Интегрированное занятие по ознакомлению дошкольников с художественной литературой (подготовительная логопедическая группа)

Разделы: Работа с дошкольниками, Логопедия


Цели занятия: расширить представления детей о сказках; обобщить знания о том, что сказки бывают народные, авторские, бытовые и волшебные; учить осмысливать содержание сказки, характеры персонажей; дать представление о некоторых жанровых особенностях русских народных сказок: определенный зачин, окончание, трехкратный повтор событий; учить разыгрывать небольшие эпизоды в пальчиковом театре; вызвать положительные эмоции. Развивать фантазию, воображение.

Материалы:

  • Выставка книг "Русские народные сказки",
  • Иллюстрации художников А. Васнецова, Б. Рачева, И. Билибина,
  • Куклы пальчикового театра.

Предварительная работа:

  • Разучивание пословиц, поговорок о дружбе.
  • Знакомство с художниками - иллюстраторами,
  • Чтение и рассматривание книг по теме "Русские народные сказки".

Ход занятия

1. Звучит музыка: "Вальс" Д. Шостаковича.

Воспитатель читает стихотворение:

О чем - то скрипит половица,
И спице опять не спится,
Присев на кровати, подушки
Уже навострили ушки:
И сразу меняются лица,
Меняются звуки и краски.
Тихонько скрипит половица,
По комнате ходит сказка.

Как вы уже догадались, сегодня мы побываем в гостях у сказки. Сказки бывают разные.

Как называются сказки, которые сочинил народ? (народные)

Как называются сказки, которые сочинили писатели? (авторские)

Сейчас я проверю, сможете ли вы отличить авторскую сказку от народной.

Улетела стрела и попала в болото.
А в том болоте поймал ее кто-то.
Кто, распростившись с зеленою кожей,
Сделался мигом красивой, пригожей

("Царевна лягушка" русская народная сказка);

Ель растет перед дворцом
А под ней хрустальный дом,
Белка там живет ручная,
Да затейница какая!

("Сказка о царе Салтане:" А.С.Пушкин, авторская);

Нет ни речки, ни пруда, где воды напиться.
Очень вкусная вода в ямке от копытца.

("Сестрица Аленушка и братец Иванушка" русская народная сказка);

Появилась девочка в чашечке цветка.
И была та девочка чуть больше ноготка.
В ореховой скорлупке та девочка спала
И маленькую ласточку от холода спасла.

("Дюймовочка" Х.К.Андерсен авторская).

Много сказок на свете, попробуйте сосчитать звезды на небе, деревья в лесу, капли воды в море. Вот сколько сказок на свете.

2. Воспитатель приглашает детей подойти к выставке книг по теме "Русские народные сказки".

Как называются художники, рисующие героев сказок? (иллюстраторы)

Каких художников - иллюстраторов вы знаете? (Васнецов, Рачев, Билибин и др.)

Нам прислал художник письмо, а в нем иллюстрации к сказкам. Давайте, по иллюстрациям определим название сказки, назовем героев сказки. (Дети отгадывают сказку, воспитатель напоминает им о том, какая сказка волшебная, а какая бытовая).

3. Русский народ сочинил много сказок о животных. Вспомним, каких животных мы встречали в сказках. Поможет нам в этом игра "Собери словечко". Проводит игру логопед.

Детям раздаются карточки со слогами, они должны сложить из них названия животных.

  • Заяц
  • Медведь
  • Собака
  • Журавль
  • Лиса
  • Ворона

Логопед:

  • назовите двусложные слова (заяц, медведь, журавль);
  • трехсложные слова (ворона, собака);
  • а кто из животных чаще всего встречается в сказках? (лиса)
  • как ее называют? (кума, Лизавета, Патрикеевна)
  • какие слова соответствуют характеру Лисы? (добрая, жадная, хитрая, коварная, отзывчатая)
  • а в какой сказке лиса обманула Колобка? Скажите, почему Колобок попал к ней на язычок? (Колобок доверчивый, а Лиса хитрая).

4. Физминутка "Колобок"

Колобок, колобок, идут в полуприседе, поставив руки на пояс.
Колобок - румяный бок.
По дорожке покатился бегут на носочках, держа руки на поясе.
И назад не воротился.
Встретил мишку, волка, зайку встав лицом в круг, изображают медведя, волка и зайца.
Всем играл на балалайке, изображают игру на балалайке.
У лисы спел на носу, пляшут вприсядку.
Больше нет его в лесу. Разводят руками.

5. Воспитатель, обращаясь к детям, говорит, что сегодня мы познакомимся еще с одной русской народной сказкой, в которой рассказывается о проделках Лисы. Посмотрите на книгу (показывает книгу детям). Можно ли по иллюстрации догадаться, кто главные герои сказки? (да, это Лиса и Петушок). А еще одного героя вы узнаете, отгадав загадку:

Этот зверь живет лишь дома,
С этим зверем все знакомы:
У него усы, как спицы.
Он, мурлыча, песнь поет.
Только мышь его боится.
Угадали? Это: (Кот).

Воспитатель: есть и еще один герой в этой сказке. Узнаете его, если внимательно будете слушать сказку.

Читает сказку. Кто же этот герой? (Дрозд).

Посмотрите иллюстрацию, видите, как важно вышагивает Кот, а рядом с ним идет Дрозд, который несет гусли. Написал эти иллюстрации художник Б.Рачев.

6. Инсценировка отрывков сказки (песенка Лисы, Петушка).

7. Беседа с детьми по сказке.

Понравилась ли вам сказка?

Кто больше всего понравился?

Почему?

Спасли ли герои Петушка?

Воспитатель предлагает детям вспомнить зачин сказки, читает его еще раз и проводит беседу по сказке.

Где жили герои сказки? (в лесу, в избушке);

Чем они занимались? (Кот да Дрозд в лес ходили дрова рубить, а Петушок домовничал);

Какую песенку пела Лисица? Каким голосом? (нежным голосом);

Кого Петушок звал на помощь? (друзей);

Хорошими друзьями оказались Дрозд и Кот? (они оказались хорошими и верными друзьями);

В чем заключается их дружба? (не бросают друзей, из беды выручают).

Воспитатель: Как вы думаете, какая пословица выражает главную мысль? "Другу всегда помогай, из беды выручай". Прекрасно, когда на свете есть друзья!

8. Итог занятия.

Оценка работы детей.

Прослушивание песни о дружбе "Настоящий друг" (слова М.Пляцковского).

Литература:

  1. Учебно - методическое пособие.- Издательский дом "Карапуз" Творческий центр "Сфера", 2009.
  2. Иванова О.А. Учимся читать художественную литературу. Для работы с детьми старшего дошкольного возраста, - М. "Школьная пресса", 2005.
  3. Русские народные сказки. - М. "Правда", 1985.