Цель:
- Учить рассматривать растения правильно, называть части растений (листья, ствол у фикуса). Учить называть и различать широкий, большой и узкий длинный лист.
- Закрепить названия растений: фикус, травка. Формировать заботливое отношение к комнатным растениям.
- Развивать речь, мышление, память.
- Активизация словаря: Фикус, травка, узкий, длинный, поливать, большой.
Материал и оборудование: комнатные растения: фикус, травка. Кукла, лейка, матрешка, лук, губка.
Ход занятия
Дети здороваются, садятся на стульчики.
Воспитатель: Ребята, к нам в гости пришла кукла Катя.
Кате подарили цветы на день рождение, и она не
знает, как за ними ухаживать. Давайте покажем
кукле, как ухаживать за ними, и расскажем все о
цветах.
Подходим к столу, на нем стоят 2 цветка: фикус и
травка.
Послушайте стихотворение:
Хрустит под окошком
Морозный денек.
Стоит на столе
Зеленый цветок.
Большие листочки
Растут на стебле,
И все очень рады
Цветочку в горшке.
– Дети, как называется этот цветок? (Фикус.)
Дети: Фикус похож на маленькое дерево.
– А что есть еще у этого растения? (Листья.)
– Покажите Кате листья.
– У него большие широкие листья, их не очень много.
– Какие листья у фикуса? (Большие и широкие.)
Дети повторяют и показывают листья.
– Какого цвета листья у фикуса? (Зеленого.)
– Какой формы? (Овальные.)
– Осторожно погладьте лист фикуса. Какая поверхность у листа, скажите Кате? (Гладкая.)
Потрогайте листик. (2 детей.)
– А еще у фикуса есть ствол. Покажите кукле ствол. (Дети повторяют “ствол”, показывают.)
Воспитатель: У нас есть цветок, который называется…
Послушайте стишок:
Зеленый цветочек
Узкий, длинный листочек.
Детям очень нравится
Травкой называется.
Как называется этот цветок, скажите Кате. (Травка.)
– У травки много листочков. Какие листочки у травки, покажите кукле? (Длинные и узкие.)
– А у фикуса какие листочки? (Большие и широкие.)
– Чем же цветы похожи? (Есть листья.) Правильно!
– Как они отличаются? Покажите кукле. (Дети показывают.)
– У фикуса есть ствол, а у травки только листочки.
– Ребята, растения растут, они живые. Вот и фикус рос – рос и стал вот таким большим, что похож на дерево.
– А в чем растут фикус и травка, Катя хочет узнать.
– Они растут в горшке, в земле. (Повторите.)
– В земле находятся корни, как у лука. (Воспитатель показывает.) Корнями они пьют воду из земли.
А чтобы растения хорошо росли, мы их поливаем. Для этого мы берем лейку. (Лейку нужно держать правой рукой, левой – за носик, приложить к краю горшка и вылить воду.) Покажем Кате, как поливать цветы?
Чтобы цветы были чистыми, их нужно мыть влажной тряпочкой. (Показывают 2–3 детей.) Покажите Кате, как мыть цветок фикус.
– Протирать листочки нужно осторожно, чтобы не сломать их. (Показать с детьми на фикусе.)
А травку мы с вами мыли недавно, ее нужно опрыскивать.
Теперь наши растения чистые и ухоженные. Вот какое доброе дело мы с вами сделали. Молодцы!
– Ребята, растения любят свет и, конечно, воду. А еще они украшают нашу группу, делают ее уютной, красивой. А самое главное, растения дают нам чистый воздух, которым мы с вами дышим.
Физкультминутка
Дети садятся на стульчики.
Дидактическая игра “Прятки”
– В коробке матрешка. Она просит показать и назвать растения.
– “Вова, покажи фикус”.
– А как называется это растение? И т.д.
– Матрешка просит Вас поиграть в прятки. Угадайте, за каким растением я прячусь?
(За фикусом, спряталась за травкой и т.д.)
– Молодцы! Хорошо играли в прятки.
Ребята, сегодня мы с вами рассказывали кукле Кате
о растениях. Катя запомнила как нужно ухаживать
за цветами. Давайте еще раз вспомним, называются
эти растения. (Фикус, травка.)
– Что нужно делать, чтобы растения хорошо росли? (Поливать, мыть.)
– Кукла Катя благодарит и дарит Вам подарки. Давайте скажем Кате спасибо и до свидания!