Падежные окончания существительных 3-го склонения. 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цели: усвоить особенности изменения по падежам существительных 3-го склонения; отработать навык правильного написания безударных окончаний существительных 3-го склонения; постановку ударения, проводить наблюдение и самостоятельно выводить общее правило правописания падежных окончаний существительных 3-го склонения, развивать орфографическую зоркость, воспитывать аккуратность, взаимовыручку, поддержку, коллективизм.

Ход урока

1. Чистописание

Х х

Выпишите из словаря слова с этой буквой. Найдите среди них существительные, определите их склонение.

2. Актуализация знаний

Прочитайте текст.

Со всех сторон вьются с веселой песнью хохлатые жаворонки; из середины рощи ясно долетают звуки кукушки. Так обаятелен этот чудный запах леса после весенней грозы, запах березы, фиалки, прелого листа, сморчков, черемухи, что я не могу усидеть в бричке, соскакиваю с подножки, бегу к кустам и, несмотря на то что меня осыпает дождевыми каплями, рву мокрые ветки распустившейся черемухи, бью себя ими по лицу и упиваюсь их чудным запахом.

Какие слова из этого текста могли бы стать его заглавием?

Почему?

Какое настроение передает рассказчик?

Найдите существительные, выделите падежные окончания, поставьте ударение.

В написании каких из этих окончаний можно допустить ошибку, а в каких нет, почему , объясните?

Разминка.

На доске (хоровое чтение ):

Летят на ветки воробьи,
Чтоб обсудить дела свои.
Сидят на ветке воробьи,
Сидят на е, летят на и.

Почему?

Запись словосочетаний в тетрадь под диктовку.

Обратная связь-проверка с помощью карточек Е, И.

Разместились в доме, обучение грамоте, соловей без песни, у деревни, недалеко от рощи, влез на тополь, поселился на тополе.

3. Открытие новых знаний.

Предлагаю вам провести наблюдение и самостоятельно вывести общее правило правописания падежных окончаний существительных 3-го склонения.

Проанализируйте окончания существительных.

  • И.п. радость
  • Р.п. радости
  • Д. п. радости
  • В.п. радость
  • Т.п. радостью
  • П.п. о радости

Просклоняйте устно данные имена существительные, впишите только окончания, поставьте ударение.

Печь, степь.

Почему эти слова могут стать для вас словами-помощниками?

Какие вы знаете правила, где правописание безударных гласных проверяется ударением?

Сформулируйте самостоятельно правило правописания падежных окончаний существительных.

Сравните свою формулировку с данной в учебнике.

Самостоятельно определите, как нужно действовать, чтобы безударное окончание существительного проверить ударным в том же склонении.

  1. Ставлю существительное в … и определяю…
  2. Подбираю… и ставлю…
  3. Пишу такое окончание, …
  4. Проверяю: обозначаю орфограмму.

Попробуйте применить этот алгоритм и вставить нужное окончание: к лошад… , без гореч…, у дочер…, к мыш…

Определите тему сегодняшнего урока.

Коллективное заполнение таблицы.

Падежные окончания существительных:

Падежи 1 склонение 2 склонение 3 склонение
Именительный      
Родительный      
Дательный      
Винительный      
Творительный      
Предложный      

1-е, 2-е склонение повторение.3-е склонение использовать таблицу в учебнике (коллективная работа), просклонять слово 3-его склонения. Запись окончаний в таблицу.

Найдите словарные слова, выберите среди них существительные 3-его склонения.

Предложения на доске:

Красная площадь располагается в центре Москвы.

Самостоятельно просклоняйте существительное 3-его склонения.

Взаимопроверка в парах.

Спишите, вставьте пропущенные буквы, обозначьте орфограмму. Пользуйтесь алгоритмом!

Долог был во мраке ноч… наш неверный трудный путь. Ночью в избе под напевы метел… тихо разносится скрип колыбел… Березы желтою листвой блестят в лазур… голубой.

Составьте схемы предложений.

Вставить окончания:

Работа по группам.

  • 1 группа: На сирен…, в библиотек…, без груст…, к ел…, в портфел…, до деревн…
  • 2 группа: Без посылк…, о писател…, без фасол…, в карман…. К площад…. О молодеж…

Проверка: Требуется существительное 3 скл. Д.п. , 1 скл. Р.п. и т. д.

Составьте и запишите словосочетания глаг. + сущ. Глагол главное слово.

Получил на подушка
  Здоровье
  ткань
Ответил бублик
Спал без записка
Беспокоился о почта
Выкроил из дедушка
Поделился площадка
Узнал из речь
Восстановил из          площадь
Прислушался к память
Встретились на  
Играли на  

Выделите окончания у существительных 3 скл. , определите падеж

4. Итог урока.

О чем говорили на уроке?

Какой вывод сделали самостоятельно?

Что было на уроке интересного?

Д.З.