Практические советы по предупреждению и устранению оптико-моторной (диспраксической) дисграфии

Разделы: Логопедия


Содержание

1. Общая коррекция.

2. Основные направления коррекционной работы при оптических нарушениях чтения и письма:

а) развитие зрительного восприятия и узнавания (гнозиса) цвета, формы, и величины букв;
б) уточнение и расширение объема зрительной памяти (мнезиса);
в) формирование пространственного восприятия и пространственных представлений;
г) развитие зрительного анализа и синтеза;
д)формирование речевых обозначений зрительно-пространственных отношений;
е) дифференциация смешиваемых при чтении и написании букв (изолированно в слогах, словах, предложениях и связном тексте.

Для меня, как для школьного логопеда всегда самой важной темой для самообразования оставалась и остаётся тема: “Нарушения письменной речи”. Логопеды прекрасно знают клинико-педагогическую классификацию нарушений речи, по которой идет деление на нарушения устной речи и нарушения письменной речи.

Для дошкольных логопедов, конечно, более остро стоит проблема развития устной речи детей – это расстройство фонационного и структурно-семантаческого оформления высказывания.

К нам в школу приходят дети 6–7 летнего возраста, устная речь которых в идеале должна быть сформирована на достаточно высоком уровне, необходимом для успешного овладения уже письменной речью. Но, как показывает практика, проблемы с устной речью, как и проблемы с общим здоровьем детей не уменьшаются, а только с каждым годом увеличиваются. Одним из направлений работы школьного логопеда остается работа над развитием устной речи, развитием артикуляционного аппарата, постановкой звуков и автоматизации их в речи. Но большую часть времени мы уделяем профилактике дисграфии и дислексии, и помогаем детям, у которых возникают трудности при овладении письменной речью.

Из теории данного вопроса мы помним, что письмо представляет собой сложную форму речевой деятельности, многоуровневый процесс. В нем принимают участие различные анализаторы: речеслуховой, речедвигательный, зрительный, общедвигательный (язык, уши, глаза, пальцы). Между ними в процессе письма устанавливается тесная связь и взаимообусловленность. Кроме того, процесс письма в норме осуществляется на основе достаточного уровня сформированности определенных речевых и неречевых функций.

Речевые функции:

  1. правильное произношение;
  2. слуховая дифференциация звуков;
  3. языковой анализ и синтез;
  4. сформированность лексико-грамматической стороны речи.

Неречевые функции:

  1. зрительный анализ и синтез;
  2. пространственные представления;
  3. эмоционально-волевая сфера.

И именно, несформированность какой-либо из указанных функций может вызвать нарушение процесса овладения письмом– дисграфию. Причем дисграфия может быть различных видов:

  • акустическая;
  • моторная;
  • оптическая.

Остановимся более подробно на последнем виде дисграфии – оптико-моторной дисграфии. Данный вид нарушения письма особенно часто характерен при диспраксической дизартрии. При этой форме нарушения недостаточно четко формируется перевод фонемы в графему из-за инертности двигательного стереотипа, что обусловливает и в дальнейшем, когда возрастает темп письма и снижается зрительный контроль, наличие ошибок по кинетическому признаку.

Детей с моторными нарушениями можно выявить уже в детском саду. Нарушение пальцевого праксиса легко заметить: ребенок долго не может научиться завязывать узлы и шнурки, а если и обучился, то делает это неловко, плохо рисует, при раскрашивании выходит за контур, сползает со строки и т.п. Если не вести целенаправленную работу уже в детском саду, то такие дети будут в школе испытывать большие трудности при обучении грамоте: “корявый” почерк, сползание букв со строки, разнородные по ширине и высоте буквы с различным наклоном, медленное письмо, масса ошибок при написании букв, сходных по начертанию или имеющими одинаковые элементы. Неуспеваемость в освоении навыков письма, как и чтения, оказывает негативное влияние на формирование личности ребенка. Такие дети отличаются от сверстников неуверенностью, раздражительностью, а порой и агрессивностью или замкнутостью.

В этой работе я попыталась обобщить знания, полученные из специальной литературы и свой опыт работы именно по предупреждению и устранению оптико-моторной (диспраксической) дисграфии.

Выделила основные направления коррекционной работы и приступила к сбору материала (игры, наглядно-дидактические пособия) для проведения занятий.

