Дворец теней

Разделы: Работа с дошкольниками


Цели:

  • Приобщение к мировому культурному наследию.
  • Развитие эмоциональной отзывчивости, художественного мышления, художественного языка.
  • Интегрирование комплекса детских деятельностей, изобразительных и речевых действий.

Задачи:

1. Развитие культуры чувств и эмоций средствами архитектуры:

  • воспитывать эстетическое восприятие архитектурных сооружений;
  • развивать устойчивый интерес, доступную ориентацию в архитектурных стилях;
  • формировать основы художественного вкуса, способность к элементарной оценке романской и готической архитектуры;
  • обогащать эмоционально – оценочной лексикой, эстетическими и искусствоведческими терминами.

2. Развитие содержания и техники архитектурно– художественной детской деятельности:

  • формировать интерес к средствам выразительности живописи, образное мышление, воображение;
  • развивать целостность художественного видения, зрительное восприятие цвета;
  • устанавливать взаимосвязь явлений, объектов в линейной перспективе, видеть их изменяемость по величине, заслоняемость;
  • закреплять знания о линии горизонта, её роли, расположении в художественной картине;
  • дать представление о наброске, эскизе.

Предварительная работа:

  • рассматривание репродукций, фотографий, иллюстраций;
  • знакомство со сказками / “Золушка”, “Кот в сапогах”/;
  • знакомство с декоративно – прикладным искусством, скульптурой;
  • подбор упражнений, заданий творческого характера.

Материалы:

  • фотографии, иллюстрации с изображением замков, дворцов разных эпох;
  • белая бумага формата А4, масляные мелки, акварель, кисти.

Ход занятия

Разминка:

– Назовите жанры изобразительного искусства?
– Какие цвета называются тёплыми, холодными, почему?
– Что показывает на картине линия горизонта?

Загадки:

– Стены неприступные к небу поднялись.
Крыши в форме конусов устремились ввысь,
Вымпел яркий рыцарский закреплён на шпиле,
Этот замок выстроен в …романском стиле.

– Если украшают сказочные замки
Витражи на окнах, стрельчатые арки,
Башенки ажурные издали видны,
Этот стиль …готическим называем мы.

– О каких архитектурных стилях говорится в этих загадках? Кто может на представленных фотографиях показать замки, построенные в романском, готическом стиле?
– Покажите архитектурные элементы, служащие украшением романских замков (зубчатые стены, конусовидные крыши, рыцарские вымпелы) и готических замков (стрельчатые арки, ажурные шпили крыш; розетки, украшенные витражами, узкие окна с кружевными решётками).
– Игра “Хорошо – плохо”. Развивать умение выделять преимущества и недостатки средневековых замков разных стилей.
– Какие строительные детали понадобятся для возведения, замка вы узнаете, отгадав эти загадки:

Лицо – треугольник, вид сверху – кружок, назови меня, дружок! (Конус.)

Что за деталь, ребята, все грани у него – квадраты? (Куб.)

Вид спереди – кирпич, вид сверху – ровный круг,
Стакан – родной мой брат, а конус – только друг. (Цилиндр.)

Изогнулся брусок – входной проём украсить смог. (Арка.)

– Какой строительный материал использовался для возведения замков и дворцов?

Загадка:

– Ты за ней, она от тебя, ты от неё, она за тобой? (Тень.)
– Тень, что это такое? Какие бывают тени? (Тёмные, прозрачные, густые, легкие, длинные, короткие.) Попробуем найти тень около себя. Когда не бывает тени? (Когда отсутствует источник света.)
– Хотите послушать необычную сказку? “В некотором царстве, некотором государстве, среди высоких гор, в глубоком ущелье, куда никогда не попадают яркие солнечные лучи, жили тени. В глубоком ущелье ночью все тени исчезали, но когда наступало туманное утро, тени поднимались с земли и выстраивали себе дворец. Здесь были разные тени – и высокие светлые, похожие на колонны, и низкие, как ступеньки, и узкие, похожие на удлинённые окна, и широкие, как распахнутые двери…И чем светлее становилось небо, тем ярче, гуще становились тени, встречаясь в вышине, образуя арки, ажурные шпили крыш, украшенных тёмной резьбой. Серые тучи, пролетая мимо дворца, задевали своими пышными боками его острые крыши, заглядывали в узкие окна с кружевными решётками, ложились на арки и ступенчатые своды. А когда солнце садилось за горами, дворец таял среди мрака ночи, и тени бесприютно скользили по горам в поисках своего призрачного жилища”.
– Понравилась сказка? А теперь внимательно посмотрите на иллюстрации и выберите строение, больше всего напоминающее Дворец Теней, почему вы так считаете? А какие сказочные персонажи могли бы поселиться в других замках?

Хотите нарисовать свой волшебный Дворец Теней? Но сначала подумайте, в каком дворце или замке тени бы чувствовали себя уютно: в укреплённом рыцарском – романском, или в сказочном и воздушном – готическом?

– Какие цвета лучше выбрать для дворца: тёплые (звонкие и радостные) или холодные (тихие и задумчивые)?
– Задание: набросок дворца делается мелками, не забудьте нарисовать арки, ажурные шпили крыш, розетки и т. д. Постарайтесь, чтобы ваш дворец получился стройным, устремлённым вверх, для этого листок расположите вертикально. Для изображения дворца используем разные оттенки одного выбранного цвета /растяжка/.

Творческая деятельность.

Музыка: Эдвард Григ “Песня Сольвейг”, Мишель Легранд “Шербургские зонтики”.

Литература:

  1. “Ребёнок в детском саду” № 3, 4 /2009 г. “Знакомим детей с архитектурой” Н. В. Измалкова, Н. Н. Макейкина.
  2. “Ребёнок в детском саду” № 4 /2002 г.