Цели и задачи урока:
- формировать представления о названии стран, городов, сёл, деревень;
- развивать умения писать географические названия с большой буквы;
- закрепление знания порядка букв русского алфавита;
- учить анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы;
- воспитание любви к родному краю, своему городу;
- воспитание интереса к русскому языку.
Оборудование: карта России, электронная презентация, запись песни Газманова “Москва, звонят колокола”, видеозапись “Мой Мурманск”, выставка книг о Мурманске.
Ход урока
1. Организационный момент.
“Прозвенел звонок –
Начинается урок”.
– Улыбнитесь друг другу, настройтесь на интересную и активную работу.
2. Чистописание.
Сегодня, ребята, у нас необычный урок – урок путешествие. Но чтобы оно прошло хорошо, к нему надо сначала подготовиться.
Запишем в тетради дату и место начала путешествия (число, месяц, классная работа).
Презентацию можно получить у автора статьи.
А теперь повторяем написание буквы М и её элементов, нижнее соединение букв.
– Почему слова Маша и Митя написаны с большой буквы?
– Подчеркните орфограмму.
3. Словарная работа.
– А сейчас орфографическая минутка. Запишите слова в столбик, поставьте ударение, подчеркните орфограммы (запись под диктовку).
– Коллективная проверка.
– Образуйте от этих слов фамилии (устно).
– Запишите в тетради во второй столбик: Морозов, Медведев, Берёзкин, Рябинин.
– Прочитайте слова парами: мороз – Морозов, ...
– Можно ли сказать, что они однокоренные. Почему? Выделите корень.
– С какой буквы написали фамилии? Почему? Подчеркните орфограмму.
– Какую орфограмму мы повторили?
Вывод: имена, отчества и фамилии людей пишутся с большой буквы. Это имена собственные.
4. Сообщение темы и цели урока.
Посмотрите на карту.
На ней изображены города, реки, моря, страны. Сегодня мы совершим путешествие в мир топонимики – науки, которая занимается географическими названиями. Это тоже имена собственные.
Сегодня только начало этого путешествия. Наш путь пройдёт через города, сёла, деревни.
5. Упражнение в написании географических названий.
а) Как называется наша страна? (Показать на карте)
– Какие страны вы ещё знаете?
– С какой буквы нужно писать названия стран? Почему?
Запись под диктовку слова Россия, подчеркнуть орфограммы.
– А какие страны являются близкими нашими северными соседями?
Прочитать по слогам, списать с доски:
Норвегия, Швеция, Финляндия.
Подчеркнуть орфограммы.
б) Назовите главный город России? Как называется главный город страны?
– Запишем предложение:
Москва – столица России.
Москва – древний и красивый город. Россияне гордятся своей столицей. О ней сложено немало стихов и песен.
Физкультминутка: сейчас мы с вами совершим путешествие по Москве. Закройте глаза и послушайте песню о Москве (что представили, слушая музыку).
в) Наше путешествие продолжается. И мы снова в своём родном городе, потому что здесь родина каждого из нас.
– Ребята, а можно Мурманск назвать столицей? (Конечно, ведь Мурманск – главный город нашего заполярного края.)
– Запишем предложение под диктовку:
Мурманск – столица Заполярья.
– С какой буквы написали слова: Мурманск, Заполярье? Почему?
(Чтение текста о Мурманске)
– Какие ещё населённые пункты нашей области вы знаете?
Кольская земля – частица нашей великой Родины. Каждый человек любит и дорожит краем, где он родился и вырос. И мы мурманчане любим свой суровый край, стараемся изучать историю своего края.
Посмотрите сколько книг издано о нашем родном городе, о городах и сёлах Кольского полуострова. Из этих книг вы узнаете много интересного о своей малой родине.
6. Первичное закрепление.
Мы продолжаем наше путешествие по Кольской земле. И сейчас мы выполним задание, которое поможет узнать некоторые города и сёла Заполярья.
– Спишите слова, раскрыв скобки и выбрав нужную букву.
(К, к) ировск (Н, н) икель (А, а) патиты |
(Л, л) овозеро (У, у) мба (М, м) урмаши |
– Какую букву вы выбрали? Почему? (Подчеркнуть большую букву)
– Что обозначают слова первого столбика? Второго столбика?
– Чем отличается город от посёлка? (Чтение текстов из словаря)
7. Самостоятельная работа – работа в парах.
– Наше путешествие приближается к концу. Осталось выполнить ещё одно задание. У вас на партах лежит карта Мурманской области. Положите её посередине. Работать по карте будете вместе со своим соседом. Вам необходимо записать в алфавитном порядке, те города, которые подчёркнуты.
– Проверка коллективная.
Апатиты, Кандалакша, Кировск, Ковдор, Мончегорск, Мурманск, Никель, Оленегорск, Полярный, Североморск.
8. Итог урока.
Путешествие на сегодня закончено. На следующем уроке мы его продолжим. Вы очень хорошо поработали. Но в заключении давайте ещё раз повторим всё, что мы узнали нового сегодня на уроке.
9. Этап рефлексии.
– Если вам на уроке всё было понятно и у вас сейчас хорошее настроение – раскрасьте смайлики в красный цвет, если что-то осталось непонятным – в синий цвет.
А в заключении за хорошую работу я приготовила вам подарок – небольшой фрагмент фильма о Мурманске.