Цель: Через программное произведение познакомить детей с жанром «сюита».
Оборудование: Мультимедийный аппарат, Ноутбук.
Ход урока
Музыкальное приветствие: (темп вальса)
Музыка здравствуй, музыка здравствуй, музыка, музыка-а
Праздник прекрасный, праздник прекрасный
Дарит нам музыка
– Здравствуйте девочки – здравствуйте
– Здравствуйте мальчики – здравствуйте
– Все первоклассники – здравствуйте
Здравствуйте, здравствуйте, все.
Повторение
– Перечислите музыкальные жанры, с которыми мы познакомились в первой четверти
– По какой особенности мы узнаём
- марш – пульс
- танец – притопы
- песню – мелодия
Беседа учителя: Сегодня мы познакомимся с новым музыкальным жанром – СЮИТА
Пока я могу сказать только то, что это инструментальный жанр, а какие особенности у этого произведения вы сами узнаете к концу урока.
А поможет нам разобраться удивительный французский композитор Камиль Сен-Санс (слайд 1)
Сен-Санс прожил долгую жизнь (86 лет)
С 3-х лет занимался музыкой
С 5-ти начал сочинять
С 10-ти дал свой первый концерт
Дирижер, пианист, педагог, автор книг по философии, литературе, живописи, театру, писал стихи, пьесы, замечательно рисовал карикатуры, коллекционировал бабочек и минералы, любитель путешествий. Его познания в астрономии и физике, археологии и истории, зоологии и ботанике не уступали ученым.
Поистине универсально одаренная, необыкновенно деятельная личность!
Им написано огромное количество произведений. Мы сегодня познакомимся с фрагментами его произведения, которое он написал в уединенном местечке в Австрии.
О чем же оно, догадайтесь сами:
В этой сюите, – увидите сами!
– Ноты живые: с хвостами, с усами.
Бегать умеют они и летать,
Ползать и плавать, кусать и хватать.
Ноты мохнатые,
Ноты пернатые,
Стройные ноты и даже горбатые,
Добрые, злые,
Наземные, водные –
Кто же они?
Догадались? ЖИВОТНЫЕ
А какие произведения мы слушали и пели о животных на уроках?
- «Танец молодого бегемота»
- «Уж как шла лиса»
- «Дон дон»
- «Перепелочка»
Исполнение «Уж как шла лиса»
Да, произведение называется «Карнавал животных» (слайд 2)
А что такое карнавал?
Наши животные тоже будут в масках, но маски необычные – музыкальные.
И так отправляемся на музыкальный карнавал, а открывает его животное, которое вы должны отгадать. Вам помогут звуки, изображающие голос, повадки, манеры этого животного. Так же вам подскажет жанр, который вы должны определить. И так начали…
Слушание: «Королевский марш львов».
Вам надо их отгадать Помогут вам средства музыкальной выразительности (регистр, темп, тембр, лад, динамика... И так слушаем…
«Королевский марш львов»
Обсуждение услышанного: как догадались, определение регистра, характера, изобразительности, жанра… Почему именно это животное открывает сюиту. (слайд 3)
Исполняют их следующие инструменты:
- Флейта (слайд 4)
- Кларнет (слайд5)
- Стеклянная гармоника (слайд 6)
- Ксилофон (слайд 7)
- Фортепиано (слайд 8)
- Скрипка (слайд 9)
- Виолончель (слайд 10)
- Контрабас (слайд 11)
Давайте наш урок завершим песней про «Львенка и черепаху»
Исполнение «Песенка Львенка и Черепахи»
Дополнение к последующим урокам. И слайды 12 и 13.
- «Петух и куры»
Кто так заливисто поет
О том, что солнышко встает?
(петух)
Эти всюду ходят вместе,
Вместе дремлют на насесте,
Вместе раньше всех встают,
Очень долго воду пьют:
После каждого глотка
Долго смотрят в облака
(куры)
- «Черепаха»
Идет спокойно, не спеша,
Пусть видят все, как хороша,
Удобна и прочна рубаха,
В которой ходит...
(черепаха)
Что за чудо? Вот так чудо…
Сверху блюдо, снизу блюдо.
Ходит чудо по дороге –
Голова торчит, да ноги
(черепаха)
- «Слон»
Хобот длинный, пасть с клыками,
Ноги кажутся столбами,
Как гора огромен он.
Догадались? Это... (слон!)
Очень много силы в нем
Ростом он почти, что с дом.
У него огромный нос.
Будто нос лет тысячу рос.
(слон)
- «Аквариум»
Стеклянный домик на окне
С прозрачною водой,
С камнями и песком на дне
И с рыбкой золотой.
(аквариум)
- «Осел»
Я его узнаю сам по его большим ушам
(осел)
Сер, да не волк, длинноух, но не заяц
С копытами, да не лошадь
(осел)
Загадки-обманки
Владимир Борисов
Быстрее всех от страха
Несётся .... (черепаха – заяц)
Зимой в берлоге
Видит сон
Лохматый,
Косолапый... (слон – медведь)
По горной круче проходил
Обросший шерстью ... (крокодил – козёл)
В тёплой лужице своей
Громко квакал... (соловей, муравей – лягушонок)
С пальмы вниз,
На пальму снова
Ловко прыгает... (корова – обезьяна)
Над лесной поляной
Ночью
Долго слышался
Кошмар:
Ухал, ахал,
Выл по-волчьи
И пугал зверей ... (комар – сова)
К цветку приставишь ухо,
А в нём жужжит, поёт
Старательная... (муха – пчела)
И собирает мёд.Марк Шварц
В чаще голову задрав,
Воет с голоду... (жираф – волк)
Клубком свернулся – ну-ка тронь!
Со всех сторон колючий... (конь – ёжик)
Длиннее шеи не найдёшь.
Сорвёт любую ветку ... (ёж – жираф)
Под луною песню петь
Сел на веточку... (медведь – соловей)
-Кто в малине знает толк?
- Косолапый, бурый ... (волк – медведь)
На заборе поутру
кукарекал... (кенгуру – петух)
Как в автобусный салон
К маме в сумку прыгнул... (слон – кенгуру)
Ест осоку в речке Нил
Неуклюжий... (крокодил – бегемот)
Над лесом
Солнца луч потух,
Крадётся
Царь зверей... (петух – лев)
Все преграды одолев,
Бьёт копытом верный... (лев – конь)
Сено хоботом берёт
Толстокожий ... (бегемот – слон)
Простой вопрос для малышей:
"Кого боится кот?" ... (мышей – собак)
Дочерей и сыновей
Учит хрюкать... (соловей – свинья)
Хвост веером, на голове корона.
Нет птицы краше, чем ... (ворона – павлин)
По сосне, как в барабан,
Застучал в лесу... (кабан – дятел)
Кто любит по ветвям носиться?
Конечно, рыжая ... (лисица – белка)
Кто стучит как в барабан?
На сосне сидит ... (баран – дятел)