Взаимодействие семьи и педагогов логопедической группы в коррекционно-развивающей работе

Разделы: Логопедия


На современном этапе развития дошкольной педагогики большое внимание уделяется сохранению и укреплению здоровья подрастающего поколения, причем под здоровьем подразумевается не, только физическое, но и психологическое благополучие ребенка. Здоровье ребенка является главным показателем, отражающим его биологические и личностные характеристики, социально-экономическое окружение, условия воспитания и образования. В связи с этим особую значимость приобретает проблема организации совместной деятельности по коррекционно-развивающей работе специалистов логопедической группы и родителей детей, имеющих тяжелые нарушения речи.

Учитывая значимость и важность работы с детьми, имеющими нарушения речи, воспитательно-образовательный процесс мы строим на основе взаимодействия коррекционно-развивающей деятельности всех участников педагогического процесса, которая включает в себя изучение типа семейного воспитания, создание атмосферы творчества для педагогов, объединенных общими целями, создание интегрированного коррекционно-развивающего календарно-тематического плана работы и четкое его исполнение, организацию коррекционно-образовательной среды, активизирующей и стимулирующей речевое развитие ребенка.

Включение родителей в образовательный процесс дошкольного учреждения обусловлено личной ответственностью за воспитание ребенка, осознанием собственной значимости в его развитии, возможностью представлять более объективную картину развития своего ребенка.

Рассматривая взаимодействие дошкольного учреждения и семьи как двусторонний процесс, В. П. Дуброва, Т. М. Коростелева и другие ученые отмечают возможные позиции родителей и педагогов в этом процессе. В связи с этим, участие родителей может проявляться в качестве наблюдателей, активных наблюдателей и партнеров.

Родители-наблюдатели посещают группы, получают информацию о том, что они будут наблюдать, и обсуждают увиденное с педагогической командой. Родители в роли активных наблюдателей периодически принимают участие в педагогическом процессе. Им дается информация например о том, как лучше организовать занятия с детьми. Родители-партнеры систематически принимают участие в воспитательном процессе, совместно с педагогами вырабатывают программу сотрудничества, составляют график участия в ней. Такое тесное и доверительное взаимодействие в значительной степени непосредственно определяется позицией педагогов логопедической группы. Поведение педагогов в связи с этим во многом зависит от того, какую роль он играет в отношениях с родителями ребенка.

В настоящее время педагогами в работе с родителями в рамках взаимодействия в коррекционно-развивающей работе используются различные модели педагогического воздействия. Модель взаимодействия определяется индивидуально и носит вариативный в некоторых случаях сочетанный характер.

“Экспертная” модель. Педагоги используют эту модель в тех случаях, когда берут на себя роль главных экспертов во взаимодействии с родителями. Они отбирают ту информацию, которая нужна родителям на настоящий текущий момент.

“Трансплантантная” модель. Педагоги пользуются этой моделью, в том случае когда необходимо непосредственное участие родителей в образовательном процессе, их присутствие на коррекционно-развивающих занятиях или занятиях-развлечениях и применение полученных знаний и умений в дополнительной работе в домашних условиях.

“Потребностная” модель. Эта модель предполагает удовлетворение потребностей семьи. Роль педагога состоит в том, чтобы предоставить родителям целый ряд возможностей и снабдить их необходимой информацией, из которой они могут выбрать нужную. Одна из важных идей этой модели состоит в том, что значимость педагога определяется не его профессиональным статусом, а той реальной работой, в процессе которой он налаживает переговоры и оказывает помощь семье в поисках решений вопросов воспитания и обучения детей.

Анализируя различные пути взаимодействия с родителями детей, имеющими тяжелые нарушения речи в своей работе мы используем:

– индивидуальные формы работы с семьей – беседы, консультации, посещения на дому, поручения и др.;
– коллективные – собрания, встречи-вечера, круглые столы, тренинги, праздники, развлечения, совместные выставки, дни открытых дверей, школы для родителей, родительские конференции, семейные педсоветы (у родителей дома).
– наглядно-информационные формы представлены организацией рекламы, выставок и др. Критериями эффективного использования тех или иных форм являются: проявление искреннего интереса родителей к занятиям, активное их участие в анализе педагогических ситуаций, дискуссиях, вопросы к педагогам по проблеме воспитания ребенка.

Остановимся более подробно на некоторых формах взаимодействия с семьей.

Университет педагогических знаний – это форма педагогического просвещения родителей. Он вооружает их необходимыми знаниями, основами педагогической и коррекционно-развивающей культуры, знакомит с актуальными вопросами воспитания с учетом возраста и запросов родителей, способствует установлению контактов родителей с общественностью, семьи со школой, а также взаимодействию родителей и учителей в воспитательной работе. Программа университета составляется педагогом с учетом контингента учащихся класса и их родителей. Формы организации занятий в университете педагогических знаний достаточно разнообразны: лекции, беседы, практикумы, конференции для родителей и т.д.

Родительский лекторий – это форма педагогического просвещения, раскрывающая сущность той или иной проблемы воспитания, помогающая вырабатывать единые подходы к воспитанию детей. При подготовке лекции следует учитывать ее структуру, логику, можно составить план с указанием основных идей, мыслей, фактов и цифр. Одно из необходимых условий лекций – опора на опыт семейного воспитания. Метод общения во время лекции – непринужденный разговор, задушевная беседа, диалог заинтересованных единомышленников. В определении тематики лектория участвуют родители

Конференция – форма педагогического просвещения, предусматривающая расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании детей. Конференции могут быть научно-практическими, теоретическими, читательскими, по обмену опытом, конференциями матерей, отцов. Конференции проводятся раз в год, они требуют тщательной подготовки и предусматривают активное участие родителей. К ним обычно готовят выставки детских работ, книг для родителей, концерты художественной самодеятельности.