1-й этап. Формирование зрительного гнозиса (восприятия и узнавания)

Примерные виды задания:

  1. Назвать контурные изображения предмета.
  2. Назвать недорисованные контурные изображения предметов.
  3. Назвать перечеркнутые контурные изображения.
  4. Определить, что неправильно нарисовано.
  5. Выделить контурные изображения, положенные друг на друга.
  6. Распределить предметы, изображенные на картинке, по величине.
  7. Подбор картинок по определенному цветовому фону.
  8. Игра “Геометрическое лото”. (На что похож предмет?)
  9. Подбор одинаковых полосок (полоски двух цветов) по цвету и по величине (длина).
  10. Определение правой и левой сторон разноцветных полосок:
    а) покажи полоску, на которой имеется синий цвет;
    б) назови цвет правой полоски;
    в) найди, где слева красный, а справа зеленый.
  11. Подбор разных картинок с геометрическими фигурами (найди пару).
  12. Нахождение адекватных изображений из треугольников и линий (найди такое же)
  13. Срисовывание изображений из треугольников и линий.
  14. Срисовывание серии изображений из полуовалов и линий.
  15. Срисовывание линий по представлению (после кратковременного показа).
  16. Узнавание серии сходных изображении.
  17. Найти заданную фигуру из двух предъявленных в зеркальном отображении.
  18. Дорисовывание геометрических фигур.
  19. Дорисовывание (складывание) симметричных изображений.
  20. Составление разрезных картинок (из 2–7) частей.
  21. Ориентировка на листе бумаги (паучок).
  22. Открывание “окошек” – найти, где сидит кошка (правое, верхнее, левое, нижнее – всего 4 окошка)
  23. Дополнить рисунок.
  24. Конструирование фигур из палочек (спичек) по образцу и по памяти.
  25. Нахождение сходства и различия по предъявляемым рисункам.
  26. Выполнение тестов Равена (подобрать вырезанную вставку “Почтовый Ящик”
  27. Конструирование из кубиков Кооса.

2-й этап. Развитие зрительной памяти.

Примерные виды задания:

  1. Запомнить 4–5 картинок, затем отобрать их из 8–12.
  2. То же, только буквы или цифры.
  3. разложить картинки по просьбе в заданной последовательности (3–5–7).
  4. То же: буквы, цифры, геометрические фигуры.
  5. Игра “Чего не стало?”
  6. Игра “Что изменилось?”
  7. Игра “Что добавилось?”

3-й этап. Формирование пространственных представлений, зрительно-пространственного анализа-синтеза. Формирование латералиты.

1. Ориентировка на собственном, дифференцирование правых и левых его частей.
2. Ориентировка в окружающем пространстве в определенной последовательности:

  • сбоку;
  • спереди;
  • напротив

3. Четкая дифференциация правых и левых частей тела (пробы Херда).
4. Дифференциация правых и левых частей букв, элементов других графических изображений.
5. Параллельно проводится работа с предлогами, обозначающими пространственные отношения.
6. Далее проводится работа по развитию зрительного анализа графических изображений и букв, составляющих их элементов; определение сходства и различия между сходными графическими изображениями и буквами.

Практические упражнения на ориентировку в окружающем пространстве.

Последовательность:

  1. Определение пространственного расположения предметного по отношению к самому себе .
  2. То же, сбоку от ребенка.
  3. Определение пространственного соотношения между 2 – 3 предметами или изображениями:
    а) возьми правовой рукой карандаш и положи около правовой руки (то же – левой)
    б) положи карандаш справа от тетради. Скажи, где находится ручка по отношению к тебе? Тетрадь?

Аналогично с 3-мя предметами.

Далее прорабатываются пространственные отношения между фигурами, буквами.

4-й этап. Формирование буквенного гнозиса (дифференциация зрительных образов букв)

Практические упражнения:

  1. Найти букву среди графически сходных.
  2. Соотнести одинаковые буквы, написанные разным шрифтом.
  3. Определить (назвать) буквы, выполненные а неправильном пространственном положении.
  4. Найти, назвать, записать буквы, перечеркнутые дополнительными линиями.
  5. Обвести, раскрасить, вырезать, вылепить буквы по заданному образцу.
  6. Обвести буквы, выполненные пунктиром.
  7. Докогнструировать (дописать) букву.
  8. Найти и назвать буквы, наложенные друг на друга.
  9. Найти правильно записанные буквы среди неправильных (найти правильные и неправильные буквы).
  10. Найти буквы, написанные в зеркальном отображении.
  11. Конструирование букв из элементов.
  12. Реконструирование букв, например Р-В, Ж-К, добавляя и убирая элементы, изменяя их положение в пространстве (Н – И – П ).
  13. Определение различия сходных букв, которые состот из одних элементов, но различного расположенных в пространстве (Н и П)
  14. Использование игровых моментов (шуток, загадок, символов: О – обруч, д – дятел…)

Зрительный образ обязательно подкрепляется тактильными ощущениями, ручным праксисом. Обязательно различение смешиваемых букв проводить в следующей последовательности: дифференциация изолированных букв, слогов, слов, предложений.