Учимся проверять слова с безударной гласной

Разделы: Начальная школа


Цель: обобщать знания детей о проверяемой безударной гласной в корне слова.

Задачи:

  • формировать умения детей в написании слов с безударной гласной в корне слова.
  • уточнить представление детей о способе проверки безударных гласных в корне слова путём подбора родственных слов с сильной позицией гласного в корне;
  • развивать и обобщать словарный запас учащихся через восприятие текста;
  • содействовать формированию культуры общения, воспитание бережного отношения к хлебу.

Ход урока

1. Чистописание: Хх хб хе хл хлеб

2. Словарная работа:

а) Игра: "Сильный - слабый" (у доски 3 ученика ставят в словах ударение)

пшеничный полевой золотая
каравай земли уродились
озимые хлебушек колосья

б) Класс выполняет работу в парах по уровням:

Каждая пара выбирает себе уровень:

1 уровень: Отгадай, запиши отгадку - проверь орфограмму:

1).

В землю тёплую уйду
К солнцу колосом взойду,
В нём тогда таких, как я.
Будет целая семья: (зерно-зёрна)

2)

Он на солнышке стоит
И усами шевелит
Разомни его в ладони-
Золотым зерном набит. (колос-колосья)

2 уровень:

а) Найди и запиши три отгадки:

В поле выросла, под жерновом была,
Из печки на стол, караваем пришла. (пшеница - мука - хлеб )

б). Вставь пропущенные буквы, проверь их:

Прил(е-и)тели к нам с(и-е )нички,
С(и-е)дят прямо на окне.

3 уровень: Вставь пропущенные буквы, проверь их:

а)

Кто п(а-о)хал не ленился
У того и хлеб ур(о-а)дился.

б) Подбери родственные слова, подчеркни проверочные:

Корм - кормить, кормушка, покормил, закормил, прикормил, подкормка.

Проверка словарной работы по группам.

-В каких словах гласная находится в слабой позиции?

-Какие гласные требуют проверки? (о-а, е-и, я)

Учитель:

- Ребята, кто дагадался, какая тема сегодня на уроке?

(Ответы детей)

3. Тема урока: "Учимся проверять слова с безударной гласной о - а, е - и, я, в слабой позиции".

-Какие цели вы можете поставить перед собой?

(На столе у детей карточки с текстом :)

:::::::

1). Вот и хлеба созрели. С утра ползёт по хлебному полю комбайн. Он косит рожь. Весь день пылят по дороге грузовики. Они до бортов полны зерном.

Не верится, что весь хлеб висел и качался в поле на тонких стебельках:

- Эти предложения можно назвать текстом? Почему?

-Как можно озаглавить данный текст?

- Какова основная мысль текста?

Учитель читает на слайде:

Хлеб - это самый главный и самый дорогой
Плод матери-земли и
Рук человеческих.

-Как вы понимаете это выражение? (хлеб растёт на полях, трудится человек)

-Как вы думаете, могут ли расти булки на дереве?

-Хлеб может вырасти без труда человека?

-Вы, ребята, ещё маленькие, но можете помочь взрослым беречь хлеб, но как?

-Для чего можно использовать крошки хлеба?

2) -Какое правило о бережном отношении к Хлебу нужно помнить ежедневно дома и приходя в школьную столовую? (Дети сочиняют правила, работая в группах, зачитывают составленные правила)

- Зачитаем правила на слайдах:

-Хлеба к обеду в меру бери -Без хлеба нет обеда.
-Хлеб не игрушка им не сори! -Хлеб наше богатство,
- Бережно относитесь к хлебу! -Берегите ХЛЕБ!

3) Что такое ХЛЕБ?

а) -Посмотрите в словаре значение этого слова.

"Хлеб - пищевой продукт, выпекаемый из муки".

б) Подберите родственные слова к слову "Хлеб", запишите.

Хлеб - хлебушко, хлебцы, хлебный. хлебница, хлебовозка, хлебопёк, хлебопекарня, хлебороб, хлебопашец, хлебозавод:

4. Работа по уровням:

-Мы с вами поможем сберечь хлеб, если найдём все слова из этого текста на нашу тему и сумеем проверить их:

а) 1 уровень: найти из текста 2 слова и проверь их;

б) 2 уровень: найти 3 слова.

в) 3 уровень: найти по 5 слов и составить предложения, которые продолжат этот текст.

г) Проверка найденных слов с безударной гласной.

д) Стих читает ученик:

Не напрасно народ
С давних пор и поныне
Хлеб насущий зовёт
Самой первой святыней.
Золотые слова
Забывать мы не вправе:
"Хлеб всему голова!"
В поле, в доме, в державе!

(читают дети хором на слайде выделенные слова)

-Когда так говорят: "Золотые слова?"

- В каком значении употребляется слово - "золотые"?

5. Запись слова и проверка безударных гласных.

Золотые-золото, позолоченный.

-Как ещё можно назвать эти слова? (однокоренные)

6. Физминутка.

Найди и хлопни в Ладоши, когда услышишь слова с гласной в сильной позиции:

Д..леко, даль, п..левой, поле, хлебный, хл..бопёк, п..карня, пекарь, з..мля, земли.

7. Игра "Поединок" (вызываются 4 ученика, они подбирают слова в слабой позиции:)

а)

колос- дом- лист- дождь-
сад- глаз- лес- грязь-
поле- хлеб- зверь- тропка-

б). Класс работает по группам:

1 группа: игра "Подобрать как можно больше слов с тремя гласными "о"

(болото, волокно, волосок, городок, голосок, дорогой, золото, колосок:)

2 группа: игра "Подобрать как можно больше слов с тремя гласными "а".

(барабан, баранка, ватага, забава, загадка, задача, закладка, закалка, замазка, каравай:)

3 группа: работает на компьютере по программе "Фраза" по теме "Безударная гласная в корне слова"

8. Ребята послушайте, как во время Великой Отечественной войны относились к хлебным семенам: (текст читает учитель)

Хлебным семенам нет цены. Во времена общих бед и катастроф люди в первую очередь спасали семена. В голодном блокадном Ленинграде люди сумели сохранить семена лучших сортов ржи и пшеницы. Они совершили научный подвиг в годы войны:

- Что нового вы узнали из текста?

- Как можно закончить этот рассказ? (Текст на столе у каждого ученика)

- Прочитать и придумать продолжение этого рассказа - это домашнее задание.

9. Самостоятельная работа: спишите, вставляя пропущенные буквы:

Кто п(а-о)хал не л(е-и)нился
У того и хлеб ур(о-а)дился.

Проверка в парах. Оценивание.

10. Рефлексия: (стих читает учитель)

Положил в котомку-сыр, печенье
Для роскоши миндаль
Хлеб не взял - ведь это же мученье
Волочиться с ним в такую даль
Всё же бабка сунула краюху-
Положив его на самый свет
"Ты сынок послушайся старуху-
Хлеб родимый сам себя несёт"

- Почему так бабушка сказала?

б) Соберите пословицы о хлебе. (У детей на столе конвертики с разрезанными пословицами)

Хлеб всему голова.

Хлеб и соль кушай, а добрых людей слушай.

Без соли, без хлеба худая беседа.

Без хлеба нет обеда.

Хлеба ни куска в горнице тоска.

11. Сегодня на уроке:

- Что было сложно на уроке?

- Что хорошо умеете делать сами?

Я - узнал:

Я - научился:

Я - смогу:

Я - могу похвалить себя и своих товарищей:

Спасибо, ребята, за урок, вы были МОЛОДЦЫ.