Содержание
1. Общая коррекция.
2. Основные направления коррекционной работы при оптических нарушениях чтения и письма:
а) развитие зрительного восприятия и узнавания (гнозиса) цвета, формы, и
величины букв;
б) уточнение и расширение объема зрительной памяти (мнезиса);
в) формирование пространственного восприятия и пространственных представлений;
г) развитие зрительного анализа и синтеза;
д)формирование речевых обозначений зрительно-пространственных отношений;
е) дифференциация смешиваемых при чтении и написании букв (изолированно в
слогах, словах, предложениях и связном тексте.
Для меня, как для школьного логопеда всегда самой важной темой для самообразования оставалась и остаётся тема: “Нарушения письменной речи”. Логопеды прекрасно знают клинико-педагогическую классификацию нарушений речи, по которой идет деление на нарушения устной речи и нарушения письменной речи.
Для дошкольных логопедов, конечно, более остро стоит проблема развития устной речи детей – это расстройство фонационного и структурно-семантаческого оформления высказывания.
К нам в школу приходят дети 6–7 летнего возраста, устная речь которых в идеале должна быть сформирована на достаточно высоком уровне, необходимом для успешного овладения уже письменной речью. Но, как показывает практика, проблемы с устной речью, как и проблемы с общим здоровьем детей не уменьшаются, а только с каждым годом увеличиваются. Одним из направлений работы школьного логопеда остается работа над развитием устной речи, развитием артикуляционного аппарата, постановкой звуков и автоматизации их в речи. Но большую часть времени мы уделяем профилактике дисграфии и дислексии, и помогаем детям, у которых возникают трудности при овладении письменной речью.
Из теории данного вопроса мы помним, что письмо представляет собой сложную форму речевой деятельности, многоуровневый процесс. В нем принимают участие различные анализаторы: речеслуховой, речедвигательный, зрительный, общедвигательный (язык, уши, глаза, пальцы). Между ними в процессе письма устанавливается тесная связь и взаимообусловленность. Кроме того, процесс письма в норме осуществляется на основе достаточного уровня сформированности определенных речевых и неречевых функций.
Речевые функции:
- правильное произношение;
- слуховая дифференциация звуков;
- языковой анализ и синтез;
- сформированность лексико-грамматической стороны речи.
Неречевые функции:
- зрительный анализ и синтез;
- пространственные представления;
- эмоционально-волевая сфера.
И именно, несформированность какой-либо из указанных функций может вызвать нарушение процесса овладения письмом– дисграфию. Причем дисграфия может быть различных видов:
- акустическая;
- моторная;
- оптическая.
Остановимся более подробно на последнем виде дисграфии – оптико-моторной дисграфии. Данный вид нарушения письма особенно часто характерен при диспраксической дизартрии. При этой форме нарушения недостаточно четко формируется перевод фонемы в графему из-за инертности двигательного стереотипа, что обусловливает и в дальнейшем, когда возрастает темп письма и снижается зрительный контроль, наличие ошибок по кинетическому признаку.
Детей с моторными нарушениями можно выявить уже в детском саду. Нарушение пальцевого праксиса легко заметить: ребенок долго не может научиться завязывать узлы и шнурки, а если и обучился, то делает это неловко, плохо рисует, при раскрашивании выходит за контур, сползает со строки и т.п. Если не вести целенаправленную работу уже в детском саду, то такие дети будут в школе испытывать большие трудности при обучении грамоте: “корявый” почерк, сползание букв со строки, разнородные по ширине и высоте буквы с различным наклоном, медленное письмо, масса ошибок при написании букв, сходных по начертанию или имеющими одинаковые элементы. Неуспеваемость в освоении навыков письма, как и чтения, оказывает негативное влияние на формирование личности ребенка. Такие дети отличаются от сверстников неуверенностью, раздражительностью, а порой и агрессивностью или замкнутостью.
В этой работе я попыталась обобщить знания, полученные из специальной литературы и свой опыт работы именно по предупреждению и устранению оптико-моторной (диспраксической) дисграфии.
Выделила основные направления коррекционной работы и приступила к сбору материала (игры, наглядно-дидактические пособия) для проведения занятий.
1-й этап. Формирование зрительного гнозиса (восприятия и узнавания)
Примерные виды задания:
- Назвать контурные изображения предмета.
- Назвать недорисованные контурные изображения предметов.
- Назвать перечеркнутые контурные изображения.
- Определить, что неправильно нарисовано.
- Выделить контурные изображения, положенные друг на друга.
