой вывод сделали самостоятельно?
Что было на уроке интересного?
Д.З.