Цели урока:
- Познакомить учащихся с странами - соседями России, их достопримечательностями.
- Развивать навыки самостоятельной работы и работы в группах.
- Расширить кругозор учащихся.
Оборудование: справочники, энциклопедии, учебник, дополнительная информация, план работы, листы оценивания работы (индивидуальные и групповые), атрибутика, презентация.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Постановка учебной задачи.
- Ребята, скоро лето, пора отпусков. Давайте помечтаем, куда бы вы хотели отправиться с семьей, где бы хотели побывать?
- А где вы уже бывали?
- Кто из вас был за границей?
- А что необходимо, чтобы отправиться в другую страну? (Знания о ней.)
- Скажите, а много ли вы знаете о разных странах? Давайте попробуем оценить примерно свои знания по этой теме. На столах у вас лежат листочки, сделайте на них отметку, много ли вы знаете о разных странах.
- Теперь давайте посмотрим, на экран. Слайды № 1-6.
- Ребята, давайте попробуем сегодня забыть, что вы ученики 4 класса, а заглянем в будущее и попробуем побывать в новой для каждого из вас роли. Давайте представим себя работниками туристического агентства. Чем занимаются его сотрудники? А надо ли работникам самим знать что - то о тех странах, куда они продают путевки?
- Чтобы привлечь туристов в свое агентство, сотрудники должны сами много знать о каждой стране, уметь о ней рассказывать, знать ее достопримечательности и т.д. Только так можно привлечь клиентов.
- У нас четыре команды. Четыре туристических агентства. Каждая команда будет знакомиться с той страной, которую она выберет, а потом расскажет о ней всем остальным. Ваша задача - привлечь в свое агентство как можно больше посетителей. Давайте распределим, кто, чем будет заниматься в команде.
Нам надо выбрать:
Организатора - он занимается всеми организационными вопросами, осуществляет контроль за работой всей группы, помогает выбрать, как можно добраться до этой страны.
Экскурсовода - он будет знакомить всех со страной, рассказывать о ней.
Консультантов (2 - 3 чел.) - отвечают за сбор информации о стране.
- Обсудите и распределите роли в своей группе.
- Сейчас каждая команда выбирает страну, о которой она будет собирать информацию.
- У вас на столах есть план, по которому вы должны составить рассказ, дополнительная информация о стране, учебник, энциклопедии и справочники.
- В течение 5 минут вы самостоятельно изучаете и отбираете необходимый материал, выбирая только самое главное и интересное, а затем будете отчитываться о проделанной работе. Будет оцениваться качество и быстрота сбора материала.
3. Восприятие и первичное осознание нового материала, осмысление связей и отношений в объектах изучения.
Самостоятельная, коллективная работа детей по изучению темы по заданному плану.
4. Обобщение и систематизация знаний.
- Каждая команда, представляя страну, на доске размещает:
Название страны.
Флаг.
Столица.
Национальный костюм.
Жилища.
Команды рассказывают по плану отобранный ими материал.
Рассказ сопровождается презентацией, выполненной в программе Power Point.
- Все остальные внимательно слушают выступающих и оценивают, понравилось ли вам выступление ребят, в соответствии ли с планом они работали, заинтересовали ли они вас. (Дети после выступления команды оценивают ее работу, т.е. кому понравилась работа группы, тот отдает этой команде чемоданчик, чем больше у команды будет чемоданчиков, значит, тем больше клиентов привлекла ваша фирма).
Выступление команд.
- После каждого сообщения, материал обобщается:
- Как можно добраться до этой страны? Каким видом транспорта?
- Назовите самые интересные, по вашему мнению, особенности этих стран.
- После сообщения о стране, проводятся конкурсы:
Япония.
- Обувь на платформе - традиционная японская обувь. Большая платформа позволяет пройти по улице, не запачкав кимоно - традиционную одежду японцев. А сейчас мы представим себя японцами и поиграем.
Физминутка.
Обувь такую носят японки,
Легки, грациозны японок походки,
Мелким шажочком, попробуй, пройди,
Только смотри - не упади!
- Встали, сложили руки перед грудью, улыбнулись, попробуйте, не отрывая ног от пола повернуться сначала в одну сторону, потом в другую.
Китай.
- Предполагается, что впервые палочки для еды начали использовать в Китае в третьем столетии до новой эры. Делались они из бамбука. Палочки довольно трудны в освоении, но для того, кто научился владеть ими в совершенстве, являются удобным и универсальным столовым прибором. Китайцы особо отмечают, что палочками они едят потому, чтобы не царапать зубы железками.
- Представьте, что в руках у вас не карандаши, а традиционные китайские палочки. Попробуйте ими взять что-нибудь на столе и переложить на другое место. Получилось?
Финляндия.
- Культуры ханты и манси, коренных жителей нашего края, во многом совпадают с культурой, языком и обычаями жителей Финляндии.
- Задание: к финской пословице подобрать аналогичную по смыслу русскую пословицу:
Тот не заблудится, кто спрашивает. (Язык до Киева доведет).
Дания.
- Кому принадлежат эти слова: "Я все еще остаюсь таким же ребенком, как и прежде, но даже рад этому". Их произнес в конце жизни великий сказочник. Кто это? (Г.Х. Андерсен).
- Какие произведения, написанные этим замечательным человеком вы знаете?
Подведение итогов урока.
- Сейчас посмотрим, как внимательно вы слушали друг друга.
Закончи предложения:
Восточные соседи России - :. (Япония и Китай)
Японию называют :. (Страной Восходящего солнца)
Китай - одна из самых :. (Густонаселенных стран мира)
Китайская культура :. (Одна из древнейших в мире. Ученые Китая утверждают, что ей более 5 тысяч лет.)
Северные соседи России - :. (Финляндия и Дания).
Финляндию называют :. (Страной болот).
- Подведем итог, какое агентство пользуется большей популярностью, кто смог привлечь больше посетителей. (Подсчет очков).
- Скажите, а нужны ли нам с вами знания о странах. Для чего мы сегодня проводили такую работу? (Чтобы сохранить дружеские отношения с народами других стран - нашими соседями по планете Земля, нужно знать их.)
- Люди планеты Земля, независимого от того, какой они национальности и на каком континенте живут, должны сохранять мир, добрые отношения и взаимопонимание. Это и есть условия того, что на земном шаре не будет несчастных людей.
- Как говорят об этом в народе? Прочитайте, что гласит народная мудрость. Как вы понимаете эти слова? (Обсуждение пословиц и поговорок о дружбе).
5. Рефлексия.
- Оцените, пожалуйста, свою работу на уроке.
- Отметьте, пожалуйста, насколько выросли ваши знания о странах. Поставьте отметку на листочке.
Поднимите руку, кто считает, что он с работой на уроке:
- справился;
- сомневался;
- не справился.
Сообщение домашнего задания.
Используя словари и энциклопедии, подготовьте сообщение о государстве - южном или западном соседе России.