Уроки 98-99 (4 ч) (С. 160, тетр. № 5, с. 38-39, 42-43.)
Ход урокаI. Оргмомент.
II. Повторение.
— Прочитайте стихотворение (Слайд 4):
Журчат ручьи,
Слепят лучи,
И тает лед, и сердце тает!
И даже пень
В апрельский день
Березкой снова стать мечтает!
(М. Волъпин)
— Какую картинку нарисовал поэт? (Слайд 5)
— Прочитайте слова с мягким знаком. (Слайд 6)
— Какую роль он играет в этих словах? Назовите в этих словах мягкие согласные звуки.
— Есть ли слова, в которых согласную букву и гласную разделяет не мягкий знак, а... Какая буква? (Твердый знак.) (Таких слов нет. Дети приводят примеры слов и ъ, печатают эту букву на доске и в тетрадях.) (Слайд 7)
— Приглядитесь внимательно к букве ъ. Разделите ее горизонтальной линией пополам. Что увидели? (Верхняя часть буквы напоминает приставку.) (Слайд 8)
— Когда в слове пишется твердый знак? Приведите примеры слов. “Букварь”.
III. Работало “Букварю”: алфавит.1. Откройте “Букварь” на с. 2-3. Что это? (Коробка с кубиками.) (Слайд 9)
— Почему вместо букв здесь были рисунки? (Еще не знали букв.)
— День за днем, шаг за шагом вы узнавали буквы, учились читать и теперь все буквы вам знакомы. Теперь откройте “Букварь” на с. 160. Перед вами все те же кубики, но лежат другой стороной, той, где напечатаны буквы.
– Посчитайте, сколько букв? Сколько из них гласных букв, согласных, букв, не обозначающих звуков. (Дети их называют.)
– Почему буквы стоят в таком порядке? (Надо знать определенный порядок букв, чтобы ими пользоваться: располагать какие-то названия, слова. Так удобнее и легче для поиска.)
– Как называется расположение букв в установленном порядке? (Азбука, алфавит.) (Слайд 10)
– Разные ли это по значению слова? Откройте “Букварь” на с. 119, просмотрите текст.
– Слово алфавит пришло к нам из греческого языка. В греческом языке первая буква называлась “альфа”, а вторая в это время называлась “вита” получилось слово “алфавит”. Вот так и живут слова-близнецы: русское слово “азбука” и греческое слово “алфавит”.
– Прочитайте алфавит, называя правильно каждую букву. (Слайд 11)
2. Игра “Что пропало?” (Слайд 12)
Класс делится на две команды. На доске записан алфавит с пропуском букв. Надо вставить пропущенные буквы и прочитать весь алфавит хором без ошибки.
АБДЕК | ГДЕЗК |
ЛММСЦ | МРУФЧ |
ЧШЩ | ШЭЯ |
– Ребята, как вы думаете, какие буквы в алфавите “моложе” остальных, возникли позже других? (Буквы ё, й, э.)
– А зачем надо знать алфавит? (Учитель показывает словарь, в котором слова записаны в алфавитном порядке; говорит о расположении книг в библиотеке и т.д.)
3. Составление загадок про букву. (Слайд 13)
Учитель загадывает загадку-образец, ученики составляют аналогичные сами. Образец:
– Эта буква обозначает согласный, глухой, всегда твердый звук. У нее два “соседа” по алфавиту, которые обозначают согласные глухие звуки. С этой буквы начинается имя героя, который придумал сказку про домик на заячьих ножках. С этой буквы начинается и фамилия автора этой сказки. Что это за буква? Проверьте свой ответ, она 24-я по счету в алфавите.
Прописи.
IV. Работа в прописи
(с. 42~43).а) Составление азбуки из письменных букв.
– Что такое буква? (Значок для обозначения звуков на письме) (Слайд 14)
– Мы говорили уже о том, что у каждой буквы два лица – печатное и письменное. Перед вами азбука. Рассмотрите рисунки.
– Как можно озаглавить нашу азбуку? (“Мир животных”.)
– Называя каждое животное, мы напишем рядом с рисунком первую букву названия. Это будут письменные заглавная и строчная буквы. Закрасим рисунок.
Коллективная работа с комментированием.
2. Запись слов по алфавиту. (Cлайд 15)
Учитель располагает на доске рисунки животных, которые есть в прописи, в произвольном порядке. Например:
тигр | белка | рак | жук | лев | щука | слон |
улитка | гусь | ёж |
– Расположите рисунки так, чтобы слова-названия животных шли в алфавитном порядке. (Ученик выполняет работу на доске.)
– Запишите самостоятельно слова – названия животных. Подчеркните первую букву. (Слайд 16) Обозначьте звуки в словах.
3. Упражнение в составление азбуки “Мир растений”.
– Сейчас мы составим азбуку. Тему ее подскажут загадки.
Буква а. (Слайд 17)
Он большой, как мяч футбольный.
Если спелый – все довольны.
Так приятен он на вкус –
Называется ...
(арбуз) (Слайд 18)
Буква б. (Слайд 19)
Она весну встречает,
Сережки надевает.
Накинута на спинку
Зеленая косынка.
А платьице – в плоску.
Ты узнаешь …?
(березку) (Слайд 20)
Буква в. (Слайд 21)
Как зовут меня, скажи.
Часто прячусь я во ржи,
Скромный полевой цветок.
Синеглазый …
(Василек) (Слайд 22)
– Какова тема нашей азбуки? (Слайд 23)
– Названия каких растений продолжат ее?
– Про какие растения вы знаете загадки?
V. Работа в прописи
(с. 38).Самостоятельная работа.
1) Запись печатных букв письменными. (Слайд 24)
2) Запись слов с печатного образца, подчеркивание буквы ь.
– Подчеркните зеленым карандашом слова, в которых мягкий знак разделяет согласную букву и гласную.
Чтение текста, озаглавливание.
Контрольное списывание. Подчеркивание “опасных” мест.
Материал с. 39 используется по усмотрению учителя.