Правила человеческих взаимоотношений

Разделы: Внеклассная работа, Социальная педагогика


Цель: Формирование у воспитанников коммуникативной культуры, умения ценить людей.

Задачи:

  1. Расширить знания воспитанников по проблемам общения, показать значимость общения в жизни людей;
  2. Формировать уважение к чувствам и мнениям других людей, точкам зрения;
  3. Развивать навыки дискуссии и творчества;
  4. Выработать и обсудить правила, которые помогают сохранить дружбу, правила человеческих взаимоотношений.

Ход занятия

Презентация

Организационный момент.

Небо ясное над нами, твердь земная под ногами.
Мир дороги открывает, солнце свет нам посылает,
Солнце поднимается, сердце согревается.
Согревается земля с ней и Я.
С добрым утром всех, друзья!

- Я очень рада видеть вас сегодня, ребята!

Вступление по теме.

Игра «На острове»

Закройте глаза и опустите голову. Сейчас вы совершите путешествие в одно незнакомое, но чудесное место. Ваш дальний родственник умер, оставив вам в наследство свой остров. Он был очень богат. Когда вы пролетаете над островом, готовясь вступать во владение им, вы не верите своим глазам. На острове много домов, зелени, гавань с яхтой и пляжем. Здесь круглый год стоит теплая погода. Из письма вы узнаете, что здесь вы сможете провести остаток жизни, не испытывая ни в чем нужды. Но есть одно условие - вы никогда никого не должны приглашать на этот остров. Вы можете заказать все, что пожелаете, и вашу просьбу выполнят.

- Как бы вы поступили в этом случае, принимая во внимание то, что вы не имеете права изменять условия завещания?

- Почему?

Работа по теме занятия.

Слово «взаимоотношение» подразумевает в себе взаимное отношение, двух или нескольких лиц. Но взаимоотношение бывает разное: между любящими друг друга парнем и девушкой, родителями и детьми, а так же между лучшими друзьями и знакомыми, работником и начальством. Эти отношения проявляются в словах, интонациях, жестах и т. д.

И сегодня я предлагаю вам порассуждать над отношениями между людьми в обществе. Тема нашего занятия: «Правила человеческих взаимоотношений» /слайд 1/.

Стрельба, нападение, разборки, драки... Это - приметы нашего времени. Чтобы услышать и увидеть такое, не обязательно даже смотреть крутой боевик, достаточно открыть газету или послушать выпуск новостей. Поэтому проблема взаимоотношений между людьми сегодня столь актуальна и я хочу рассмотреть её вместе с вами.

В этом разговоре не только я буду обсуждать вышеперечисленное, но и вы. Или еще проще сказать - проведем дискуссию.

Сейчас ребята покажут как разборки и драки нужно стараться избегать любыми способами. Давайте посмотрим, а затем проанализируем ситуацию.

Сценка «Око за око»

Скамейка в парке, сидят Кристина, Наташа и Леша.

Наташа: - О, какие все же они сволочи! Убить их мало!

Кристина: - А я-то, я-то всегда им верила, а они... (почти плачет).

Леша: - Девчонки, кончайте рассусоливать. Давайте все по порядку.

Кристина: - В общем, так. Решили мы с Наташей куртки себе купить, настоящие, кожаные, из Турции. Вот такие (показывает на себе). А тут как раз Сашка с Аллой в Турцию собрались, ну и говорят нам: "Давайте заодно купим". Ну, мы давай суетиться. С трудом денег набрали - где заняли, где вещи свои продали. Отказались от всего.

Леша: - Кошмар!

Кристина: - Деньги собрали, отдали им. Сидим, куртки ждем.

Наташа: - Я во сне себя видела - в кожаной куртке, а на ушах - какие-то ленточки белые. Думаю что такое?

Потом поняла - лапша.

Леша: - Дело проясняется.

Кристина: - В общем, привезли они нам куртки, мы их забрали, вроде бы все нормально, примерили - как раз

Леша: - Так в чем дело-то?

