Цели:
- Ознакомить с творчеством Е.Чарушина;
- Развивать навыки выразительного чтения, беглого чтения;
- Учить делить текст на смысловые части и озаглавливать;
- Способствовать воспитанию любви к природе, животным.
Оборудование:
- иллюстрация с изображением ежа;
- портрет Е.И.Чарушина;
- карточки со скороговоркой (зеленого цвета);
- макет солнышка;
- макеты туч с заданиями;
- красные карточки для определения темы и целей урока;
- таблички со словами “Тема”, “Цель”, “Познакомиться”;
- голубые карточки с планом биографии писателя;
- корзиночка со цветами красного, голубого и жёлтого цвета;
- “Поляна настроения” (чистый лист бумаги);
- книги Е.И. Чарушина;
- комплект рисунков Е.И.Чарушина “И лисята, и зайчата, и медведь...”
- табличка : “Это произведение о том, как...”;
- таблички с пояснениями слов “сени”, “чулан”;
- таблички с определениями терминов “рассказ”, “сказка”
Ход урока
1. Организационный момент
2. Речевая разминка
Ребята, отгадайте загадку:
Светит, сверкает,
Всех согревает. (Солнце)
(На доске открывается рисунок солнца,закрытый тучами).
Сегодня на уроке нам с вами надо помочь Солнцу,
которое закрыли тучи. Поможем?
Попробуем разогнать тучки, прочитав хором
стихотворение, которое написано на зеленой
карточке:
Вместе с солнышком встаём, Вместе с птицами поём: – С добрым утром! – С ясным днём! Вот как славно мы живём. |
(Стихотворение проговаривается з раза с изменением темпа звучания).
3. Сообщение темы и целей урока
Ребята, тучи так и остались на своём месте. А как плохо, когда солнышко не греет, не улыбается нам. Но оно шепчет мне, что тучки эти не простые, а с заданиями которые надо выполнять по порядковым номерам, которые на них написаны. Давайте возьмём тучку №1 и выполним задание. (Задание читает учитель.)
Задание 1 (Красные карточки)
Лев Николаевич Толстой
Евгений Иванович Чарушин
Михаил Михайлович ПришвинХорошо рисовал зверей и птиц, каких видел в жизни.
В данном перечне: “Филипок”, “Страшный рассказ”, “Ребята и утята”, “Правда всего дороже” – имеется одно его произведение.
1. Прочитайте запись на карточке и определите о
каком из трёх авторов идёт речь?
2. Какое из перечисленных произведений
принадлежит его перу?
Дайте обоснованный ответ и сформулируйте тему сегодняшнего урока. (Лев Николаевич Толстой написал произведение “Филипок”, “Правда всего дороже”, а рассказ “Ребята и утята” принадлежит перу Михаила Пришвина . Значит, тема сегодняшнего урока: Евгений Иванович Чарушин, “Страшный рассказ”)
Зная тему урока, пользуясь опорными словами, поставьте его цель.
На доске дана запись:
Тема... (Евгений Иванович Чарушин, “Страшный
рассказ).
Познакомиться... (со сведениями из биографии Е.
И. Чарушина).
Учиться правильно... (и выразительно читать его
произведение “Страшный рассказ”).
Проанализировать... (новое произведение).
4. Знакомство с биографией писателя
К доске прикрепляется портрет писателя.
Карточка 2 (Голубые карточки).
Ребята, я вам сейчас расскажу про творчество Евгения Чарушина.Положите перед собой голубую карточку. Я буду рассказывать сведения из биографиии писателя по частям. После каждой части сделаю небольшую паузу. Во время паузы вы должны найти подходящий пункт из составленного мною плана, который дан на карточке. Но порядок пунктов изменён. Восстановите правильный порядок.
Произведения Е.И.Чарушина. Е.И.Чарушин – художник. Детские годы. |
Много лет назад (в 1901г.) в старинном городе Вятке, а по-нынешнему Кирове, жил маленький мальчик Женя. Он очень любил животных.
В доме Чарушиных водились кошки, собаки, кролики, козлята, 2 0 певчих птиц. Мальчик любил выхаживать раненых уток, вёл дружбу с трёхногим псом Бобкой. На день рождения отец подарил ему книги о природе –“Атлас птиц в картинках”, “Приключения юного натуралиста в Южной Америке”.
Эти книги Женя читал запоем. Он воображал себя великим путешественником, знаменитым учёным и бесстрашным предводителем индейцев. А потом брал в руки карандаш и кисть и рисовал джунгли, охоту, индейцев на лошадях. Особенно хорошо он рисовал зверей и птиц, о которых прочитал в книгах и каких видел в жизни.
Ни одного дня мальчик не проводил без своих четвероногих и пернатых друзей. Он понимал их повадки, характер, настроение, различал их голоса. Вот и букву “р” он научился выговаривать, подражая карканью вороны.(Пауза.)
Все детские впечатления помогли потом Евгению Ивановичу Чарушину в его творчестве.
Ему замечательно удавались портреты, и живописные, и словесные. В 1922 году Чарушин поступил в в Ленинградскую Академию художеств, которую он закончил в 1926 году по живописному факультету. Тогда же он познакомился с С.Маршаком, В. Бианки, Б.Житковым, сблизился с кружком писателей при библиотеке детской литературы и ему предложили иллюстрировать книги В.Бианки. Ему принадлежат отличные рисунки к книгам М. Пришвина, С.Маршака. (Пауза.)
В 1930 году вышел первый его рассказ, который назывался “Щур”. Уже первые произведения определили место Евгения Ивановича в детской литературе: блестящий рассказчик-анималист, т.е. художник, изображающий животных. большая часть произведений, созданных писателем, объединяются в циклы- “Про Томку”, “Никита и его друзья” и т.д. Юмор, доброта, нежность всегда присутствуют в его изображениях зверей.
