Цели:
Обучающие:
– познакомить с творчеством С.А. Есенина и со
стихотворением “Берёза”;
– работать над навыком выразительного чтения
стихотворения, учить видеть художественные
приёмы;
– обогащать словарный запас учащихся;
Развивающие:
– развивать образное мышление, речь при работе
с лирическим произведением, творческое мышление;
– развивать интерес к русской поэзии, умение
оценивать красоту прекрасных пейзажных
описаний;
Воспитывающие:
– воспитывать чувство прекрасного, умение
работать в группе, любовь к родной природе,
интерес к живописи, музыке;
– воспитывать самостоятельную творческую
активность.
Оборудование:
– мультимедийный проектор, компьютер; ноутбуки
для каждого учащегося;
– фонограмма песни “Берёза”; раздаточный
материал для рефлексии и творческого задания;
– учебник Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В.
Голованова “Литературное чтение” (1-я часть), 2
класс.
Презентация Microsoft Power Point 2003 “С.А.Есенин “Берёза”
Ход урока
1. Организационный момент (слайд №2)
Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Ум и сердце в работу вложи,
Каждой секундой своей дорожи.
Ребята, у вас на столах лежат карточки с изображением настроений: радости и грусти.
Поднимите ту карточку, которая соответствует вашему настроению.
2. Речевая разминка (слайд №3)
а) Урок начинаем со звуковой разминки. На выдохе читаем звукоряд:
И А Э О У Ы И
– мы эхо;
– читаем с убыстрением;
– напугал “У”;
– спроси “О”;
– похвастайся “А”;
– удивись “У”.
б) Назовите фамилии тех людей, которых вы видите на экране. (слайд №4)
Л.Н. Толстой, Б. С. Житков, В.В. Бианки, С. А. Есенин.
Из перечисленных авторов назовите фамилию человека, который писал стихотворения. А для этого решите ребус: 6, 19, 6, 15, 10, 15. (Есенин) (слайд №5)
3. Изучение нового материала.
а) сообщения детей об авторе (слайд №6,7,8).
1-й ученик. Сергей Александрович Есенин родился 3 октября 1895 года в селе Константиново, что привольно раскинулось на зелёном холмистом берегу реки Оки.
2-й ученик (слайд №9).
Родители его были бедными крестьянами. Маму звали – Татьяна Федоровна. Отца – Александр Никитич.
3-й ученик (слайд №10).
С двух лет был отдан на воспитание дедушке и бабушке по матери, и рос в этой семье до 9 лет. Дед знал множество песен и частушек. Бабушка очень сильно любила Есенина. Она хорошо пела русские песни, знала много сказок и рассказывала их маленькому Серёже.
4-й ученик. Целые дни летом мальчик Серёжа вместе с другими ребятами проводил на воле. Он любил поля, и луга своего родного села, радовался белой берёзке и душистой черёмухе, любил цветы, животных.
5-й ученик. Стихи он начал писать в 10 лет, но сознательное творчество началось в 16-17 лет. В творчестве Сергея Есенина много стихов о природе.
б) Чтение стихотворения С. Есенина учителем наизусть (слайд №11) (учебники у детей закрыты)
Сегодня мы познакомимся с одним из стихотворений С. Есенина, которое называется “Берёза”. В 1914 году оно, стало первым опубликованным произведением Есенина и, было напечатано в детском журнале “Мирок”. Тогда поэту было 19 лет. В этом же журнале были напечатаны и другие стихотворения, которые мы с вами будем читать позже. (слайд №12)
Послушайте, пожалуйста, стихотворение “Берёза”, а потом ответьте на вопрос.
Что вы почувствовали? Какое настроение возникло у вас, слушая стихотворение?
в) лексическая работа (толкование даётся по словарю Ожегова) (слайд №13)
кайма – отличающаяся по цвету или рисунку полоса по краю ткани, изделия.
бахрома – тесьма для обшивки чего-нибудь с рядом свободно свисающих нитей, а также ряд таких свисающих нитей, кистей.
кисти – украшение в виде стянутого вверху и расходящегося книзу пучка ниток, шнурков.
4. Физкультминутка “Живые деревья” (слайд №14)
Сейчас мы немного пофантазируем. Давайте представим, что мы превращаемся в деревья. Встаньте и представьте, что вы деревья. Вот мы вытянули руки вверх, будто веточки деревьев. Тихонько подул ветер, наши ветки тихонько колышутся. Вот ветер подул сильнее и наши пальцы, как листочки, задрожали на ветру. Ветер затихает, наши ветки чуть покачиваются, листочки чуть шелестят. Мы красивые, сильные деревья. Мы тянемся к солнышку, радуемся, что выросли такими сильными и красивыми. Машем листочками небу, облакам, солнечным лучам. А теперь мы медленно опускаем руки и садимся на своё место.