Наташа: - А в том, что они нас обманули. Объегорили. Обвели вокруг пальца.

Кристина: - Их знакомые видели на рынке - они там эти куртки на уцененной распродаже взяли. Вот так.

Наташа: - Знаете что? Им надо жестоко отомстить.

Леша: - Согласен. Но мстить надо хитро и тонко.

Кристина: - А как это?

Леша: - Надо сделку с ними затеять, через подставное лицо, а потом обмануть. Пусть дергаются.

Наташа: - Надо нанять ребят, чтобы избили их!

Входит Максим.

Максим: - Привет всем!

Леша: - Слушайте сюда, нам Макс может помочь. С ним они почти незнакомы. Вот этим и воспользуемся. Закрутим вот такую махинацию! Согласен.

Стоп. Обсуждение.

- А теперь давайте порассуждаем, какой бы вы выход нашли в этой ситуации.

Сейчас мы предлагаем вам наш выход в этой ситуации.

Финал.

Максим: - Нет, ребята, так не пойдет. Если мы им начнем мстить, то мы сами до их уровня опустимся. Сначала обман, потом избиение - так ведь все это на нашей совести останется. Я думаю все нужно сделать по справедливости.

Кристина: - Как это?

Максим: - Во-первых, нужно с ними поговорить, попросить отдать деньги.

Наташа: - Ха, так они и отдали!

Максим: - Зато они будут знать, что вы обо всем в курсе. Если не отдадут, сообщите им, что вынуждены будете рассказать всем знакомым, как они делают дела.

Леша: - И это все?

Максим: - Все.

Леша: - А как насчет отомстить?

Максим: - Не надо, будь выше этого. И больше не имейте с ними дел, не здоровайтесь, это подействует.

Леша: - Да ну, ерунда это.

Кристина: - А ты знаешь, Леша, по-моему, Макс прав. Месть - дело нечистое.

Наташа: - Странно, но я тоже согласна.

Максим: - А куртки-то ничего?

Наташа: - В общем, да.

Максим: - Так что, считайте, что они настоящие, и носите на здоровье.

- Вот теперь попробуем извлечь из этого вывод.

Обсуждение.

А я предлагаю вам такой вариант:

"Не пожелай (и не делай) ближнему своему того, чего самому себе не желаешь" (Д.

Карнеги) /слайд 2/.       

Мир огромен. В нем живет множество незнакомых нам людей. Эти люди работают, учатся, воспитывают детей. А теперь сравните эти огромную массу людей с кругом ваших знакомых, которых вы сможете узнать в лицо и чьи имена вы помните.

- Какой вывод можно сделать?

(Насколько мал круг знакомых нам людей. Близкие знакомые известны нам по имени, с ними мы делимся мыслями, обсуждаем проблемы, им мы можем доверять, к ним мы обращаемся за помощью. А вот незнакомые люди нас не интересуют).

Друзья и знакомые - непременная часть нашей жизни, души, нашего «Я». Человек должен жить среди знакомых и близких людей /слайд 3/.

Мы нуждаемся в близком человеке, нам нужна его преданность, эмоциональная

поддержка, разумный совет, помощь в трудную минуту.

Так вот, есть специальное слово, которое обозначает близкие отношения между людьми.

- Назовите его!

- Да, это дружба /слайд 4/.

Дружба - это сильное чувство, жить без друзей бывает просто невозможно. Хотя друзья не являются нашими кровными родственниками, они частичка нашей жизни. Не зря говорят: «Живешь не с тем, с кем родишься, а с тем, с кем сдружишься».

- У кого есть настоящий друг или друзья?

Я давала вам задание написать сочинение-рассуждение «Мой друг: какой он?». Отдельные строчки ваших работ представлены в кабинете.

Давайте попробуем догадаться, кто мог написать такие слова о своем друге.

/зачитывание отрывков и обсуждение/

А теперь давайте поиграем.

Игра.

