Цель занятия: Познакомить детей с иллюстрациями Ю.Васнецова к русским потешкам.
Задачи:
- учить внимательно рассматривать иллюстрации, выделять выразительные средства в рисунках художника (сказочность, декоративность); замечать в них главное и детали.
- побуждать детей делать по иллюстрациям описания, комментировать их, активизировать словарный запас.
- вызвать эмоциональный отклик при рассматривании, развивать эстетический вкус.
Предварительная работа: Чтение потешек, рассматривание книжных иллюстраций, обыгрывание текстов.
Словарная работа: Пополнить словарный запас прилагательными при описании кота, побуждать использовать в речи образные выражения.
Оборудование: Экран для показа слайдов, книжка с иллюстрациями к потешкам (маленького размера), игрушка кота.
Литература:
- "Ознакомление дошкольников с графикой и живописью" А.А.Грибовская, Педагогическое общество России, Москва, 2006 год.
- Тексты русских потешек.
Описание хода занятия.
Дети рассаживаются на стулья перед экраном. За портьерой слышится тихое мяуканье. Появляется Кот Мурыч, грустный и печальный.
В - Здравствуй, Кот Мурыч, почему ты такой печальный?
К.М - Никто со мной не дружит, а я так хочу с кем - нибудь поиграть.
В - Не расстраивайся, Кот Мурыч, мы поиграем с тобой. Посмотри, сколько у нас детей.
К.М. - Правда, все такие красивые, нарядные, наверное, очень дружные.
В - Ребята, давайте скажем Коту Мурычу красивые и ласковые слова (дети гладят кота и "хвалят" его). Кот Мурыч, а где твои друзья?
К.М. - Ушли в сказку, вот в эту книжку (достает маленькую книжку). В ней такие красивые и яркие иллюстрации, хотите посмотреть?
В - Кот Мурыч, книжечка маленькая, а ребят много, они ничего не увидят, но я тебе помогу. Закройте глазки: Крекс - Фекс -Пекс!
Приложение, рисунок 1 - на экране иллюстрация к потешке "Кисонька"
К.М.- Как здорово! Картинка стала большой! А это Кисонька - Мурысонька, моя знакомая кошечка. Какая красивая! Как думаете, куда она пошла? Чем украшена мельница? Кто мельник? Что растет вокруг мельницы? Куда кисонька складывает пряники? Кого встретила Кисонька - Мурысенька? Почему вы решили, что зайчиха старенькая, что в ее одежде об этом "говорит"? Как одета Кисонька? (сказочная мельница, маленький мышонок, волшебные цветы, плетеная корзинка, красочные пряники).
- Ребята, а кто расскажет потешку про Кисоньку - Мурысеньку?
Рисунок 2 - на экране иллюстрация к потешке "Ходит кот по лавочке".
К.М. - Да это - мои друзья Котофей Иванович и Кошка Мурка. У них нарядный дом, украшенный цветами и яркими птицами. В доме у кота весело, все нарядно одеты, а кто еще с ними? А почему у кота и у кошки открыты ротики? Как одета кошка, котята и кот? Такая красивая и красочная иллюстрация. Расскажите мне потешку про кота и кошку.
Рисунок 3 - на экране иллюстрация к потешке "Мыши водят хоровод"
К.М. - Ребята, посмотрите, мой любимый кот Василий опять спит. Какая у него необычная кровать, нарядное и теплое одеяло, красивый коврик на стене, дом украшен колоннами. Что делают мыши? Какие они? Как одеты мыши? Вы правы, мыши нарядные, все разные, с разным характером. Художник изобразил их веселыми, жизнерадостными. Мышки веселятся так, потому что кот проснется еще не скоро.
Хотите поиграть, может, мы разбудим кота?
Подвижная игра "Мыши водят хоровод".
Ход игры
- Дети встают в круг, выбирают водящего - кота. Кот "спит", дети - "мышки" говорят слова потешки, идут по кругу. "Кот" просыпается и ловит "мышей".
Рисунок 4 - на экране иллюстрация к потешке "Наша - то хозяюшка"
К.М. - Здесь кот совсем иной - добрый, трудолюбивый, хозяйственный, на шее старательно завязан голубой бантик. Он что - то напевает. Курочка и собачка наводят порядок в доме, везде чисто и уютно. Собачка в красивом переднике с розовым бантиком. Даже мышонок не остался без работы. Что мы видим в открытое окно? Хозяюшка несет воду с колодца. А вы, ребята, помогаете маме выполнять домашние дела? А как вы это делаете? Игра - имитация с проговариванием слов потешки ("подметаем пол", "моем посуду", "нарезаем хлеб").
Рисунок 5 - иллюстрация к потешке "Тили бом"
К.М. - На этой картинке случилось несчастье? Что произошло? Кто тушит пожар? В чем несет курица воду? Кто пожарные? Как одеты пожарные - коты? На головах сверкающие каски, форменные курточки, они спешат к кошкиному домику. Посмотрите на кошку, у не испуганные глаза, шерсть дыбом. Давайте поможем потушить пожар, подуем на огонь. Дыхательная гимнастика: долгий выдох, прерывистый выдох.
Рисунок 6 - иллюстрация к потешке "Ходит конь по бережку"
К.М. - Я дружу не только с котиками, у меня есть знакомый конь, он очень любит гулять по лугам. Вам нравится эта лошадка? Как художник ее украсил? В гриве бантики, хвост пушистый, весь в завитушках, седло расписное. Какие чудесные и необычные сказочные цветы на этом лугу. Веселое лучистое солнышко озаряет все вокруг. Куда поедет лошадка? А вы хотите покататься на ней?
Подвижная игра "Лошадки" - дети прыгают по залу, выставив ножку вперед, изображая лошадок, "цокая язычком" и проговаривая слова потешки. Остановившись, дети произносят: "Тпру!" (артикуляционные упражнения для языка и губ, согласование движений и речи).
К.М. - Я хочу познакомить вас с художником, который нарисовал эти иллюстрации. Это Юрий Васнецов. Вам понравились его картинки? Спасибо вам, ребята, вы не дали мне скучать и грустить. Я обязательно приду к вам в гости с новой книжкой и новыми иллюстрациями.
Дети прощаются с Котом Мурычем, гладят его, говорят "красивые, ласковые" слова.