5. Работа над стихотворением “Берёза” (слайд №15)
а) первичное чтение уч-ся
– прочитайте стихотворение тихо, “жужжащим
чтением”;
– чтение уч-ся вслух по четверостишьям;
б) беседа после чтения (слайд №16)
– какие вы знаете эпические приёмы? (метафоры,
эпитеты, олицетворение, сравнение).
– с чем сравнивает поэт снег в первой строфе? (с
серебром)
– с чем сравнивает Есенин опушенные снегом
кисточки берёзовых веток? (с белой бахромой)
– как называется этот приём? (сравнение)
– прочитайте последнее четверостишье хором;
Обратите внимание, что поэт дважды сравнивает снег с серебром, но при этом использует разные приёмы. В первой строфе он использует сравнение. В последних строках стихотворения, когда заря обсыпает ветки новым серебром, тоже есть сравнение, но оно как бы скрыто.
– как называется такое сравнение? (скрытое
сравнение называется метафорой)
– найдите в стихотворении ещё метафоры?
(распустились кисти, горят снежинки, золотой
огонь, новым серебром)
Зачем поэт употребляет метафоры? (для создания образа берёзы)
Поэты часто изображают неживые предметы, как живые. Такой приём называется олицетворением.
Найдите в тексте олицетворения? (принакрылась снегом, сонная тишина, лениво обходя, обсыпает ветки)
А сейчас я хочу проверить вашу догадливость. Поэт пишет, что снежинки горят в золотом огне.
В каком значении – прямом или переносном – употреблено слово горят? (в переносном, снежинки не могут гореть, как дрова)
Подберите синоним к слову “огонь”? (жар, пламя)
Что такое “заря”? (Яркое освещение горизонта перед восходом или заходом солнца. Зимой небо озаряется не так ярко, как летом).
А почему поэт считает зимнюю зарю ленивой? Прочитайте эти строки. (Зимой заря начинается позже, чем летом, как будто лениться встать пораньше. И горит она не так ярко, как летом, как будто ей лень озарять небо.
Ребята, закройте глаза и ещё раз представьте эту чудесную снежную берёзу.
Какой художественный приём раскрывает красоту берёзы? (метафора)
6. Физкультминутка для глаз (слайд №17)
– быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть, спокойно считая до 10;
– вытянуть правую руку вперёд, следить глазами, не поворачивая головы, за медленным движением указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз (повторить 4-5 раз);
7. Упражнения в выразительном, правильном чтении (слайд №18)
Используя средства выразительной речи – темп, тон, правильность, попробуйте выразительно прочитать это стихотворение так, чтобы вы все увидели нарядную, тихую, сияющую берёзу.
– хоровое чтение “буксир”;
– чтение уч-ся (2-3 уч-ся вслух);
– чтение в парах;
8. Закрепление полученных знаний.
Самостоятельная работа. Работа с ноутбуками. Тестирование. (слайд №19)
Выбери правильный ответ.
1. Объясни, что обозначает здесь слово “кисть”?
а) разветвлённое соцветие на длинном стебле;
б) пучок ниток, шнурков, служащий украшением;
в) пучок волос на рукоятке, служащий для
нанесения клея, краски;
2. Объясни значение слова “кайма”?
а) ряд свисающих кистей, нитей;
б) длинная, узкая лента;
в) полоса, обшивка по краю чего-нибудь;
3. Объясни значение слова “бахрома”?
а) ряд свисающих кистей, нитей;
б) длинная, узкая лента;
в) полоса, обшивка по краю чего-нибудь;
4. С чем поэт сравнивает снег?
а) с золотом; б) с алмазами; в) с серебром; г) с хрусталиками;
5. Какой поэт называет тишину?
а) мёртвой; б) тревожной; в) сонной; г) глубокой;
6. Чем заря обсыпает ветки берёзы?
а) новым серебром; б) новым золотом; в) солнечными лучами; г) алыми маковыми лепестками;
7. Какое настроение передаёт это стихотворение?
а) радостное, бодрое; б) спокойное, задумчивое;
в) грустное, тревожное; г) весёлое, шутливое;
8. Какие чувства передаёт это стихотворение?