Евгений Иванович с равным искусством владел словом, карандашом и кистью. (Пауза.)
Ребята, давайте проверим, как вы составили план. Учащиеся называют пункты плана. (Первый пункт плана: Детские годы Евгения Ивановича Чарушина. Второй пункт плана: “Е.И.Чарушин-художник”. Третий пункт плана: “Произведения Е.И.Чарушина”) .
5. Книжная полка
Задание 3
Посмотрите на книжную полку. Здесь вы видите книги Е.И.Чарушина, которые можно взять и прочитать в библиотеке. (Выступления 2-3 учеников по содержанию прочитанных книг) . Просмотр выставки рисунков Е.Чарушина.
6. Словарная работа
Задание 4
В произведении Е. Чарушина “Страшный рассказ”
нет незнакомых слов, но значение двух из них
следует уточнить.
Это слова “чулан” и “сени”. (На доске
помещаются 2 карточки со словами “сени”,
“чулан”).
Объясните лексическое значение слов.(Сени
–помещение между жилой частью дома и
крыльцом.Чулан – помещение в доме, служащее
кладовой.)
7. Игра “Страшилка”
Задание 5
Ребята, откройте учебники на странице 136.
Прочитайте название рассказа.
Было ли вам когда нибудь страшно? Давайте
придумаем коллективно рассказ страшилку.(Дети
по цепочке дополняют рассказы друг друга.)
Попробуйте предположить о чём будет рассказ?
Верны ли ваши предположения вы узнаете, если
прочитаете рассказ.
8. Физкультминутка “Шире круг!”
9. Первичное чтение
Задание 6
Чтение текста учителем. Дети следят по учебникам.
– Чьё же предположение оказалось более точным? Скажите в форме одного предложения о чём это произведение, используя следующую запись на доске.
Запись на доске: “Это произведение о том, как Ш... и П... и... е...”
10. Проверка усвоения смысла и содержания рассказа.
Задание 7
Как вы думаете, прочитанное вами произведение
сказка или рассказ?
Работа с опорными таблицами.
Рассказ – повествование об отдельном событии из жизни человека.
Сказка – занимательный устный рассказ о невероятной, но поучительной истории.
– Назовите главных героев произведения
“Страшный рассказ”.
– Кого испугались мальчики?
11. Выступления учащихся с сообщениями
Задание 8
– Посмотрите на иллюстрацию на доске. Ёж – маленький ночной хищник. В колючей шкурке почти 16 тысяч иголок. Давайте послушаем выступления учащихся, которые подготовили сообщение.
1-й ученик. Обитают ежи в основном в смешанных лесах, а также запущенных садах и парках. Днём прячутся среди кустарников, под кучей хвороста и листвы. Ночью выходят кормиться. Пищей ежам служат жуки, дождевые черви, лягушки, ящерицы, змеи и мыши.
2-й ученик. В случае опасности ежик свёртывается в клубок, прижимая голову к брюху и втягивая лапки и хвост под себя. При встрече с волком или лисицей ёж фыркает и подпрыгивает, стараясь уколоть врага, если это не помогает, он свёртывается в клубок, подставляя нападающему хищнику свою колючую спину. Часто, наколов морду иглами, нападающие хищники оставляют ежа в покое.
3-й ученик. К зиме ежи жиреют и впадают в спячку, находя себе убежище в густых кустах, углублениях почвы, засыпанных опавшей листвой.
Ёж приносит пользу, уничтожая таких вредителей леса, как хрущи и их личинки (жуки, которые питаются листьями, их цветами и плодами, а личинки подгрызают корни растений), гусеницы, поедая мышевидных грызунов и ядовитых насекомых.
4-й ученик.
Серый ёжик весь в иголках,
Словно он не зверь, а ёлка.
Хоть колюч молчун лесной-
Ёжик добрый, а не злой.
12. Физкультминутка “На зарядку солнышко поднимает нас”
13. Беседа по содержанию
Задание 9
– Почему мальчики испугались ежа?
– Как звали мальчиков?
– Где они жили?
– Почему они остались дома одни?
– Что они делали, когда остались одни?
– Какие звуки они услышали?
– Как они отреагировали на эти звуки?
– Рассказали мальчики родителям, что случилось?
– Кого нашли родители?
– Чем они угостили ежа?
– Боялись ли мальчики его потом? Почему?
14. Выразительное чтение
Задание 10
– С какой интонацией будем читать разговор мальчиков? Почему?
Чтение отрывка из учебника.
15. Составление плана.
Задание 11
– На сколько частей можно разделить текст.
– Давайте прочитаем каждую часть и озаглавим её.
Мальчики остались одни.
Странные звуки.
Испуганные дети.
Родители вернулись.
Неожиданная находка.
Ёжик остался на даче.
16. Итоги урока
Задание 12
– Как называется рассказ, который мы читали на
уроке?
– Кто его автор?
– Почему автор назвал рассказ именно так?
– Можно ли на самом деле назвать рассказ
страшным? Почему?
– Почему ёжик не ушёл, а остался жить с ребятами
всё лето?
– Чему учит рассказ? Почему надо беречь животных?
Выставление оценок.
Составление “Поляны настроения”
Солнышко улыбается нам. Оно приготовило для вас сюрприз-корзиночку со цветами разных цветов. Если вам понравился урок, вам было интересно и комфортно, поднимите вверх цветочки красного цвета. Если что- то не понравилось – голубого цвета, а если вам было совсем не интересно, скучно – желтого цвета. Выберите один и приклейте на полянку под солнышком.
17. Домашняя работа (на выбор)
Перечитать рассказ, подготовиться к пересказу или сочинить страшилку.