Цели:
- Приобщение к мировому культурному наследию.
- Развитие эмоциональной отзывчивости, художественного мышления, художественного языка.
- Интегрирование комплекса детских деятельностей, изобразительных и речевых действий.
Задачи:
1. Развитие культуры чувств и эмоций средствами архитектуры:
- воспитывать эстетическое восприятие архитектурных сооружений;
- развивать устойчивый интерес, доступную ориентацию в архитектурных стилях;
- формировать основы художественного вкуса, способность к элементарной оценке романской и готической архитектуры;
- обогащать эмоционально – оценочной лексикой, эстетическими и искусствоведческими терминами.
2. Развитие содержания и техники архитектурно– художественной детской деятельности:
- формировать интерес к средствам выразительности живописи, образное мышление, воображение;
- развивать целостность художественного видения, зрительное восприятие цвета;
- устанавливать взаимосвязь явлений, объектов в линейной перспективе, видеть их изменяемость по величине, заслоняемость;
- закреплять знания о линии горизонта, её роли, расположении в художественной картине;
- дать представление о наброске, эскизе.
Предварительная работа:
- рассматривание репродукций, фотографий, иллюстраций;
- знакомство со сказками / “Золушка”, “Кот в сапогах”/;
- знакомство с декоративно – прикладным искусством, скульптурой;
- подбор упражнений, заданий творческого характера.
Материалы:
- фотографии, иллюстрации с изображением замков, дворцов разных эпох;
- белая бумага формата А4, масляные мелки, акварель, кисти.
Ход занятия
Разминка:
– Назовите жанры изобразительного искусства?
– Какие цвета называются тёплыми, холодными, почему?
– Что показывает на картине линия горизонта?
Загадки:
– Стены неприступные к небу поднялись.
Крыши в форме конусов устремились ввысь,
Вымпел яркий рыцарский закреплён на шпиле,
Этот замок выстроен в …романском стиле.– Если украшают сказочные замки
Витражи на окнах, стрельчатые арки,
Башенки ажурные издали видны,
Этот стиль …готическим называем мы.
– О каких архитектурных стилях говорится в этих загадках? Кто может на
представленных фотографиях показать замки, построенные в романском, готическом
стиле?
– Покажите архитектурные элементы, служащие украшением романских замков
(зубчатые стены, конусовидные крыши, рыцарские вымпелы) и готических замков
(стрельчатые арки, ажурные шпили крыш; розетки, украшенные витражами, узкие
окна с кружевными решётками).
– Игра “Хорошо – плохо”. Развивать умение выделять преимущества и недостатки
средневековых замков разных стилей.
– Какие строительные детали понадобятся для возведения, замка вы узнаете,
отгадав эти загадки:
Лицо – треугольник, вид сверху – кружок, назови меня, дружок! (Конус.)
Что за деталь, ребята, все грани у него – квадраты? (Куб.)
Вид спереди – кирпич, вид сверху – ровный круг,
Стакан – родной мой брат, а конус – только друг. (Цилиндр.)
Изогнулся брусок – входной проём украсить смог. (Арка.)
– Какой строительный материал использовался для возведения замков и дворцов?
Загадка:
– Ты за ней, она от тебя, ты от неё, она за тобой? (Тень.)
– Тень, что это такое? Какие бывают тени? (Тёмные, прозрачные, густые,
легкие, длинные, короткие.) Попробуем найти тень около себя. Когда не бывает
тени? (Когда отсутствует источник света.)
– Хотите послушать необычную сказку? “В некотором царстве, некотором
государстве, среди высоких гор, в глубоком ущелье, куда никогда не попадают
яркие солнечные лучи, жили тени. В глубоком ущелье ночью все тени исчезали, но
когда наступало туманное утро, тени поднимались с земли и выстраивали себе
дворец. Здесь были разные тени – и высокие светлые, похожие на колонны, и
низкие, как ступеньки, и узкие, похожие на удлинённые окна, и широкие, как
распахнутые двери…И чем светлее становилось небо, тем ярче, гуще становились
тени, встречаясь в вышине, образуя арки, ажурные шпили крыш, украшенных тёмной
резьбой. Серые тучи, пролетая мимо дворца, задевали своими пышными боками его
острые крыши, заглядывали в узкие окна с кружевными решётками, ложились на арки
и ступенчатые своды. А когда солнце садилось за горами, дворец таял среди мрака
ночи, и тени бесприютно скользили по горам в поисках своего призрачного жилища”.
– Понравилась сказка? А теперь внимательно посмотрите на иллюстрации и выберите
строение, больше всего напоминающее Дворец Теней, почему вы так считаете? А
какие сказочные персонажи могли бы поселиться в других замках?
Хотите нарисовать свой волшебный Дворец Теней? Но сначала подумайте, в каком дворце или замке тени бы чувствовали себя уютно: в укреплённом рыцарском – романском, или в сказочном и воздушном – готическом?
– Какие цвета лучше выбрать для дворца: тёплые (звонкие и радостные)
или холодные (тихие и задумчивые)?
– Задание: набросок дворца делается мелками, не забудьте нарисовать арки,
ажурные шпили крыш, розетки и т. д. Постарайтесь, чтобы ваш дворец получился
стройным, устремлённым вверх, для этого листок расположите вертикально. Для
изображения дворца используем разные оттенки одного выбранного цвета /растяжка/.
Творческая деятельность.
Музыка: Эдвард Григ “Песня Сольвейг”, Мишель Легранд “Шербургские зонтики”.
Литература:
- “Ребёнок в детском саду” № 3, 4 /2009 г. “Знакомим детей с архитектурой” Н. В. Измалкова, Н. Н. Макейкина.
- “Ребёнок в детском саду” № 4 /2002 г.