Цели занятия: расширить представления детей о сказках; обобщить знания о том, что сказки бывают народные, авторские, бытовые и волшебные; учить осмысливать содержание сказки, характеры персонажей; дать представление о некоторых жанровых особенностях русских народных сказок: определенный зачин, окончание, трехкратный повтор событий; учить разыгрывать небольшие эпизоды в пальчиковом театре; вызвать положительные эмоции. Развивать фантазию, воображение.
Материалы:
- Выставка книг "Русские народные сказки",
- Иллюстрации художников А. Васнецова, Б. Рачева, И. Билибина,
- Куклы пальчикового театра.
Предварительная работа:
- Разучивание пословиц, поговорок о дружбе.
- Знакомство с художниками - иллюстраторами,
- Чтение и рассматривание книг по теме "Русские народные сказки".
Ход занятия
1. Звучит музыка: "Вальс" Д. Шостаковича.
Воспитатель читает стихотворение:
О чем - то скрипит половица,
И спице опять не спится,
Присев на кровати, подушки
Уже навострили ушки:
И сразу меняются лица,
Меняются звуки и краски.
Тихонько скрипит половица,
По комнате ходит сказка.
Как вы уже догадались, сегодня мы побываем в гостях у сказки. Сказки бывают разные.
Как называются сказки, которые сочинил народ? (народные)
Как называются сказки, которые сочинили писатели? (авторские)
Сейчас я проверю, сможете ли вы отличить авторскую сказку от народной.
Улетела стрела и попала в болото.
А в том болоте поймал ее кто-то.
Кто, распростившись с зеленою кожей,
Сделался мигом красивой, пригожей
("Царевна лягушка" русская народная сказка);
Ель растет перед дворцом
А под ней хрустальный дом,
Белка там живет ручная,
Да затейница какая!
("Сказка о царе Салтане:" А.С.Пушкин, авторская);
Нет ни речки, ни пруда, где воды напиться.
Очень вкусная вода в ямке от копытца.
("Сестрица Аленушка и братец Иванушка" русская народная сказка);
Появилась девочка в чашечке цветка.
И была та девочка чуть больше ноготка.
В ореховой скорлупке та девочка спала
И маленькую ласточку от холода спасла.
("Дюймовочка" Х.К.Андерсен авторская).
Много сказок на свете, попробуйте сосчитать звезды на небе, деревья в лесу, капли воды в море. Вот сколько сказок на свете.
2. Воспитатель приглашает детей подойти к выставке книг по теме "Русские народные сказки".
Как называются художники, рисующие героев сказок? (иллюстраторы)
Каких художников - иллюстраторов вы знаете? (Васнецов, Рачев, Билибин и др.)
Нам прислал художник письмо, а в нем иллюстрации к сказкам. Давайте, по иллюстрациям определим название сказки, назовем героев сказки. (Дети отгадывают сказку, воспитатель напоминает им о том, какая сказка волшебная, а какая бытовая).
3. Русский народ сочинил много сказок о животных. Вспомним, каких животных мы встречали в сказках. Поможет нам в этом игра "Собери словечко". Проводит игру логопед.
Детям раздаются карточки со слогами, они должны сложить из них названия животных.
- Заяц
- Медведь
- Собака
- Журавль
- Лиса
- Ворона
Логопед:
- назовите двусложные слова (заяц, медведь, журавль);
- трехсложные слова (ворона, собака);
- а кто из животных чаще всего встречается в сказках? (лиса)
- как ее называют? (кума, Лизавета, Патрикеевна)
- какие слова соответствуют характеру Лисы? (добрая, жадная, хитрая, коварная, отзывчатая)
- а в какой сказке лиса обманула Колобка? Скажите, почему Колобок попал к ней на язычок? (Колобок доверчивый, а Лиса хитрая).
4. Физминутка "Колобок"
Колобок, колобок, идут в полуприседе, поставив руки на пояс.
Колобок - румяный бок.
По дорожке покатился бегут на носочках, держа руки на поясе.
И назад не воротился.
Встретил мишку, волка, зайку встав лицом в круг, изображают медведя, волка и зайца.
Всем играл на балалайке, изображают игру на балалайке.
У лисы спел на носу, пляшут вприсядку.
Больше нет его в лесу. Разводят руками.
5. Воспитатель, обращаясь к детям, говорит, что сегодня мы познакомимся еще с одной русской народной сказкой, в которой рассказывается о проделках Лисы. Посмотрите на книгу (показывает книгу детям). Можно ли по иллюстрации догадаться, кто главные герои сказки? (да, это Лиса и Петушок). А еще одного героя вы узнаете, отгадав загадку:
Этот зверь живет лишь дома,
С этим зверем все знакомы:
У него усы, как спицы.
Он, мурлыча, песнь поет.
Только мышь его боится.
Угадали? Это: (Кот).
Воспитатель: есть и еще один герой в этой сказке. Узнаете его, если внимательно будете слушать сказку.
Читает сказку. Кто же этот герой? (Дрозд).
Посмотрите иллюстрацию, видите, как важно вышагивает Кот, а рядом с ним идет Дрозд, который несет гусли. Написал эти иллюстрации художник Б.Рачев.
6. Инсценировка отрывков сказки (песенка Лисы, Петушка).
7. Беседа с детьми по сказке.
Понравилась ли вам сказка?
Кто больше всего понравился?
Почему?
Спасли ли герои Петушка?
Воспитатель предлагает детям вспомнить зачин сказки, читает его еще раз и проводит беседу по сказке.
Где жили герои сказки? (в лесу, в избушке);
Чем они занимались? (Кот да Дрозд в лес ходили дрова рубить, а Петушок домовничал);
Какую песенку пела Лисица? Каким голосом? (нежным голосом);
Кого Петушок звал на помощь? (друзей);
Хорошими друзьями оказались Дрозд и Кот? (они оказались хорошими и верными друзьями);
В чем заключается их дружба? (не бросают друзей, из беды выручают).
Воспитатель: Как вы думаете, какая пословица выражает главную мысль? "Другу всегда помогай, из беды выручай". Прекрасно, когда на свете есть друзья!
8. Итог занятия.
Оценка работы детей.
Прослушивание песни о дружбе "Настоящий друг" (слова М.Пляцковского).
Литература:
- Учебно - методическое пособие.- Издательский дом "Карапуз" Творческий центр "Сфера", 2009.
- Иванова О.А. Учимся читать художественную литературу. Для работы с детьми старшего дошкольного возраста, - М. "Школьная пресса", 2005.
- Русские народные сказки. - М. "Правда", 1985.