Вечер вопросов и ответов проводится после опроса родителей или составления по группам проблемных вопросов, которые возникают в воспитании детей и взаимоотношениях с ними. На одни вопросы может ответить педагог, для ответа на другие – приглашается специалист (например, психолог, дефектолог, логопед, психоневролог, педиатр). Ряд вопросов проблемного характера может быть предложен на обсуждение родителей и стать основой специально подготовленного диспута.

Практикум – это форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей, эффективному решению возникающих педагогических ситуаций, своеобразная тренировка педагогического мышления родителей-воспитателей. В ходе педагогического практикума педагог предлагает найти выход из какой-либо конфликтной ситуации, которая может сложиться во взаимоотношениях родителей и детей, родителей и детского сада, объяснить свою позицию в той или иной предполагаемой или реально возникшей ситуации.

Открытые занятия обычно организуются с целью ознакомления родителей с новыми программами по обучению и воспитания детей с нарушениями речи, методикой обучения, требованиями педагогов, психолога, дефектолога, логопеда. Необходимо хотя бы один-два раза в полугодие давать возможность родителям присутствовать на открытом занятии.

Педагогическая дискуссия (диспут) – одна из наиболее интересных форм повышения педагогической культуры. Отличительная особенность диспута заключается в том, что он позволяет вовлечь всех присутствующих в обсуждение поставленных проблем, способствует выработке умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на приобретенные навыки и накопленный опыт.

Ролевые игры – форма коллективной творческой деятельности по изучению уровня сформированности педагогических умений участников. Методика ролевой игры предусматривает определение темы, состава участников, распределение ролей между ними, предварительное обсуждение возможных позиций и вариантов поведения участников игры. При этом важно проиграть несколько вариантов (положительных и отрицательных) поведения участников игры и путем совместного обсуждения выбрать оптимальный для данной ситуации способ действий.

Индивидуальные тематические консультации. Часто в решении той или иной сложной проблемы педагог может получить помощь непосредственно от родителей детей, и этим не следует пренебрегать. Консультации с родителями полезны как для них самих, так и для педагога. Родители получают реальное представление о делах и поведении ребенка, педагог же – необходимые ему сведения для более глубокого понимания проблем каждого ребенка.

Посещение семьи – эффективная форма индивидуальной работы педагога с родителями. При посещении семьи происходит знакомство с условиями жизни ребенка. Педагог беседует с родителями о его характере, интересах и склонностях, об отношении к родителям, к детскому саду, информирует родителей об успехах их ребенка, дает советы по организации выполнения домашних заданий и т.д.

Переписка с родителями – письменная форма информирования родителей об успехах их детей. Допускается извещение родителей о предстоящей совместной деятельности в детском саду, поздравление с праздниками, советы и пожелания в воспитании детей. Главное условие переписки – доброжелательный тон, радость общения.

Родительское собрание – форма анализа, осмысления на основе данных педагогической науки опыта воспитания. Родительские собрания проводятся, как правило, два раза в год. Здесь родителей знакомят с документами о детском саде, группе, с основными направлениями, задачами и итогами его работы. Групповые родительские собрания проводятся три – четыре раза в год. На них обсуждаются задачи учебно-воспитательной работы группы, планирование воспитательной работы в группе, намечаются пути наиболее тесного сотрудничества семьи с детским садом, подводятся итоги работы. Родительские собрания эффективны лишь тогда, когда на них не только подводят итоги развития и обучения ребенка, но и рассматривают актуальные педагогические и коррекционно-развивающие проблемы.

Использование разнообразных форм взаимодействия с семьей позволяет строить коррекционно-развивающий процесс в соответствии с календарно-тематическим и перспективным планированием и добиваться высоких показателей в коррекции речевых нарушений.

Используемая литература.

  1. Богданов, В.В. Речевое общение: прагматические и семантические аспекты [Текст] / В.В. Богданов. – Л., 1990.
  2. Волковская, Т.Н. Возможные способы организации и содержание работы с родителями в условиях коррекционного дошкольного учреждения [Текст] / Т.Н. Волковская // Дефектология. – 1999. – № 4. – С.66–72.
  3. Доронова, Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями [Текст] / Т.Н. Доронова. – М., 2002.
  4. Захарова, Е.Н. О работе логопеда с родителями [Текст] / Е.Н. Захарова // Логопед. – 2006. – № 6. – С. 54–58.
  5. Игнатьева, С.А. Коммуникативная культура будущих учителей-логопедов как условие становления их профессиональной компетентности [Текст] / С.А. Игнатьева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2006. – № 6. – С. 3–7.
  6. Морозова, Е.И. Новые подходы к организации помощи семьям, воспитывающим проблемных детей раннего возраста [Текст] / Е.И. Морозова // Дефектология. – 1998. – № 3. – С.49-57.
  7. Никулина, В.Д. Рекомендации по психокоррекционной работе с семьями, воспитывающими проблемного ребенка [Текст] / В.Д. Никулина // Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии. – 2002. – № 4. – С. 40-47.
  8. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования [Текст] – М., 2002.
  9. Семья в психологической консультации: опыт и проблемы психологического консультирования [Текст] / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. – М., 1989.
  10. Стребелева, Е.А. Современные формы помощи семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии [Текст] / Е.А. Стребелева, А.В. Закрепина // Дефектология. – 2005. –  № 1. – С. 3–10.