а) сомнение, удивление; б) испуг, сочувствие;
в) любование, восхищение; г) веселье, восторг;
Самопроверка и самооценка.
9. Комплексное применение знаний (слайд №20)
А хотели бы вы узнать, какой предстаёт берёза в музыке, живописи?
Сегодня я приготовила для вас сюрприз.
Больше всего любил Сергей Есенин русские песни. За ними он проводил целые вечера, а иногда и дни. Он заставлял петь всех, кто приходил к нему. Многие композиторы создавали музыкальные произведения на стихи Сергея Есенина. И сейчас вы прослушаете песню “Берёза” в исполнении Академического хора Русской песни Всесоюзного радио. Слова С. Есенина, музыка Н. Кутузова и ответьте, пожалуйста, на мой вопрос после прослушивания. (звучит песня, смотри ссылку в Интернете на сайте www.domosed.net/fullnews.php?id=9290)
Какие чувства вы испытывали, когда слушали песню?
Какую картину представили?
Похоже ли музыкальное произведение по настроению на стихотворение С. Есенина? Чем?
Поэзия Есенина мелодична, музыкальна. Многие его стихотворения положены на музыку.
2. (слайд №21) А сейчас я вам предлагаю внимательно рассмотреть репродукцию картины, её написал русский художник Игорь Эммануилович Грабарь. Посмотрите на неё и подумайте, как можно назвать эту картину? (Берёзы. Берёзы зимой.)
Опишите изображение берёз на картине, что в них необычного? (На переднем плане берёза чуть изогнутая, высокая, у неё один ствол. А подальше тоже берёзы, но они все разные: у одних два ствола, три, где-то рядом несколько деревьев. На всех берёзах красноватые листья, хотя лежит снег.)
Игорь Эммануилович Грабарь назвал свою картину “Февральская лазурь”. Слово “лазурь” означает оттенок синего цвета, яркий, с красноватым отливом. Именно такими красками изобразил художник небо и снег. Но художник и отличается от нас тем, что он очень внимательно всматривается в окружающий нас мир и подмечает что–то особенное, это особенное он и открыл нам в своей картине.
Похожа ли картина художника на картину, описанную поэтом? Чем?
Какие отличия? (Есенин пишет про одну берёзу, а на картине художника их много, хотя в центре одна, самая красивая!)
Ребята, а какую картину вы бы нарисовали? Расскажите.
Какие чувства при чтении стихотворения, слушая исполнение песни, рассматривая картину, возникли у вас в вашей душе?
10. Творческая работа в малых группах (слайд №22)
Сегодня на уроке мы познакомились с творчеством С. Есенина и его стихотворением “Берёза”. Люди сочиняли стихи во все времена, попробуем, и мы на несколько минут стать поэтами и сочинить своё стихотворение о берёзе. У вас на карточке (рисунок берёзы) записана первая строчка. Возле дома моего белая берёза… Вот растёт берёза (Ваше задание: продолжить и сочинить мини стихотворение. (Чтение мини стихотворений).
Возле дома моего белая берёза.
Всю мороз сковал её.
Так, что видно слёзы.
Слёзки в иней превратились.
Тронь – звенят слезинки – иней,
Жалко мне её…
Возле дома моего белая берёза.
Снегом вся окутана.
Вся в серебро закутана.
Её мороз украсил.
Нам приготовил праздник.
Вот растёт берёза,
Вся скована морозом
Оковами окутал,
Сном зимним убаюкал.
Вот растёт берёза.
Молчит и не кивает,
Бисер рассыпает.
Вот растёт берёза.
Она мёрзнет от Мороза.
11. Итог урока. Рефлексия. (слайд №23)
Наш урок подходит к концу. Подведём итог: начните свои ответы со слов: я запомнил (а), узнал (а), повторил (а) удивил (ась)ся…
Вы все хорошо поработали. Ребята, если вам урок понравился, то поднимите карточку с улыбающимся человечком и сами улыбнитесь, а если вы чем-то не довольны, то поднимите карточку с печальным человечком.
12. Домашнее задание на выбор (слайд №24)
– выучить стихотворение наизусть;
– сочинить свое стихотворение о берёзе и прочитать наизусть;
– нарисовать рисунок о берёзе;
Спасибо за работу. Молодцы! (слайд 25)
Литература:
1. К.П. Шестипалова “Изучение поэтического
произведения в начальных классах.
2. О.В. Узорова, Е.А. Нефедова “Тесты по
литературному чтению”.