Цель:
- Формировать речевые навыки, умение размножать;
- Использовать стилевые разновидности текста; учить оперировать словами;
- Развивать природную языковую интуицию, речь, память, внимание, орфографическую зоркость;
- Воспитывать любовь к родному языку, уважение к себе и другим, как к носителям этого языка, создавать позитивное отношение к предмету.
Оборудование: тканевое панно для составления рисунка, презентация урока, магнитофонная запись “Вальс цветов” П.Чайковского.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Тема урока: Тема сегодняшнего урока очень интересная, я бы сказала сказочная:
мы поразмышляем о тексте, пофантазируем.
Слайд 1.
1. Размышляем.
а) Орфорграфическая разминка.
Слайд 2.
(На доске предложения с закрытыми словами в транскрипции.)
[Вакруг патэмнэла]. В воздухе закружил снег. Небо и землю связали снежинки.
– Запишите предложения, убирая звуковую дорожку.
– Проверим вашу запись.
Слайд 3.
– Какие орфографические задачи вы решали, заменяя слова в звуковой дорожке?
– Как вы понимаете последнее предложение?
б) Виды речи (текста).
– Можно ли назвать эти предложения текстом?
– Докажите?
– Какой бывает текст? (Деловой и картинный.)
– Назовите жанры картинной художественной речи?
(Этюд, зарисовка, сочинение…)
– О чём говорится в нашем тексте?
– Как вы думаете, что такое снег? Откуда берётся снег? Как появляются снежинки?
(Высказывания детей.)
– Прочитайте, что думают об этом учёные.
(Работа с учебником, упр.317.)
– Из скольких частей состоит текст? Какая мысль в ней раскрывается?
– Какой это текст? (Деловой.)
– Приведите примеры деловой речи. (Объявление, записка, инструкция, рецепт,
дневниковые записи.)
Представьте себе такую картину: серое небо, серые деревья, скучна и неприглядна поздняя осень. Но однажды утром, выглянув в окно, вы не смогли сдержать восклицание от увиденного.
Снег! Как же он изменил землю! Во что превратились деревья, кусты, ветки. Что вы можете сказать? (Высказывания детей.)
– Посмотрим и восхитимся этой картиной.
Слайд 4. Он наделён-то вечным детством
Слайд 5. Той щедростью и зоркостью светил
Слайд 6. И вся земля была ему наследством
Слайд 7. А он её со всеми разделил. (А.Ахматова)
2. Рисуем.
– На прошлом уроке мы подобрали к слову снежинки синонимы. Вот что у нас получилось.
Слайд 8.
– Снежинки, звёздочки, пушинки, огоньки, бабочки, лепестки, парашютики, зонтики, цветочки.
Но сейчас задание умножим: вы подберёте к своим существительным прилагательные, и будете называть словосочетание и записывать его в тетрадях.
(Одновременно на тканевом панно под словом рисуем и прикреляем вырезанные из бумаги снежинки.)
Слайд 9. Белые снежинки– яркие звёздочки, лёгкие пушинки, сверкающие огоньки, удивительные бабочки, резные лепестки, разноцветные зонтики, маленькие цветочки.
– Что это за вид связи? (Согласование.)
– В чём его особенность?
– Но снежинки не стоят на месте, они двигаются. Какая часть речи просится в наш
словесный рисунок? (Глагол.)
Подберём глаголы и запишем их.
Слайд 10.
– Летят, кружатся. Сверкают, танцуют, резвятся, блестят, опускаются, играют.
– Посмотрите, какая картина получилась на ткани.
Слайд 11. Он слетает белой стайкой
Слайд 12. И сверкает на лугу,
Слайд 13. Он звездой прохладной тает
На ладони и во рту.
Физкультминутка.
(Дети повторяют движения снежинок.)
– Давайте встанем и повторим движения наших снежинок. Они падают медленно, тихо. Проведём их путь глазами. Поднимим ладошки, поймаем снежинку на варежку. Какая она красивая!... Вдруг налетел ветер. Он подхватил наши звёздочки, и они поднялись опять вверх, закружились, затанцевали в воздухе. Но ветер стих неожиданно, и белые пушинки тихо опустились на землю. Только справа, слева, одинокие огоньки продолжают опускаться на пол.
И наступила сказочная красота.
3. Фантазируем.
– Какой праздник зимой самый любимый и его ждут с нетерпением?
Новый год– это праздник чудес, веселья, музыки, подарков и, конечно, сказок. Сегодня мы попробуем сочинить сказку о рождении снежинок.
– Какой текст у нас получится? (Художественный.)
– Давайте прочитаем текст, который сочинила девочка. (Работа с учебником,
упр.318.)
– Сочинила ли девочка сказку? Как докажите?
– Можно, конечно, пересказать сказку девочки, а можно сочинить свою. Используйте
в своей сказке материал нашего урока. Не испортите сказку ошибками.
Слайд 14. Звучит тихая музыка. Дети пишут сказку.
– Здесь мало увидеть
Здесь надо всмотреться
Чтоб ясной любовью
Наполнилось сердце. .
(Н. Рыленков)
4. Итог урока:
В конце урока зачитываются фрагменты сказок, выставляются отметки.
Высоко в горах жила принцесса. У неё были её помощники – подружки – снежинки. Когда она им приказывала, снежинки опускались на землю и покрывали её белым пушистым снегом. Кружась и падая сверкающим водопадом белых хлопьев, посланницы принцессы превращали землю в сказочную страну…
Высоко в горах жили меленькие облачка. У них было много праздников. Они веселились, играли, резвились, просыпая меленькие снежинки. Ветер подхватывал их, и нёс их вниз, на землю…
Далеко в небе жила маленькая и красивая тучка. Она очень любила всех, и от этой любви становилась больше и больше. Пролетая мимо большой скалы, она зацепилась за острый пик, и из неё посыпались снежинки. Это была любовь, которую дарила тучка земле…
Жил на Севере волшебник. У него была волшебная палочка, которая исполняла любые его желания…
Далеко в горах дом снежинок. Они летят как зонтики… Маленькие парашютики медленно кружат в воздухе. Тихо ложатся на землю. Они несут земле чистоту и обновление.
В синем поднебесье жил злой король Ветер. У него были дочки – капельки. Однажды он рассердился на них и заморозил. Ночью, когда король Ветер уснул, снежинки решили сбежать. Они собрались в хоровод, закружились и медленно опустились на землю…
В северном царстве жила семья снежинок. Все снежинки были так прекрасны, что молва об их красоте разнеслась во все концы света. По соседству с ними жил коварный принц Облако. Он всегда мечтал иметь у себя в услужении снежинок… Он хотел, чтобы перед сном они танцевали перед ним и пели колыбельную. Королева – мать решила спасти снежинок. Она отправила их в гости, на землю. И вот в воздухе закружились белые звёздочки. Они…