- Распределить предметы, изображенные на картинке, по величине.
- Подбор картинок по определенному цветовому фону.
- Игра “Геометрическое лото”. (На что похож предмет?)
- Подбор одинаковых полосок (полоски двух цветов) по цвету и по величине (длина).
- Определение правой и левой сторон разноцветных полосок:
а) покажи полоску, на которой имеется синий цвет;
б) назови цвет правой полоски;
в) найди, где слева красный, а справа зеленый. - Подбор разных картинок с геометрическими фигурами (найди пару).
- Нахождение адекватных изображений из треугольников и линий (найди такое же)
- Срисовывание изображений из треугольников и линий.
- Срисовывание серии изображений из полуовалов и линий.
- Срисовывание линий по представлению (после кратковременного показа).
- Узнавание серии сходных изображении.
- Найти заданную фигуру из двух предъявленных в зеркальном отображении.
- Дорисовывание геометрических фигур.
- Дорисовывание (складывание) симметричных изображений.
- Составление разрезных картинок (из 2–7) частей.
- Ориентировка на листе бумаги (паучок).
- Открывание “окошек” – найти, где сидит кошка (правое, верхнее, левое, нижнее – всего 4 окошка)
- Дополнить рисунок.
- Конструирование фигур из палочек (спичек) по образцу и по памяти.
- Нахождение сходства и различия по предъявляемым рисункам.
- Выполнение тестов Равена (подобрать вырезанную вставку “Почтовый Ящик”
- Конструирование из кубиков Кооса.
2-й этап. Развитие зрительной памяти.
Примерные виды задания:
- Запомнить 4–5 картинок, затем отобрать их из 8–12.
- То же, только буквы или цифры.
- разложить картинки по просьбе в заданной последовательности (3–5–7).
- То же: буквы, цифры, геометрические фигуры.
- Игра “Чего не стало?”
- Игра “Что изменилось?”
- Игра “Что добавилось?”
3-й этап. Формирование пространственных представлений, зрительно-пространственного анализа-синтеза. Формирование латералиты.
1. Ориентировка на собственном, дифференцирование правых и левых его частей.
2. Ориентировка в окружающем пространстве в определенной последовательности:
- сбоку;
- спереди;
- напротив
3. Четкая дифференциация правых и левых частей тела (пробы Херда).
4. Дифференциация правых и левых частей букв, элементов других графических
изображений.
5. Параллельно проводится работа с предлогами, обозначающими пространственные
отношения.
6. Далее проводится работа по развитию зрительного анализа графических
изображений и букв, составляющих их элементов; определение сходства и различия
между сходными графическими изображениями и буквами.
Практические упражнения на ориентировку в окружающем пространстве.
Последовательность:
- Определение пространственного расположения предметного по отношению к самому себе .
- То же, сбоку от ребенка.
- Определение пространственного соотношения между 2 – 3 предметами или
изображениями:
а) возьми правовой рукой карандаш и положи около правовой руки (то же – левой)
б) положи карандаш справа от тетради. Скажи, где находится ручка по отношению к тебе? Тетрадь?
Аналогично с 3-мя предметами.
Далее прорабатываются пространственные отношения между фигурами, буквами.
4-й этап. Формирование буквенного гнозиса (дифференциация зрительных образов букв)
Практические упражнения:
- Найти букву среди графически сходных.
- Соотнести одинаковые буквы, написанные разным шрифтом.
- Определить (назвать) буквы, выполненные а неправильном пространственном положении.
- Найти, назвать, записать буквы, перечеркнутые дополнительными линиями.
- Обвести, раскрасить, вырезать, вылепить буквы по заданному образцу.
- Обвести буквы, выполненные пунктиром.
- Докогнструировать (дописать) букву.
- Найти и назвать буквы, наложенные друг на друга.
- Найти правильно записанные буквы среди неправильных (найти правильные и неправильные буквы).
- Найти буквы, написанные в зеркальном отображении.
- Конструирование букв из элементов.
- Реконструирование букв, например Р-В, Ж-К, добавляя и убирая элементы, изменяя их положение в пространстве (Н – И – П ).
- Определение различия сходных букв, которые состот из одних элементов, но различного расположенных в пространстве (Н и П)
- Использование игровых моментов (шуток, загадок, символов: О – обруч, д – дятел…)
Зрительный образ обязательно подкрепляется тактильными ощущениями, ручным праксисом. Обязательно различение смешиваемых букв проводить в следующей последовательности: дифференциация изолированных букв, слогов, слов, предложений.