Цель: Описание опыта работы по формированию методической системы внеклассной работы по предмету.
При четко организованной, спланированной системе внеклассной работы учителем решаются следующие задачи:
1. Воспитание интереса к предмету.
Для создания мотивации обучения, формирования интереса к предмету зачастую данное на определенное, заранее обговоренное время задание подразумевает активность учащихся во внеклассной деятельности. В отличие от командных соревнований такая организация, соответствующая принципам индивидуально-личностного обучения позволяет сравнивать результаты ребёнка со своими достижениями: "завтра лучше, чем вчера", формирует мотив достижения успеха.
Задания могут быть следующие:
- Написание рассказов, сочинений, стихов по пройденным темам. Для стихов заранее можно подобрать рифмы и задание предложить в виде буриме.
- Составить ребусы, кроссворды, задачи с использованием информации по определённому направлению. Например, с использованием исторического материала, географических данных.
- Составить вопросы по конкретной теме. В другой раз вопросники могут содержать не только вопрос, но и ответ. При учете возможностей учащегося, уровня сложности заданного, ответ может разделиться на 2 части: анализ и синтез (индукция- дедукция). И т.д. Составление и решение проблемных и творческих задач, в том числе с межпредметным содержанием, или дифференцированные по уровню сложности.
2. Формирование познавательной активности учащихся
Работа по решению данной задачи представляет собой подготовку и проведение внеклассных мероприятий по предмету, как в конкретном классе, так и общешкольных мероприятий. Это может быть оформление газеты, журнала по предмету, в целом, или о конкретном учёном в частности. Поиск материала, характерно описывающего межпредметные связи математики с другими науками, предметами школьного плана. Выполнение и защита творческих работ учащихся: реферирование, исследование новых способов доказательства теорем, не рассматриваемых на уроке. Организация работы кружка по математике "Почемучки".
В современной школе учитель большое внимание должен уделить организации интеллектуальных состязаний. Этому могут способствовать творческие и развивающие задания различного уровня. Проведение различного рода соревнований и аналогичного рода мероприятий как нельзя точно соответствуют идеям реализации индивидуального подхода в обучении. Пример заданий, предлагаемых для выполнения учащимся:
Иллюзорное интервью: "С кем Вам хотелось бы поспорить?". Выберите известную личность любой эпохи, любой страны. О чем Вы хотели бы ее спросить? Напишите план Вашего интервью. Кто будет играть роль этой личности? Инсценируйте спор, интервью!
а) Спор с Евклидом по теме "Пересекаются ли (//) параллельные прямые?" может быть проведён в двух видах: от своего лица и от Д. Гильберта.
б) "Нужен ли нуль в математике"- спор двух групп учащихся между собой.
в) "Самая удобная в использовании система счисления: двоичная, так как применяется в информационных системах, шестидесятеричная, как используемая в хронологии, тригонометрии, астрономии, десятеричная - как современная система?
3. Развитие творческих способностей учащихся, создание условий для их реализации.
Участие в разработке и проведении сценического представления, посвященного подведению итогов предметной недели или выполнение домашнего задания для КВН. Учащиеся активно участвуют в сочинении текстов, диалогов, сценок, домашнего задания команд КВН. При проведении таких внеклассных мероприятий, поставленные цели и задачи должны соответствовать формам проведения и отвечать возрастным требованиям учащихся. Подбор заданий для таких мероприятий дифференцированный, таким образом в мероприятии сможет участвовать любой ученик класса. Обязательно включать задания творческого характера, на применение знаний, на логику мышления и просто шуточные. Разнообразие форм проведения внеклассной работы стимулирует участников.
Цель работы при проведении математических КВН заключается не только в подборе учителем задания для командных соревнований, здесь большое, если не главное значение имеет подготовка команды участников к конкурсу. Это самоуправление и творчество, общение и одновременно досуг, позволяющий расширить восприятие серьёзного предмета, заставить посмотреть на него с другой стороны, мотивировать его изучение, заинтересовать, привлечь ребёнка к исследованию, поиску нового.
Ход игры
В арифметике нам известны 4 действия, какие? (+,-,*,:) 1+2+3+4=10.
