Цели урока:
- проверить знания учащихся по пройденным разделам в нетрадиционной форме;
- обобщить полученные знания учащихся;
- способствовать сплочению классного коллектива;
- развивать умения ребят работать в группах;
- заинтересовать учащихся изучением дополнительной литературы;
Форма урока: познавательная историческая игра с использованием мультимедийной презентации.
План проведения игры:
Вступительная часть. Формирование и представление команд.
Игровая часть . Состоит из нескольких туров, жюри подсчитывает баллы.
Заключительная часть. Подведение итогов игры, награждение.
Структура игры
Название тура | Задание тура | Оценка тура |
1. Разминка | Командам предлагается 8 вопросов, нужно дать быстрые и правильные ответы. | 1 правильный ответ - 1 балл. |
2. Хронологическая эстафета | Каждый член команды пишет последовательно дату события, которое появляется на экране. | 1 правильный ответ - 1 балл. |
3. Крылатые выражения | Капитаны команд получают задания на листах, задача- объяснить, что означают выражения и с какими событиями связаны. | За правильный и полный ответ - 2 балла. |
4. Шарады | Команды разгадывают шарады. | 1 правильный ответ - 1 балл. |
5. Слова великих | Члены команды отгадывают, кому принадлежат высказывания. | 1 правильный ответ - 1 балл. |
6. Дальше, дальше: | За 2 мин. команды должны ответить на наибольшее количество вопросов. | 1 правильный ответ - 1 балл. |
7. Истории Мюнхгаузена | Команды за 5 мин. должны составить рассказ на заданную тему с 5 ошибками. | От 1 до 7 баллов за рассказ, 1 найденная ошибка -1 балл. |
Ход игры
После формирования команд, выбора капитанов, представления команд(название команды, девиз) структура игры выводится на экран проектора для знакомства с ней ребят. Вопросы появляются на экране в 1,2,6 турах, учитель комментирует их и ребята отвечают, быстро реагируя поднятием руки. Жюри(из ребят- старшеклассников или учителей) следит за быстротой реакции ребят и подсчитывает правильные ответы.
В 3,4,5,7 турах капитаны команд вытаскивают карточки с заданиями для команды. На экран выводятся подсказки для ребят, содержащие информацию о сути задания. Жюри подсчитывает баллы в ходе игры и записывает результаты в сравнительную таблицу на доске. В конце урока подводятся итоги и награждаются победители. Можно сделать выставку дополнительной литературы по "Истории средних веков", предложив ребятам прочитать понравившиеся сюжеты из изученного курса.
Примерами заданий 3-го тура"Крылатые выражения" могут быть:
- объясните крылатые выражения и вспомните в связи с какими событиями они появились:
- "Городской воздух делает человека свободным"(в Средневековье крестьяне, сбежавшие в город от феодала и прожившие там год и один день, получали свободу)
- "Что с возу упало, то пропало"(В Средневековье земля и все, что находилось на ней, принадлежало феодалу. Если товар купца падал с воза, то он переходил в собственность владельца земли).
Примерами заданий 4-го тура "Шарады" могут быть:
- Первая часть слова - бог Солнца в Египте;
- Вторая - музыкальное приветствие;
- Третья - начальная буква алфавита;
- Целое - здание городского совета в Средневековье. (Ратуша).
- Первый слог - звук смеха;
- Второй - верхняя часть женского платья;
- Целое - правитель на Востоке. (Халиф).
Примерами заданий 5-го тура "Слова великих" могут быть:
- "Сабля и религия неразлучны" (Мехмед II )
- "Выступайте против неверных! Спешите в бой! Тот, кто здесь горестен и беден, станет радостен и богат" (Римский папа Урбан II ).
Примерами заданий 7-го тура " Истории Мюнхгаузена" могут быть:
Темы для рассказов:
- "Рыцарский турнир"
- "В средневековом городе"
- "Штурм крестоносцами Иерусалима"
Список литературы.
1. Агибалова Е. В. , Донской Г. М. История средних веков: учеб. для 6 класса. М. , Просвещение,2006.
2. Брандт М. Ю. История средних веков. Учебник для 6 класса. М. : Дрофа,2005.
3. Дорожкина Н. И. Современный урок истории: использование мультимедийных презентаций: 5-11 классы. -М. :ВАКО,2009.
4. Игры и занимательные задания по истории/ Авт. -сост. М. А. Субботина, И. Б. Горячева, Л. М. Добролюбова и др. -М. : Дрофа, 2003.
5. Лебедева И. М. Организация и проведение исторических олимпиад в 6-9 классах. - М. : Просвещение,2003.
6. http://wikipedia. ru