Цель урока: формировать знания о семействе лилейных растений.
Задачи урока:
- Образовательные: формировать знания об общих признаках лилейных растений; познакомить с представителями лилейных.
- Коррекционно–развивающие: развивать монологическую речь учащихся с опорой на таблицу.
- Воспитательные: формировать бережное отношение к природе; формировать основы экологического сознания.
Словарь: лилейные, лилия, ландыш, тюльпан, корневище, луковица.
Оборудование:
1. Компьютер, проектор, интерактивная доска, презентации.
2. План характеристики растений, карточки с заданиями.
3. Живые цветы - тюльпаны
Ход урока
1. Организационный момент
Учитель приветствует учащихся.
Добрый день, ребята.
Прозвенел и смолк звонок.
Начинается урок.
На меня все посмотрели,
Улыбнулись и тихонько сели.
Пусть это доброе настроение не покидает нас в течение урока и помогает нам слушать и слышать друг друга, дополнять ответы и рассказывать.
2. Повторение
1. На протяжении нескольких уроков мы изучали цветковые растения.
- Вспомните, на какие две группы делятся цветковые растения? (Цветковые растения делятся на однодольные и двудольные)
2. На интерактивной доске соберите схему «Признаки однодольных и двудольных растений». (Приложение 1, слайд 1.) (Дети по очереди выходят к доске и распределяют признаки однодольных и двудольных растений).
3. Мы пока знакомимся с однодольными растениями.
- Какая группа растений относится к однодольным растениям? (К однодольным растениям относятся злаки)
- Назовите злаковые растения. (Пшеница, рожь, ячмень, кукуруза, овёс, мятлик)
3. Изучение нового материала
Мы сегодня продолжим изучение однодольных растений и познакомимся со следующей группой растений – лилейными.
Итак, тема сегодняшнего урока: «Однодольные растения. Лилейные». (Приложение 2, слайд 1.)
Эта группа растений получили своё название от красивого цветка
Дожди посетить нас забыли ли,
Иль впрямь загостилась жара,
Но свежи в саду только лилии,
Головки качая с утра…(Приложение 2, слайд 2.)
Сообщение учащихся о лилии (звучит музыка). (Приложение 3.)
Чтобы узнать следующие растения, относящиеся к лилейным, отгадаем загадки:
1. Даже ночью муравьишка
Не пропустит свой домишко.
Путь – дорожку до зари
Освещают фонари.
На больших столбах подряд
Лампы белые висят. (Ландыш.) (Приложение 2, слайд 3.)
Сообщение учащегося о ландыше (звучит музыка). (Приложение 3.)
Учитель:
2. Из Голландии приехал,
И мороз наш не помеха!
Меж цветов он “знатный” пан
Колпачком цветет ….. (Тюльпан) (Приложение 2, слайд 4.)
Сообщение учащегося о тюльпане (звучит музыка). (Приложение 3.)
4. Физминутка. Работа с офтальмотренажёром.
Почему эти растения объединили в одну группу? Чтобы ответить на этот вопрос, рассмотрим общие признаки лилейных растений. Работать мы будем по знакомому нам плану (план изучения признаков растений на доске)
1) Определите корневую систему тюльпана по слайду. (Приложение 2, слайд 5.) (Корневая система мочковатая)
Лилейные имеют луковицу или корневище. Луковица или корневище являются не корнем, а видоизменённым побегом. (Приложение 2, слайд 6.)
Учитель раздаёт живые тюльпаны.
2) Посмотрите на стебли тюльпанов. Что вы можете сказать о них?
(Стебель прямостоячий). (Приложение 2, слайд 7.)
3) Рассмотрите листья у тюльпанов. Что вы можете сказать о них?
(У тюльпана дуговое жилкование листьев).
Встречаются лилейные и с параллельным жилкованием. (Приложение 2, слайд 8.)
4) Типы соцветий. Обратите внимание на тюльпаны: у них на одном цветоносном побеге – один цветок. У многих лилейных цветы собраны в соцветия. У ландыша соцветие кисть. (Приложение 2, слайд 9.)
5) Строение цветка - практическая работа (по словесной инструкции)
a) Рассмотрите живой экземпляр цветка. Используя слайд, найдите цветоножку, лепестки, тычинки, пестик. (Приложение 2, слайд 10.)
b) Расчлените цветок, подсчитайте число лепестков, тычинок и пестиков.
c) Расскажите о строении цветка тюльпана, используя рисунок. (Приложение 2, слайд 11.)
6) Плоды у лилейных растений ягода (например, у ландыша) или коробочка (у тюльпана). (Приложение 2, слайд 12.)
7) Семя содержит одну семядолю. (Приложение 2, слайд13.)
Ребята, мы сейчас выяснили признаки лилейных растений. Почему рассматриваемые растения объединили в одну группу?
Вывод: изучаемые растения относятся к лилейным, так как имеют сходные свойства. (Приложение 2, слайд14.)
5. Первичное закрепление знаний
Опираясь на таблицу, расскажите о признаках лилейных растений
Признаки лилейных
Корневая система |
мочковатая |
Стебель |
Прямостоячий |
Листья |
с параллельным или дуговым жилкованием |
Соцветие |
Одиночные цветки, кисть |
Цветок |
6 лепестков, расположенных в 2 ряда; 6 тычинок, 1 пестик |
Плод |
Коробочка или ягода |
Семя |
одна семядоля |
А теперь с помощью маркера подчеркните общие признаки однодольных растений. Сделайте вывод, почему лилейные относятся к однодольным растениям?
Вывод: лилейные растения являются однодольными, так как имеют мочковатую корневую систему, параллельное или дуговое жилкование листьев, семя содержит одну семядолю. (Приложение 2, слайд15.)
К лилейным растениям относятся и ценные овощные культуры. А какие, вы мне скажете сами, поработав с учебником. Открыли страницу 110, читаем последний абзац и ищем ответ на вопрос, какие овощные растения относятся к данной группе?
Т.о., к лилейным растениям относятся пищевые растения (лук, чеснок) (Приложение 2, слайд16.)
Я вам хочу рассказать одну историю. Однажды весной ребята собрались в поход. Придя в лес, они наткнулись на опушку леса, где росли прекрасные цветы – ландыши. Девчонки очень обрадовались. Каждая хотела хотя бы несколько цветочков принести в подарок маме. Но только ни одна девочка этого не сделала. Почему?(Дети высказывают своё мнение). Правильно! Это растение редкое, занесенное в Красную книгу. Поэтому их надо охранять! (Приложение 2, слайд17.)
6. Закрепление
А сейчас мы с вами вспомним растения, которые относятся к лилейным. Я раздам листочки с заданиями. Нужно отметить те растения, которые относятся к лилейным. (Проверка задания.) (Приложение 4.)
7. Итог
Что изучили сегодня на уроке?
Оценивание учащихся.
8. Домашнее задание
Страницы 110-111. Ответить на вопросы 1-5 (страница 111)
Нарисовать два лилейных растения.