У вас на столах лежат карточки, в которых перечислены самые разные качества. Вам надо расставить прилагательные в порядке убывания их значимости во фразе: «Моим другом может быть человек, который....» /слайд 5/.

- Что выбрали под цифрой 1?

- Под цифрой 2?

- Под цифрой 3?

- Почему такой выбор?

- Кто иногда ссорился с друзьями? Как вы выходили из ситуации ссоры?

- Помогает выходить из ссоры умение общаться.

Проведем мини-практикум.

Разбейтесь на пары. Первые номера рассказывают вторым о своем увлечении, любимом занятии. Вторые номера должны внимательно следить за выражением лица, интонацией партнера, а затем описать то, что заметили.

Вторые номера рассказывают о своем увлечении, а первые стараются выполнить здание учителя («Не смотрите в глаза, ведите себя так, как будто вам скучно и неинтересно»). После этого вторые номера описывают, что мешало им общаться с партнером.

- Сделайте вывод.

Сформулируйте правила, помогающие общению.

Общение будет приятным и полезным, если вы будете соблюдать определенные правила. Эти правила или принципы взаимопонимания вам всегда пригодятся в общении со знакомыми и малознакомыми людьми.

Правила или принципы взаимопонимания /слайд 6/.

  • Уважай своего собеседника
  • Доверяй себе и другому
  • Признавай право другого человека думать и поступать самостоятельно
  • Будь искренней в своих чувствах и мыслях
  • Прощай собеседника, если он оказывается неправ
  • Цени мнение другого человека
  • Не игнорируй сознательно других людей
  • С самого начала придерживайтесь дружелюбного тона

Я открою вам ещё один секрет. Есть волшебное средство хорошего общения и прощения, взаимопонимания и помощи. Используя это средство можно уладить любой конфликт.

- Отгадайте, что это за средство?

- Да, это улыбка /слайд 7/.

Если вы хотите нравиться людям, хотите добиться успеха, тогда улыбайтесь. Человеческая улыбка - настоящая, согревающая душу и сердце - нужна. Улыбающиеся люди приносят удачу и себе, и окружающим людям. В мире знакомых и незнакомых людей с улыбкой будет всегда легко. Улыбаешься - значит здоров и энергичен. Искренне улыбающиеся люди - добры и отзывчивы. Пусть таких людей будет больше.

- Итак, что вы должны помнить, общаясь с людьми?

- Давайте прочтем стихотворение Роджера Уоддиса. /слайд 8/.

Лишь пять вещей должны все знать
И вам язык не враг
КОМУ сказать,
О ЧЕМ сказать,
КОГДА?
И ГДЕ?
И КАК?

- Как вы умеете общаться со знакомыми и незнакомыми людьми, мы проверим прямо сейчас.

- Вы смотрели передачу «Сто вопросов взрослому»? Сейчас мы приглашаем сюда взрослого и задаем ему 5 вопросов. Назовем нашу программу «5 вопросов взрослому» /слайд 9/.

Проведение игры.

- Почему я дала вам такое задание? (Со знакомыми и незнакомыми людьми мы выстраиваем взаимоотношения по-разному, при этом надо помнить, кому и что можно сказать и спросить, как это сделать).

- Какой теме посвящено наше сегодняшнее занятие?

- Почему поднята именно такая тема?

- Что понравилось на занятии?

Человек, который совершает плохой поступок, рискует остаться в одиночестве и вызвать

осуждение окружающих. И наоборот, бывают действия и поступки, которые возвышают людей в глазах других. И в том, и в другом, находясь перед выбором, прежде чем что-то сделать, подумай о последствиях. И пусть решения окажется верным.

Впереди вас ждёт много славных дел. Вы сделаете нашу планету Земля красивой. Но прежде, вы должны вырасти настоящими людьми. А это значит, что вы должны быть добрыми, отзывчивыми, вежливыми, понимающими.

Спасибо вам, ребята, за минуты общения, за ваше участие, поддержку. На этом наше занятие окончено.

До свидания!