С какими цифрами мы записываем числа? Цифр 0,1,2,3,4,5,6,7,8,9 тоже 10
Использование числа 10 как основы счисления связано и с тем, что у человека 10 пальцев. Пифагор считал, что число 10 - символ вселенной: девять планет и десятое - это солнце. Каждая планета содержит определённое задание, выполнить которое предстоит командам.
1. Домашнее задание - представление команд:
Команда "Пироги".
Наш девиз: "Мы в команде ПИроги всем на удивление вычислим значенье ПИ в миг без затруднения!"
Заслуга Архимеда - открытое число и ни конца, ни края не видно у него,
Ведь бесконечной дробью записано оно, а нам известно только приближение его.
(звучит песня на мотив "Дед Мороз и лето")
1 куплет:
Мы не простаки и не лентяи,
Двойки не стоят у нас в журнале.
И решить задачу нам не трудно,
Если есть к ней интерес.
2 куплет:
Если вы загляните в тетрадки-
Там с любым примером всё в порядке,
Там в порядке каждая задача,
Но и это не прогресс.
3 куплет:
Всей командой дружно выступаем,
Все задачи верно прорешаем.
Удивит болельщиков игрой
Наш интеллектуальный трест.
Команда "Радуга".
РА - рады мы всегда решать
ДУ - думать, мыслить, рассуждать
ГА - гадать мы не умеем, свою логику имеем.
В трудный час она спасёт и к победе приведёт!
(звучит песня на мелодию из м/ф "Волшебник Изумрудного города")
1) Идём мы в город знаний,
Идём дорогой дальней,
Идём дорогой сложной,
Дорогой не прямой.
Решить задачи трудные
Всего лишь только нужно нам.
И можно возвратиться
С пятёрками домой.2) Представиться вам рады,
Не требуя награды,
Мы рады удивить вас
Весёлою игрой.
Чтоб вы от смеха лопались,
Не забывали, хлопали,
И долго вспоминали нас,
Вернувшись к вам домой.
1) Планета Земля "Разминка": Учитель зачитывает фразу, учащиеся должны угадать, о чём речь, поднимают руку, какая команда быстрее. Если ответ не верен, отвечает другая команда.
1. На ней можно взять сколько угодно точек, она не имеет направления и бесконечна. Ответ: "Прямая".
2. Если они не известны, то периметр не найдёшь, а если измерить и перемножить, то можно найти площадь. (Стороны прямоугольника)
3. Мы не знаем его значение, пока не решим уравнение, а если его найдём, то оно становится корнем. (Неизвестное или "икс")
4. Его нельзя измерить линейкой, у него только одна вершина, у него всего 2 стороны и те лучи, бывает полный и развёрнутый. (Угол)
5. В древней Греции, Египте его предок назывался "абак", на Руси его предшественниками были счёты. Сегодня он главный помощник в вычислениях. (Калькулятор, компьютер)
6.Она не является целым числом, между цифрами в ней знак препинания, её можно записать в виде дроби со знаменателем 10,100,1000 и т.д. (Десятичная дробь)
2) Планета Меркурий. Мы все знаем, что такое метр. С какими единицами измерения он связан?
(мм, см, дм, тд.) верно! Но эта единица появилась на свет сравнительно недавно, всего 200 лет назад. 1 метр = 1/40 000 000 доле длины меридиана. В нашей стране эта система измерения стала обязательной с 1918 года.
Но примеры старых единиц можно услышать в поговорках, каких?
Например: "Мерить на свой аршин; семь пядей во лбу; косая сажень в плечах; сам с ноготок, борода с локоток; пять вёрст до небес и всё лесом".
Аршин = 72 см,
Пядь = от 17 до 22 см,
Косая сажень = 216 см,
Прямая сажень = 153 см, локоть = 45 см.
Задача: Найдите длину версты в метрах, если 1 верста = 500 прямых саженей.
Каждая команда решает, вместе обсуждая, но вычисления записывает каждый сам в тетради.
Таким образом, в итоге имеем:1 балл команде за быстрый и правильный ответ, который капитаны сдают жюри.
(Решение 500* 153 = 76500 см = 765 м)
3) Планета Венера.
Выполните действия, соотнесите ответ с буквой и прочтите название страны, площадь которой в 2 раза меньше площади Хакасии.
