Урок-путешествие по русскому языку во 2-м классе по программе "Школа–2100"

Разделы: Начальная школа


Цели и задачи урока:

  • формировать представления о названии стран, городов, сёл, деревень;
  • развивать умения писать географические названия с большой буквы;
  • закрепление знания порядка букв русского алфавита;
  • учить анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы;
  • воспитание любви к родному краю, своему городу;
  • воспитание интереса к русскому языку.

Оборудование: карта России, электронная презентация, запись песни Газманова “Москва, звонят колокола”, видеозапись “Мой Мурманск”, выставка книг о Мурманске.

Ход урока

1. Организационный момент.

“Прозвенел звонок –
Начинается урок”.

– Улыбнитесь друг другу, настройтесь на интересную и активную работу.

2. Чистописание.

Сегодня, ребята, у нас необычный урок – урок путешествие. Но чтобы оно прошло хорошо, к нему надо сначала подготовиться.

Запишем в тетради дату и место начала путешествия (число, месяц, классная работа).

Презентацию можно получить у автора статьи.

А теперь повторяем написание буквы М и её элементов, нижнее соединение букв.

– Почему слова Маша и Митя написаны с большой буквы?

– Подчеркните орфограмму.

3. Словарная работа.

– А сейчас орфографическая минутка. Запишите слова в столбик, поставьте ударение, подчеркните орфограммы (запись под диктовку).

– Коллективная проверка.

– Образуйте от этих слов фамилии (устно).

– Запишите в тетради во второй столбик: Морозов, Медведев, Берёзкин, Рябинин.

– Прочитайте слова парами: мороз – Морозов, ...

– Можно ли сказать, что они однокоренные. Почему? Выделите корень.

– С какой буквы написали фамилии? Почему? Подчеркните орфограмму.

– Какую орфограмму мы повторили?

Вывод: имена, отчества и фамилии людей пишутся с большой буквы. Это имена собственные.

4. Сообщение темы и цели урока.

Посмотрите на карту.

На ней изображены города, реки, моря, страны. Сегодня мы совершим путешествие в мир топонимики – науки, которая занимается географическими названиями. Это тоже имена собственные.

Сегодня только начало этого путешествия. Наш путь пройдёт через города, сёла, деревни.

5. Упражнение в написании географических названий.

а) Как называется наша страна? (Показать на карте)

– Какие страны вы ещё знаете?

– С какой буквы нужно писать названия стран? Почему?

Запись под диктовку слова Россия, подчеркнуть орфограммы.

– А какие страны являются близкими нашими северными соседями?

Прочитать по слогам, списать с доски:

Норвегия, Швеция, Финляндия.

Подчеркнуть орфограммы.

б) Назовите главный город России? Как называется главный город страны?

– Запишем предложение:

Москва – столица России.

Москва – древний и красивый город. Россияне гордятся своей столицей. О ней сложено немало стихов и песен.

Физкультминутка: сейчас мы с вами совершим путешествие по Москве. Закройте глаза и послушайте песню о Москве (что представили, слушая музыку).

в) Наше путешествие продолжается. И мы снова в своём родном городе, потому что здесь родина каждого из нас.

– Ребята, а можно Мурманск назвать столицей? (Конечно, ведь Мурманск – главный город нашего заполярного края.)

– Запишем предложение под диктовку:

Мурманск – столица Заполярья.

– С какой буквы написали слова: Мурманск, Заполярье? Почему?

(Чтение текста о Мурманске)

– Какие ещё населённые пункты нашей области вы знаете?

Кольская земля – частица нашей великой Родины. Каждый человек любит и дорожит краем, где он родился и вырос. И мы мурманчане любим свой суровый край, стараемся изучать историю своего края.

Посмотрите сколько книг издано о нашем родном городе, о городах и сёлах Кольского полуострова. Из этих книг вы узнаете много интересного о своей малой родине.

6. Первичное закрепление.

Мы продолжаем наше путешествие по Кольской земле. И сейчас мы выполним задание, которое поможет узнать некоторые города и сёла Заполярья.

– Спишите слова, раскрыв скобки и выбрав нужную букву.

(К, к) ировск
(Н, н) икель
(А, а) патиты
(Л, л) овозеро
(У, у) мба
(М, м) урмаши

– Какую букву вы выбрали? Почему? (Подчеркнуть большую букву)

– Что обозначают слова первого столбика? Второго столбика?

– Чем отличается город от посёлка? (Чтение текстов из словаря)

7. Самостоятельная работа – работа в парах.

– Наше путешествие приближается к концу. Осталось выполнить ещё одно задание. У вас на партах лежит карта Мурманской области. Положите её посередине. Работать по карте будете вместе со своим соседом. Вам необходимо записать в алфавитном порядке, те города, которые подчёркнуты.

– Проверка коллективная.

Апатиты, Кандалакша, Кировск, Ковдор, Мончегорск, Мурманск, Никель, Оленегорск, Полярный, Североморск.

8. Итог урока.

Путешествие на сегодня закончено. На следующем уроке мы его продолжим. Вы очень хорошо поработали. Но в заключении давайте ещё раз повторим всё, что мы узнали нового сегодня на уроке.

9. Этап рефлексии.

– Если вам на уроке всё было понятно и у вас сейчас хорошее настроение – раскрасьте смайлики в красный цвет, если что-то осталось непонятным – в синий цвет.

А в заключении за хорошую работу я приготовила вам подарок – небольшой фрагмент фильма о Мурманске.