Цель: обобщать знания детей о проверяемой безударной гласной в корне слова.
Задачи:
- формировать умения детей в написании слов с безударной гласной в корне слова.
- уточнить представление детей о способе проверки безударных гласных в корне слова путём подбора родственных слов с сильной позицией гласного в корне;
- развивать и обобщать словарный запас учащихся через восприятие текста;
- содействовать формированию культуры общения, воспитание бережного отношения к хлебу.
Ход урока
1. Чистописание: Хх хб хе хл хлеб
2. Словарная работа:
а) Игра: "Сильный - слабый" (у доски 3 ученика ставят в словах ударение)
пшеничный | полевой | золотая |
каравай | земли | уродились |
озимые | хлебушек | колосья |
б) Класс выполняет работу в парах по уровням:
Каждая пара выбирает себе уровень:
1 уровень: Отгадай, запиши отгадку - проверь орфограмму:
1).
В землю тёплую уйду
К солнцу колосом взойду,
В нём тогда таких, как я.
Будет целая семья: (зерно-зёрна)
2)
Он на солнышке стоит
И усами шевелит
Разомни его в ладони-
Золотым зерном набит. (колос-колосья)
2 уровень:
а) Найди и запиши три отгадки:
В поле выросла, под жерновом была,
Из печки на стол, караваем пришла. (пшеница - мука - хлеб )
б). Вставь пропущенные буквы, проверь их:
Прил(е-и)тели к нам с(и-е )нички,
С(и-е)дят прямо на окне.
3 уровень: Вставь пропущенные буквы, проверь их:
а)
Кто п(а-о)хал не ленился
У того и хлеб ур(о-а)дился.
б) Подбери родственные слова, подчеркни проверочные:
Корм - кормить, кормушка, покормил, закормил, прикормил, подкормка.
Проверка словарной работы по группам.
-В каких словах гласная находится в слабой позиции?
-Какие гласные требуют проверки? (о-а, е-и, я)
Учитель:
- Ребята, кто дагадался, какая тема сегодня на уроке?
(Ответы детей)
3. Тема урока: "Учимся проверять слова с безударной гласной о - а, е - и, я, в слабой позиции".
-Какие цели вы можете поставить перед собой?
(На столе у детей карточки с текстом :)
:::::::
1). Вот и хлеба созрели. С утра ползёт по хлебному полю комбайн. Он косит рожь. Весь день пылят по дороге грузовики. Они до бортов полны зерном.
Не верится, что весь хлеб висел и качался в поле на тонких стебельках:
- Эти предложения можно назвать текстом? Почему?
-Как можно озаглавить данный текст?
- Какова основная мысль текста?
Учитель читает на слайде:
Хлеб - это самый главный и самый дорогой
Плод матери-земли и
Рук человеческих.
-Как вы понимаете это выражение? (хлеб растёт на полях, трудится человек)
-Как вы думаете, могут ли расти булки на дереве?
-Хлеб может вырасти без труда человека?
-Вы, ребята, ещё маленькие, но можете помочь взрослым беречь хлеб, но как?
-Для чего можно использовать крошки хлеба?
2) -Какое правило о бережном отношении к Хлебу нужно помнить ежедневно дома и приходя в школьную столовую? (Дети сочиняют правила, работая в группах, зачитывают составленные правила)
- Зачитаем правила на слайдах:
-Хлеба к обеду в меру бери | -Без хлеба нет обеда. |
-Хлеб не игрушка им не сори! | -Хлеб наше богатство, |
- Бережно относитесь к хлебу! | -Берегите ХЛЕБ! |
3) Что такое ХЛЕБ?
а) -Посмотрите в словаре значение этого слова.
"Хлеб - пищевой продукт, выпекаемый из муки".
б) Подберите родственные слова к слову "Хлеб", запишите.
Хлеб - хлебушко, хлебцы, хлебный. хлебница, хлебовозка, хлебопёк, хлебопекарня, хлебороб, хлебопашец, хлебозавод:
4. Работа по уровням:
-Мы с вами поможем сберечь хлеб, если найдём все слова из этого текста на нашу тему и сумеем проверить их:
а) 1 уровень: найти из текста 2 слова и проверь их;
б) 2 уровень: найти 3 слова.
в) 3 уровень: найти по 5 слов и составить предложения, которые продолжат этот текст.
г) Проверка найденных слов с безударной гласной.
д) Стих читает ученик:
Не напрасно народ
С давних пор и поныне
Хлеб насущий зовёт
Самой первой святыней.
Золотые слова
Забывать мы не вправе:
"Хлеб всему голова!"
В поле, в доме, в державе!
(читают дети хором на слайде выделенные слова)
-Когда так говорят: "Золотые слова?"
- В каком значении употребляется слово - "золотые"?
5. Запись слова и проверка безударных гласных.
Золотые-золото, позолоченный.
-Как ещё можно назвать эти слова? (однокоренные)
6. Физминутка.
Найди и хлопни в Ладоши, когда услышишь слова с гласной в сильной позиции:
Д..леко, даль, п..левой, поле, хлебный, хл..бопёк, п..карня, пекарь, з..мля, земли.
7. Игра "Поединок" (вызываются 4 ученика, они подбирают слова в слабой позиции:)
а)
колос- | дом- | лист- | дождь- |
сад- | глаз- | лес- | грязь- |
поле- | хлеб- | зверь- | тропка- |
б). Класс работает по группам:
1 группа: игра "Подобрать как можно больше слов с тремя гласными "о"
(болото, волокно, волосок, городок, голосок, дорогой, золото, колосок:)
2 группа: игра "Подобрать как можно больше слов с тремя гласными "а".
(барабан, баранка, ватага, забава, загадка, задача, закладка, закалка, замазка, каравай:)
3 группа: работает на компьютере по программе "Фраза" по теме "Безударная гласная в корне слова"
8. Ребята послушайте, как во время Великой Отечественной войны относились к хлебным семенам: (текст читает учитель)
Хлебным семенам нет цены. Во времена общих бед и катастроф люди в первую очередь спасали семена. В голодном блокадном Ленинграде люди сумели сохранить семена лучших сортов ржи и пшеницы. Они совершили научный подвиг в годы войны:
- Что нового вы узнали из текста?
- Как можно закончить этот рассказ? (Текст на столе у каждого ученика)
- Прочитать и придумать продолжение этого рассказа - это домашнее задание.
9. Самостоятельная работа: спишите, вставляя пропущенные буквы:
Кто п(а-о)хал не л(е-и)нился
У того и хлеб ур(о-а)дился.
Проверка в парах. Оценивание.
10. Рефлексия: (стих читает учитель)
Положил в котомку-сыр, печенье
Для роскоши миндаль
Хлеб не взял - ведь это же мученье
Волочиться с ним в такую даль
Всё же бабка сунула краюху-
Положив его на самый свет
"Ты сынок послушайся старуху-
Хлеб родимый сам себя несёт"
- Почему так бабушка сказала?
б) Соберите пословицы о хлебе. (У детей на столе конвертики с разрезанными пословицами)
Хлеб всему голова.
Хлеб и соль кушай, а добрых людей слушай.
Без соли, без хлеба худая беседа.
Без хлеба нет обеда.
Хлеба ни куска в горнице тоска.
11. Сегодня на уроке:
- Что было сложно на уроке?
- Что хорошо умеете делать сами?
Я - узнал:
Я - научился:
Я - смогу:
Я - могу похвалить себя и своих товарищей:
Спасибо, ребята, за урок, вы были МОЛОДЦЫ.