1. 1 1/2+ 3 1/2 =
2. 4,5 - 2,3 =
3. 2,8 + 0,7 =
4. 8,7 - 3 =
5. 4/5 - 1/10 =
6. 12 - 6,5 =
7. 4,4 + 3,8 =
5 Б | 3,5 Л | 8,2 Я |
0,7 Г | 5,5 И | |
5,7 Ь | 2,2 Е |
Примеры решаются в группе, капитаны сдают ответ жюри на карточке.
4) Планета Марс. "Математический диктант".
1. Записать число, которое вы услышите в виде десятичной дроби: Длина береговой линии озера Белё шестьдесят девять целых семь десятых км.
2. Высота горы Шонкыр 2 789 м, а горы Самбыл 2 346 м, запишите только ответ на вопрос: "Какая гора выше и на сколько метров?"
3. В Хакасии 390 пресных и 140 солёных озёр. Запишите дробью, какую часть составляет число солёных озёр от числа пресных?
5) Планета Сатурн.
Жили 2 брата, треугольник с квадратом.
Старший квадратный добродушный, приятный,
Младший треугольный вечно недовольный.
Стал спрашивать квадрат: "Почему ты злишься, брат?".
Тот кричит ему: "Смотри, ты полней меня и шире.
У меня углов лишь три, у тебя же их четыре".
Но квадрат ответил: "Брат! Я же старше - я квадрат".
И сказал ещё нежней: "Неизвестно, кто нужней!"
Но настала ночь, и к брату, натыкаясь на столы,
Младший лезет воровато срезать старшему углы.
Уходя, сказал: "Приятных я тебе желаю снов.
Спать ложился - был квадратным, а проснёшься без углов!"
Но наутро младший брат страшной мести был не рад.
Поглядел он - нет квадрата. Онемел... стоял без слов...
Вот так месть, теперь у брата восемь новеньких углов!
Задание: На выданных шаблонах, уже проведены линии среза углов квадрата равнобедренным треугольником.
Подсчитайте и запишите в виде обыкновенной дроби, какую часть от целого квадрата составляет отрезанная часть.
6) Планета Плутон. "Сказочная физминутка" Кто любит сказки? Конечно все. Мир сказочных героев ведёт нас к приключениям. И наша сказка необычная, математическая.
На свой день рождения Баба Яга пригласила математические понятия, каждому разослала пригласительные. Попросила Змея Горыныча принять гостей. Но он читать не умеет, да и глухой в придачу, вот и придумал, чтобы гости сами себя изобразили с помощью пантомимы. А мы им в этом поможем.
1. Окружность, неправильная дробь, угол.
2. Квадрат, смешанное число, луч.
7. Планета Юпитер "Исчезнувшие цифры"
Размышляйкин придумал примеры с "исчезнувшими цифрами". Ваша задача правильно вставить цифры и переписать верные примеры на карточку. Задание:
А) 3, * 5 * + *, 4 * 0 ------------- 4, 1 8 7 |
Б) *, 2 * 0 - 2, * 8 * -------------- 1, 4 4 7 |
Ответ: 3,757+ 0,430=4,187; 4,230 - 2, 783= 1,447
8. Планета Уран.
Кроме арабской системы счисления, где число записывается цифрами от 0 до 9, существует Римская нумерация
I | V | X | L | C | D | M |
1 | 5 | 10 | 50 | 100 | 500 | 1 000 |
Перед вами три примера, в каждом из них 1 палочка положена "не туда".
НАЙТИ ОШИБКУ | ВЕРНОЕ РЕШЕНИЕ |
V I + I = V | V + I = V I |
I X - I = X | X I - I = X |
V I - I V = I X | V I + I V = X |
9. Планета Нептун. "Догонялки"
Знайте все, без единицы, хоть на вид она мала,
Не могло бы появиться ни единого числа
Чисел много, числам тесно, ведь у чисел нет границ.
Но все числа, как известно, состоят из единиц!
Чтоб измерить силу ветра, силу вала, скорость птиц,
Надо выдумать немало всевозможных единиц.
Команды называют по очереди единицы измерения: единицы длины (современные и старинные), единицы измерения времени, массы.
Ответы:
1. км, м, дм, см, мм, дюйм, сажень, локоть, миля, верста, пядь и т.д.
2. с, мин, час, сутки, неделя, месяц, год, век, миллениум
3. г, кг, фунт, пуд и т.д.
Подведение итогов.
Литература: