Цели:
- закрепление правильного произношения звука [Ш] в слогах, словах, предложениях с опорой на зрительное и слуховое восприятие, на кинетические ощущения;
- развитие фонематического восприятия;
- формирование навыка звукобуквенного анализа и синтеза слогов и слов;
- обогащение словарного запаса;
- развитие интеллектуальных функций (мышления, памяти, внимания).
Оборудование: зеркала, предметные и сюжетные картинки, слоговые таблицы, домики для слов, загадки
Ход занятия
I. Оргмомент.
– Подготовка органов артикуляции к работе.
Артикуляционная гимнастика:
- губы «трубочкой»-«кружочком»
- «грибок»
- «загоним мяч в ворота»
II. Основная часть.
1. Называние темы занятия. Характеристика звука [Ш].
(Л) – Ребята, послушайте слова, которые я назову: машина, шипы, уши, шум..
(Л) – Какой звук встречается во всех словах?
(Д) – [Ш].
(Л) – Правильно.
(Л) – Где находится язычок при произнесении этого звука?
(Д) – Вверху.
(Л) – Назовите громко и чётко картинки, которые лежат у вас на партах.
(Л) –Все дети называют свои картинки (мишка, шишка, кукушка, лягушка)
(Л) – Какой звук был во всех ваших словах? [Ш] Вспомним характеристику этого согласного звука.
(Д) – Твёрдый, глухой, шипящий.
(Л) – Над каким звуком мы продолжим работу сегодня?
(Д) – [Ш]
(Л) – Сегодня будем повторять звук [Ш].
2. Соотнесение звука с буквой.
(Л) – Какой буквой обозначают этот звук? Напишите пальцем в воздухе (на ладошке).
– Теперь и я напишу вам на ладошках эту букву. Найдите у меня ошибки, если они будут.
3. Чтение слогов на одном выдохе со сменой ударения.
ША – ШО – ШУ – ШИ
ША – ШО – ШУ – ШИ
ША – ШО – ШУ – ШИ
ША – ШО – ШУ – ШИ
4. Звукобуквенный анализ и синтез слогов.
(Л) – Что получиться: !-ый звук [У] , 2-ой звук [Ш] = УШ, а переставить их местами? (ШУ)
1-й звук [И], 2-й звук [Ш], 3-й звук [У] = ИШУ (УШИ)
1-й звук [У], 2-й звук [Ш], 3-й звук [А] = УША (АШУ)
1-й звук [Ш], 2-й звук [О], 3-й звук [Ш] = ШОШ (ШОШ)
5. Произношение звука (Ш) в словах. Звукобуквенный анализ слов.
(Л) –У меня есть картинки детей. Дадим им имена, в которых есть звук [Ш].
(Д)-Маша, Миша, Наташа, Паша, Даша, Гриша
(Л) – Чем отличаются слова: Миша – Маша, Паша-Даша?
6. Произношение звука [Ш] в предложениях.
(Предметные картинки, картинки детей)
(Л) – Назвать этих детей ласково и подарить им что-нибудь.
(Д) – Это Машенька. Подарю Машеньке ромашку.
Это Мишенька. Подарю Мишеньке машинку.
Это Наташенька. Подарю Наташеньке шишку.
Это Пашенька. Подарю Пашеньке шубку.
7. Загадки.
(Л) – Отгадайте загадки и получите картинку-отгадку.
Мала, сера, а никому не мила. (мышь)
Мягкие лапки, а в лапках царапки. (кошка)
Два брюшка, четыре ушка. (подушка)
(Что такое брюшко? Объясните.)
В праздники на улицах
В руках у детворы
Горят, переливаются
Воздушные … (шары).
(Я. Аким)
8. Физминутка.
«Ушки на макушке».
Выполнение движений по речевой команде, а не по показу логопеда.
Руки вверх. (У логопеда руки опущены вниз.) Положить правую руку на левое плечо, а левую – опустить…)
9. Определение места звука [Ш] в слове. Игра «Поселим слова в домики».
(Л) – Ребята, определите место жительства вашей картинки и объясните свой выбор. (мышь, подушка, кошка, шары)
10. Рифмованные чистоговорки.
Дети читают начало чистоговорки, а конец придумывают и добавляют.
Ша – ша – ша – (мама моет малыша; как погода хороша.)
Шо – шо – шо – …
Аш – аш – аш – …
Ош – ош – ош – …
11. Помоги Незнайке. Исправь ошибки. (Работа на карточках)
Дети называют картинки, исправляют ошибки в записанных словах и соединяют стрелками слово с картинкой.
(Проверка)
III. Итог занятия.
(Л) – С каким звуком мы сегодня работали?
(Д) – [Ш]
(Л) – Всё получалось? (Дети высказывают свои мнения.)
Вспомните слова, которые мы заселяли в домики.
(Д) – Мышь, подушка, кошка, шары.
(Л) – Молодцы. Все хорошо поработали.
Дома придумайте ещё по две чистоговорки со звуком [Ш].